Правила посещения синагоги женщинами. Правила поведения в синагоге

К аждый человек, пришедший в синагогу, является желанным гостем. Если не знаете как поступить в том или ином случае, не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

О дежда при посещении синагоги должна быть опрятной и достойной. Посещать синагогу в спортивном костюме, шортах, или рабочей одежде запрещено.

Ж енщины. По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть платок или любой другой головной убор. Руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По еврейской традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках. Поэтому синагогу лучше посещать в юбке или в платье.

М ужчинам в синагоге можно находиться только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Во время молитвы мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Обычно в синагогах делается специальное отделение, балкон или галерея для женщин. По еврейскому закону не возбраняется взять с собой в молитвенное помещение ребенка противоположного пола, если ему не больше 9 лет. Эти правила распространяются только на время самой молитвы. В любой другой ситуации, например, во время праздничной трапезы или концерта, мужчины и женщины могут находится где угодно: мужчины - заходить на женскую галерею, женщины – в молитвенный зал.

М езуза (ивр. מְזוּזָה‎, букв. `дверной косяк`)
Переступая порог синагоги, вы должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы. Мезуза – это футляр, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Однако в некоторых синагогах мезузы может и не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения.

П оведение . В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно и прилично, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву. По еврейскому закону мужчина может прикасаться к женщине только случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена. Поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято здороваться за руку, тем более обниматься и целоваться.

С ложившийся в течение многих веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Любой взрослый мужчина(еврей) , может руководить богослужением. В некоторых больших еврейских общинах для чтения молитв, обычно по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми прихожанами в синагоге.

Синагога является иудейским храмом.

Она представляет собой центр религии для представителей еврейской национальности. Здесь прекрасно встречают всех, кто заходит внутрь. Поэтому, если вы не знаете правил поведения в синагоге, не надо бояться. Можно спросить совета у более опытных прихожан.

Мы советуем вам посетить центральную Московскую синагогу – «Бейс Менахем». Здесь ежедневно проводятся молитвы, а также занятия, помогающие изучить Торы.


Она возведена на месте разрушенного иудейского храма «Марьина Роща». Перед посещением представленного места, мы советуем ознакомиться со следующими рекомендациями:

1) внешний вид должен быть сдержанным. Для посещения синагоги не подходят шорты, спортивная одежда, короткие платья или юбки. Необходимо, чтобы голова была покрыта. Наиболее подходящий головной убор – это еврейская кипа;

2) переступая порог синагоги, нужно дотронуться до футляра, расположенного на двери.


Он является мезузой, в которой находится отрывок текста из священной Торы. Также в стеллажах располагаются молитвенники – сидур, с ними может ознакомиться любой прихожанин;

3) поведение в храме должно быть достойным. В стенах синагоги недопустимы ругательства, сквернословие, курение. Нельзя посещать храм, если вы находитесь под действием алкоголя или наркотиков. Запрещено перебивать раввина, громко разговаривать, мешая молиться другим людям.

Согласно правилам еврейской общины, мужчина может дотрагиваться до представительницы противоположного пола, если она приходится ему мамой, дочкой, сестричкой или женой. Таким образом, встречая знакомую слабого пола, нельзя обмениваться с ней рукопожатиями, обниматься и целоваться.

Суббота является особым днем для еврейской общины. В этот день запрещено работать, разговаривать о делах, а также заключать какие-либо сделки. Также в субботу закрыта лавка в синагоге, поэтому если вы хотите приобрести что-то, это можно сделать в любой другой день.

Каждый, кто пришел в синагогу - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете, как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Одежда

Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По , руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше прийти в юбке или в платье.

Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге . Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову по еврейской традиции следует не только в синагоге: это знак признания власти Б-га, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Мезуза

Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

Поведение

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговаривать о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Если Вы опоздали на молитву

Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит, что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

В чем пойти в синагогу?

Уважаемый раввин... у меня есть к Вам вопрос - в какой одежде должны входить в синагогу женщины?

Вообще мне 15 лет - хочу пойти в синагогу (в первый раз) и даже не знаю, что делать. Можете ли Вы мне что-нибудь посоветовать?

Julijew
Киргизия

Никаких специальных одежд для посещения синагоги не существует. Есть лишь несколько непременных условий, которые еврейская женщина должна выполнять всегда и везде: чистота , аккуратность и скромность .

В шаббат (в субботу) и в праздники принято надевать что-то более нарядное. Но - не слишком яркое, не «вызывающее».

Еврейская женщина не носит брюки (см. на сайте ответ «Пиджак и дамские брюки - в чем разница? » ), не носит платья и блузки с большими вырезами. Юбки и рукава должны быть не короче определенной длины. Об этом мы уже писали на сайте (см. ответ «О женской одежде » ).

И еще: голову, согласно еврейской традиции (дома, на работе, на улице, в синагоге и т.д.), в любую погоду покрывают только замужние женщины (см. на сайте ответ «Женщины покрывают голову » ). Девушкам, если того не требуют погодные условия, не надо надевать головной убор (см. на сайте ответ «Девочки голову не покрывают » ).

Обычно в синагогу приходят (и мужчины и женщины), чтобы молиться вместе с общиной. На всякий случай (если Вы еще не знаете этого) отметим, что, согласно еврейской традиции, мужчины и женщины молятся отдельно. Скажем, мужчины - на первом этаже, женщины - на втором. Или для женщин, к примеру, в общем молитвенном зале выделяется некая «территория».

Для того, чтобы молиться с общиной, нужен определенный опыт. Понятно, что у Вас его пока еще нет. Но бояться или стесняться этого - не следует. Опыт постепенно накапливается, главное - начать. Перед тем, как пойти в синагогу в первый раз, возьмите сидур (сборник еврейских молитв) с русским переводов и дома внимательно просмотрите его содержание. Вы увидите, какие молитвы читают утром, днем и вечером (евреи читают молитвы три раза в день). А дальше… В любой синагоге найдутся люди, которые помогут Вам сориентироваться.

Вы, наверняка, обратили внимание на то, что все ответы на сайте (а их у нас уже более тысячи) распределены по темам (разделам). К примеру - «Мировоззрение», «История», «Ѓалаха и быт » и т.д.

Выберите и прочтите, прежде всего, те, которые разъяснят самые насущные для Вас на данный момент вопросы.

Советуем чаще заглядывать на наш сайт. Вы найдете здесь много интересного и полезного. Кроме того, полагаем, что его посещение (не только раздела «Спроси у раввина», но и - других) положит начало серьезному изучению еврейской традиции. А Вы, как нам представляется, хотите вернуться к своим «корням». Ведь не случайно у Вас появилось желание пойти в синагогу…

Текст составлен творческой группой сайта


(Андрей)

Отвечает Михаил , раввин мессианской общины Винницы:

Ш алом, Андрей.

Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма — разрешат ли христианину туда войти?
3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

Давайте разберемся по порядку.

1. Не будет ли это грехом?Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

А вот и кое-что из Апостольских правил:

«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля? ), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора:

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем ».

Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

В той же главе:

В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

2. Разрешат ли христианину туда войти?

Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

3. Будет ли это для него назидательно?

Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

Подписывайтесь:

1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.