Влияние эмоций на профессиональную деятельность человека. Эмоции, деятельность и поведение

Понятие эмоций

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.

Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси- тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все- возможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по- ведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це- лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.) , и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны- ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.) ,

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер.

2.1 ЗНАК ЭМОЦИИ

Эмоциональный процесс имеет положительный и отрицательный знак.

Регуляция поведения осуществляется благодаря формированию мозговых структур, функционирующих в определенном порядке. Дезорганизация этого порядка означает отрицательную эмоцию, а поддержание и развитие деятельности соответственно существующим структурам - сущность чувства удовольствия.

Возникает вопрос, является ли отрицательная эмоция следствием дезорганизации регуляторных процессов или ее причиной. Можно ответить, что она является и тем, и другим: фактор дезорганизующий процесс, вызывает негативное эмоциональное состояние, а это состояние в свою очередь прекращает и дезорганизует действия, которые привели к столкновению с данным фактом. Отрицательная эмоция не только приводит к дезорганизации, но может также и способствовать организации определенных действий: под влиянием отрицательных эмоций формируются акты убегания, нападения или устранения негативного фактора.

Таким образом, отрицательный процесс содержит в себе элементы как дезорганизации, так и организации.

Но эмоции не всегда направлены на защиту главных интересов организма, особенно когда какой-либо ситуативный или случайный интерес находится в противоречии с другими интересами субъекта. Ведь не редко для удовлетворения одной потребности приходится отказываться от удовлетворения других. Эмоциональный процесс обычно не учитывает всех интересов субъекта - устойчивых и временных, общих и частных, настоящих и прошлых. Чаще всего его особенности определяются актуальной иерархией отношений в системе регуляции, то есть доминирующими в данный момент потребностями. Если личность хорошо интегрирована, то учет интересов доминирующей в данный момент структуры равнозначен учету интересов всей целостности; в случае отсутствия интеграции (как это бывает у инфантильных лиц, наркоманов или при психических заболеваниях) эмоциональные реакции, отвечая только одной, непропорционально выраженной потребности, могут оказаться в остром противоречии с главными интересами субъекта.

Довольно часто в конкретной ситуации ни одна из потребностей не приобретает устойчивого преобладания; в таком случае возникают амбиволентные чувства и эмоциональный конфликт.

2.2 КАЧЕСТВО ЭМОЦИИ

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. В последнем случае возникает напряжение или подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося, но несбывающегося предвосхищения развивается безразличие, скука и даже неприязнь.

Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление).

Эмоциональная реакция зависит также и от времени, когда произошло то или иное значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему - гнев, к будущему - печаль.

Эмоциональные процессы, связанные с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой, общие для человека и животных. Но человеку свойственны и высшие эмоции, называемые “чувствами”. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми. Качество высших эмоций, или чувств, зависит от того, каким психологическим образованиям соответствует действующий эмоциональный сигнал. По этому основанию можно выделить чувства, связанные с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, чувства товарищества, сочувствие) , с родительской потребностью (нежность, забота), с потребностью власти, доминирования (чувства превосходства, авторитета, высокомерия, силы) и т. п.

3. КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА

Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, более того, она оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом.

3.1 ЭМОЦИИ И ТЕЛО

В мышцах лица во время эмоций происходят элекрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. При сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. Такие резкие изменения соматических функций во время сильной эмоции указывают на то, что при эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы тела. Такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта. Эти телесные изменения могут также быть использованы при решении ряда вопросов как чисто медицинского плана, так и проблем психического здоровья. Эмоция активирует автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы.

3.2 ЭМОЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ

Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь “розовые очки”. Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект “суженого зрения”).

3.3 ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь “сердитые мысли”. В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и исследованию.

3.4 ЭМОЦИИ И ДЕЙСТВИЯ

Эмоции и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать.

3.5 ЭМОЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт (или порогов) к различным эмоциям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые выросли в одинаковой социальной среде (воспитывались в дошкольном учреждении), показали значительные индивидуальные различия в эмоциональных порогах и эмоционально - окрашенных деятельностях.

Однако, когда у ребенка низкий порог по отношению к какой-либо определенной эмоции, когда он часто ее испытывает и выражает, это неизбежно вызывает особого рода реакции со стороны других детей и окружающих взрослых. Такое вынужденное взаимодействие неизбежно приводит к формированию особых личностных характеристик. На индивидуальные эмоциональные черты также существенно влияет учет социального опыта, особенно в детстве и в младенчестве. Ребенок, которому свойственна вспыльчивость, ребенок пугливый, естественно, сталкиваются с различными реакциями своих сверстников и взрослых. Социальное последствие и, следовательно, процесс социализации будут сильно различаться в зависимости от эмоций, наиболее часто испытываемых и выражаемых ребенком. Эмоциональные ответы влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но также на интеллектуальное развитие. Ребенок с тяжелыми переживаниями значительно меньше склонен к исследованию окружающей среды, чем ребенок, имеющий низкий порог для интереса и радости. Томкинс считает, что эмоция интереса так же важна для интеллектуального развития любого человека, как упражнения для физического развития.

3.6 ЭМОЦИИ И СОЗНАНИЕ

То мнение, что эмоция может рассматриваться как отдельное или особое состояние сознания, не является новой точкой зрения в науке. Великий биолог девятнадцатого столетия Герберт Спенсер описал “центрально-инициируемые эмоции” следующим образом: “... их начало и окончание во времени сравнительно не определенны, и они не имеют четкой локализации в пространстве. Иначе говоря, они не ограничены предшествующими и последующими состояниями сознания с какой-либо определенностью, и нет границ между ними и сосуществующими с ними состояниями сознания”.

Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как измененные состояния, или, более точно, как специфические или особые состояния сознания. Индивид, совершив какую-либо нелепость, часто объясняет свое поведение, говоря: “я был вне себя”, или “я не помнил себя”. Любой, кто испытал сильную эмоцию, представляет, что эмоциональное переживание - это необычное состояние сознания.

Идея различных состояний сознания существует со времени античной философии. А с середины ХIХ столетия биологи предполагают возможность и находят некоторые доказательства того, что каждое отдельное полушарие мозга контролирует совершенно отдельное сознание. Современный невролог Газанига заключает: “Данные указывают на то, что разделение полушарий создает две независимые сферы сознания в пределах одного черепа, иначе говоря, в пределах одного организма”.

К тому мнению, что может быть больше, чем один тип или состояние сознания, относится давняя идея о существовании множества путей познания. В ХIII столетии Роджер Бэкон говорил о двух способах приобретения знания через доказательство и через опыт. Об этих различных способах познания говорят и некоторые современные ученые и философы. Один из этих способов, доминирующий в современном мышлении, описывается как логический и рациональный. Другой - как познание интуитивное, не вербализуемое, или “рецептивное”. Особые состояния сознания, возникающие благодаря специфическому интересу или радости, или их некоторой комбинации, и направляют стадии интуитивного, невербального рецептивного познания. Определенные эмоциональные состояния организуют стадии аналитических, критических, логических, рациональных процессов. Таким образом, эмоция, как процесс постоянно взаимодействует с процессами, характеризующими другие состояния сознания, что обуславливает многочисленные взаимосвязи между эмоциями и разумом.

4. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.

4.1 ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ

Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например, развивающиеся по отношению к ним ориентировочно - исследовательские процессы), ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

4.2 ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ (мотивирующая роль эмоций)

Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ “аварийного” разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.

Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны “навязать” человеку определённые поступки, при чем даже когда они для него нежелательны.

4.3 ДЕЗОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)

Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.

Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.

4.4 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.

1).Эта функция обсуждается под разными названиями:

    закрепления - торможения (П.К. Анохин);

    следообразования (А.Н. Леонтьев);

    подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. (работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).

2).Эвристическая функция.

Эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974г.). Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969г.).

В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

4.5 В лияние эмоций на деятельность человека.

С давних пор известны случаи, когда под влиянием эмоций человечество что – то создавало, придумывало. Творчество – это один из способов выражения своих эмоций. И оно отражает внутренний мир человека. На своем примере я хотел бы раскрыть суть своего творчества, его характер.

С раннего детства в моей жизни было много красок, эмоций, как положительных, так и отрицательных: забота и любовь родителей, разочарование в друзьях, обиды. Идя в ногу со временем, мой отец и его брат увлекались игрой на гитаре, слушали одну из популярных на то время группу «Кино». Творчество выдающейся группы « Кино» полностью опиралась на замечательного бардовского поэта Виктора Цоя. В своих песнях, через рок, группа выражала протест государственному строю, а выступая на концертах обращалась со своими мыслями к обществу. Море восторженных эмоций возникло у меня в душе и ведь даже сейчас, когда Виктор Цой умер, творчество его остается жить, приобретает новых слушателей и пробуждает интерес у молодежи игры на гитаре.

Творчество барда заинтересовало и меня, я стал учиться музыке, но все давалось не так просто как хотелось, так как руки, пальцы непривыкшие зажимать струны, постоянно фальшивили, и гитара не правильно выдавала звук. Все это само с собой потихоньку исчезло, потому что очень часто тренировался. Через некоторое время я стал более сносно играть, слушал музыку и учил новые песни.

В этот момент в моей жизни появилась девушка, с которой я был очень счастлив, и чувства к ней стали настолько огромны и сильны, что мне хотелось постоянно быть с ней, восхищаться ее чистой душой и светлым образом. Эти чувства и захватывающие эмоции вдохновляли меня на новые познания музыки.

Все шло по принципу от простого к сложному и в какой – то момент мне захотелось исполнить что – то необъяснимое, лирическое и очень красивое.

Притворив свое желание в жизнь и под давлением распирающих меня от счастья эмоций, я написал первую песню, но останавливаться на достигнутом я не собирался и знания в музыке перевел на начальную профессиональную стадию, создал группу, которая может выводить мои идеи и музыку в общество, как и Виктор Цой. Мое отличие от барда в том, что мои песни основаны и будут основываться только на романтическом лирическом герое. Он будет советовать людям жить и любить, как я, сильно, чисто и беззаботно, проявлять только положительные эмоции; это будет в будущем, я уверен. А сейчас мы с группой упорно тренируемся и живем по принципу от простого к сложному. А я так же люблю свою девушку, а значит у меня многое еще впереди.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате столкновения человека с каким-либо предметом или явлением, у него возникает определенная реакция.

Оценка формирования силы и характера эмоций зависят от следующего:

    какое значение имеет данное событие - позитивное или негативное, в результате чего возникает положительная или отрицательная эмоция;

    может ли человек соответственно отреагировать на данное событие или он лишен этой возможности;

    время, когда произошло событие.

От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны. Эмоция может внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации.

Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Существует тесная действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Деятельность людей характеризуют бесконечно многообразные эмоции, чувства человека. Многообразие этих чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они реально осуществляются.

И в конце моего доклада приведу пример одной из песен из моего репертуара:

Встречать закат с любимой – это праздник,

Но жить спокойно мне здесь не дано.

Меж звезд раздался гром – это к ненастью.

Крик кукушки затих уже давно

Звучанье струн, оборванные нити

Не выдадут затяжный адский дождь.

И стон солдат и мольбы «Помогите!»

И смерть друзей в глазах моих ты не поймешь.

Заснув тихонько приснится тебе праздник,

Что дома ты и я давно с тобой.

Поверь, родная, закончится ненастье

Влияние эмоций в жизни человека понимается, то какое влияние оказывают эмоции на человека . А эмоции сопровождают нас на протяжении всей... нашей жизни , в любой...

  • Роль эмоций в жизни человека (1)

    Реферат >> Психология

    ... на его деятельность. Таким образом, цель работы рассмотреть роль эмоций в жизни человека . Понятие об эмоциях Эмоции ... процессе общественной истории и под влиянием культуры. Описанные выше действия... закружиться голова, и под влиянием удач они перестают, как...

  • Социальное познание традиционно рассматривается как сугубо когнитивный процесс, в ходе которого человек апеллирует категориями, ценностями, социальными верованиями, аттитюдами и таким образом выносит суждение о людях. Однако психологические исследования говорят о том, что на выбор социальной информации и стратегию е анализа оказывают влияние эмоции человека.

    Эмоции и выбор информации.

    Эмоциональное состояние человека оказывает влияние на внимание к разным аспектам информации, ее интерпретацию, запоминание и воспроизведение. В частности, эмоции:

    • - определяют атрибуцию человеком своих успехов и неудач. Человек, испытывающий позитивные эмоции, чаще использует внутренни и контролируемые причины при объяснении своих успехов и реже -В при объяснении своих неудач, чем человек, испытывающий негативны эмоции. Однако это происходит в случае, когда успехи и неудачи затрагивают периферические, а не центральные элементы Я-концепции;
    • - направляют внимание человека на одну информацию о партнер в ущерб другой. Люди, испытывающие позитивные эмоции, дольш изучают сведения, говорящие в пользу партнера, а испытывающи негативные эмоции, - сведения против него;
    • - актуализируют в сознании человека одну информацию о партнере и подавляют другую. Например, люди, испытывающие позитивные эмоции, легче припоминают социально желательное поведение партнера, а испытывающие отрицательные эмоции, - социальн нежелательное поведение;
    • - оказывают влияние на интерпретацию поступающей информации. Получая противоречивые сведения о партнере, человек, испытывающий позитивные эмоции, интерпретирует их в пользу партнера а испытывающий негативные эмоции, - против него. В первом случае накопление денег и нежелание их тратить интерпретируется ка бережливость, а во втором - как скупость и жадность;
    • - оказывают воздействие на оценку партнера. Люди, испытывающие положительные эмоции, дают ему более позитивную оценку а испытывающие отрицательные эмоции - более негативную оценку Как следствие, первые более склонны к кооперации и помогающем поведению, а вторые - к агрессии и конкуренции (см. главы 9 и 10).

    Таким образом, при вынесении суждений наблюдается эффект конгруэнтности эмоций: люди отдают предпочтение той информации, оценка которой соответствует валентности эмоционального состояния.

    Когда это происходит? Ответ на этот вопрос содержится в модели «вливания» эмоций (affect infusion model ) Дж. Форгаса. По его мнению влияние эмоций на предпочтение информации зависит от стратеги анализа, которую человек использует в данный момент. Он выделяе четыре стратегии, которые различаются широтой анализа и количеством усилий, затрачиваемых на обработку информации.

    • 1. Стратегия прямого доступа (direct access ) характеризуется узконаправленным анализом информации и небольшим количеством когнитивных усилий. Как правило, эта стратегия используется при решении простых, хорошо знакомых задач. Суждения человека при этом не зависят от его эмоционального состояния.
    • 2. Стратегию мотивированной обработки (motivated processing )В отличает узконаправленный анализ информации и большое количество когнитивных усилий. Как правило, эта стратегия используется пр решении исключительно важных для человека задач, когда он рассматривает лишь ту информацию, которая тесно связана с достижение поставленной цели. Суждения людей, использующих эту стратегию либо не зависят от эмоционального состояния, либо соответствую эффекту неконгруэнтности, при котором человек отдает предпочтени информации, противоречащей его эмоциям.
    • 3. Стратегия эвристической обработки (heuristic processing ) предполагает широконаправленный анализ информации и небольшое количество когнитивных усилий. Эту стратегию используют люди, которые слаб заинтересованы в анализе информации, находятся в условиях лимит времени или высокой когнитивной нагрузки. Они ошибочно рассматривают свое эмоциональное состояние как результат реакции на конкретный стимул. В этом случае наблюдается эффект конгруэнтности эмоций:В мы придаем большее значение тем характеристикам партнера, которы соответствуют валентности нашего эмоционального состояния.
    • 4. При использовании стратегии независимой обработки (substantive pocessing ) человек производит широконаправленный поиск информации и прикладывает большие усилия для ее анализа. Как правило это происходит, когда он выносит суждение при отсутствии лимит времени, свободных когнитивных ресурсов и при наличии мотиваци вынести точное суждение. В этом случае также наблюдается эффек конгруэнтности: эмоции выполняют роль прайминга - активируют т элементы ассоциативной сети, оценка которых соответствует текущем эмоциональному состоянию (см. главу 1).

    Эмоции и выбор стратегий анализа информации. Помимо предпочтения информации, эмоциональное состояние оказывает влияние на выбор человеком стратегии ее анализа. Как следствие, у людей испытывающих позитивные (радость) и негативные (печаль) эмоции возникают эффекты, связанные с тщательностью и способом обработк информации, например:

    • - люди, испытывающие радость, больше доверяют окружающим чем те, кто чувствует печаль; больше верят в подлинность эмоций которые демонстрирует партнер; больше доверяют подозреваемым которые отрицают свою вину в совершении преступления;
    • - радостные люди уделяют меньше внимания индивидуально информации о партнере, чем печальные; чаще используют при оценк людей стереотипы - простые представления о характеристиках, свойственных членам определенной социальной группы (см. главу 16);В чаще демонстрируют эффект первичности (см. главу 1);
    • - люди, испытывающие радость, более поверхностно анализирую поступающую информацию, чем печальные; менее внимательны к деталям сообщения; хуже аргументируют свою позицию; проводят меньше различий между серьезными и несерьезными аргументами;
    • - радостные люди обращают меньше внимания на характеристики ситуации, чем печальные; чаще совершают фундаментальную ошибк атрибуции (см. главу 2); меньше реагируют на справедливость взаимодействия (см. главу 8).

    Для объяснения подобных различий было создано две группы моделей.

    В моделях первого типа различие между стратегиями проводится на основе количества усилий, которые человек прикладывает дл обработки информации. Например, согласно модели когнитивно настройки (cognitive-tuning model ) эмоции являются для человека сигналом о том, что происходит вокруг него. Человек, испытывающи позитивные эмоции, считает текущую ситуацию благоприятной и безопасной. Как следствие, он доверяет суждениям, вынесенным на основ поверхностного анализа информации, и не прикладывает усилий дл ее дальнейшей обработки. В то же время человек, испытывающий негативные эмоции, воспринимает ситуацию как опасную для себя и пытается найти источник опасности. Для этого он проводит тщательны анализ информации о происходящем. Глубина анализа сказываетс на количестве сведений, которые человек привлекает для формирования представления о партнере, а также на стратегии анализа убеждающего сообщения, речь о котором пойдет в главе 7 (см. эвристикосистематическую модель анализа информации). Люди, испытывающи негативные эмоции, чаще ищут дополнительные сведения о партнер и учитывают их при вынесении суждения, а также чаще анализирую аргументацию сообщения и реже его форму, чем люди, испытывающи позитивные эмоции.

    В моделях второго типа критерием различия стратегий является соотнесение новой информации и существующих когнитивных структур. Согласно модели ассимиляции - аккомодации (assimilation-accommodation model ) Г. Блесса и К. Фидлера эмоции не столько регулируют усилия, которые человек затрачивает на анализ информации сколько запускают одинаково трудоемкие, но качественно разны стратегии обработки информации - ассимиляцию и аккомодацию При стратегии ассимиляции внешняя информация подгоняется по содержание аттитюдов и категорий. В то же время при использовани стратегии аккомодации аттитюды и категории изменяются под воздействием новых сведений. Люди, испытывающие позитивные эмоции чаще используют стратегию ассимиляции, а люди, испытывающие негативные эмоции, - стратегию аккомодации. Это происходит, поскольк позитивные эмоции говорят человеку о безопасности ситуации, и следовательно, о соответствии действительности уже существующи элементов когнитивной системы. В то же время негативные эмоци являются для человека сигналом об опасности происходящего и свидетельствуют о необходимости пересмотреть существующие взгляды.

    Таким образом, между эмоциями и социальным познанием существует двухсторонняя связь. С одной стороны, эмоции оказывают влияние на анализ информации о себе и окружающих людях, а с другой - возникают в результате этого анализа. В обоих случаях они становятс одним из факторов, оказывающих влияние на поведение человека.

    Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает; к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и неудовольствие, радость и печаль, любовь и ненависть, боевое возбуждение и страх, волнение и спокойствие - всё это примеры различных чувств или эмоций.

    Богатство чувств - необходимое условие высокого и разностороннего развития внутренней жизни. Скудность и бедность чувств налагают на жизнь печать серости и скуки, делают человека бездейственным и незначительным. Человек равнодушный и сухой не может быть настоящим борцом: чтобы бороться, надо любить то, за что борешься, и ненавидеть то, против чего борешься. Не может такой человек быть и творцом. Без пламенной любви к своему делу никогда не бывает творческого отношения к нему. Без энтузиазма и воодушевления не бывает крупных успехов и достижений.

    Чувства бывают разными:

    Эмоциональное отношение человека к познанию явлений природы и общественной жизни - это интеллектуальные чувства.

    Эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни, обществе, искусстве - это эстетические чувства.

    Проявление эмоционального отношения к поведению других людей и своему собственному - это нравственные чувства.

    Те чувства, которые возникают у человека в ходе его трудовой деятельности, называются практическими чувствами.

    Чувства отличаются огромным разнообразием качеств и оттенков. Основные качества или признаки, которыми характеризуются чувства, образуют пары противоположных качеств: удовольствие - неудовольствие, радость - печаль, веселье - грусть, любовь - ненависть, возбуждение - спокойствие и т.п. Эту особенность называют полярностью чувств. Противоположные эмоциональные качества образуют как бы полюсы, между которыми располагаются всевозможные промежуточные оттенки чувств. Сами эти противоположные качества называются полярными качествами.

    Другая важная противоположность, или полярность эмоциональных качеств - это противоположность между активным и пассивным характером чувства. Чувства возбуждения, напряжения, подъёма, бодрости имеют активный характер. Чувства покоя, беззаботности, угнетенности, подавленности, уныния имеют характер пассивный. Таким образом, различают чувства стенические повышающие жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию, и чувства астенические понижающие жизнедеятельность и уменьшающие силу и энергию. Одно и тоже чувство, в разных ситуациях может действовать на человека по-разному. Бывает бурная, возбуждённая радость, вызывающая прилив сил и жажду деятельности, - это чувство стеническое, но бывает радость тихая, связанная с освобождением от забот и трудов и вызывающая жажду покоя; такую радость можно назвать чувством астеническим.

    Самый сильный источник чувств находится в деятельности человека.

    Любой процесс деятельности может либо раздражать, либо доставлять наслаждение. Очень важно для человека сделать правильный выбор своей профессии. Если профессия нравится, человек работает с удовольствием - вдохновенно и легко, без напряжения. Появляющиеся у него положительные эмоции лишь помогают в работе. Ведь занятие любимым делом всегда является источником радости. При проявлении у человека отрицательных эмоций значительно быстрее развивается утомление, снижается работоспособность, увеличивается потребность в отдыхе.

    Эмоциональные состояния - это переживания овладевающие человеком: настроение, аффект, страсть, состояние эмоционального напряжения, фрустация. Все они по-разному сказываются на человеке в ходе его профессиональной деятельности.

    Настроение - это слабо выраженное эмоциональное состояние человека, воздействующее на его трудовую деятельность. Настроение, завися от каких-либо причин, выражается в форме положительного или отрицательного переживания. Положительные переживания стимулируют деятельность, отрицательные, наоборот, снижают активность.

    Аффект - бурно протекающая кратковременная эмоциональная вспышка (сильный гнев, отчаяние, ужас). Как правило аффекты протекают с отключением сознания. Сужается объём внимания, возникают затруднения в его распределении и переключении.

    Стресс - эмоциональное состояние, вызываемое необычными ситуациями (при больших умственных или физических перегрузках и т.д.). Как аффект, так и стресс - крайне нежелательное для работников состояние, поскольку оно отрицательно сказывается на их качестве труда. Сильный стресс ведёт к срывам в поведении. При этом ухудшаются восприятие, память, внимание, мышление, координация движений. Но в тоже время слабый, едва выраженный стресс может активизировать деятельность человека. У волевого человека в условиях стресса повышается собранность и организованность.

    Фрустация - эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он воспринимает как очень трудные или непреодолимые. Фрустация - это обида на самого себя. Человек теряет веру в свои способности, у него «все валится из рук».

    Так же источником разнообразных и очень сильных чувств являются трудности и неудачи, без которых не обходится ни одна деятельность. Отношение к ним может быть самым различным. Они могут вызывать чувство неуверенности, растерянности, беспомощности, досады, но могут также быть источником прямо противоположных чувств: уверенности в себе, сознания своей силы, своеобразных переживаний бодрости и возбуждения. Человек «рассердившийся» после неудачи, может иногда достичь результата, который упорно не давался ему, пока он был в спокойном состоянии.

    Не менее яркие чувства вызываются успехом, сознанием достигнутой цели. Чувства радостного удовлетворения, ликования, законной гордости, облегчения после напряженных усилий сопровождают обычно окончание большой и трудной работы.