Умение дружить – талант, данный немногим. Для тех, кто умеет дружить Вместе делаем уроки и играем

УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ДРУЖИТЬ?

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребёнок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

О ВАЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ

Если вашему ребёнку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребёнка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут... Можно поиграть с тобой?».

Время от времени ребёнок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребёнка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребёнка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

При этом неважно, сколько друзей будет иметь ребёнок. Количество друзей, необходимое ребёнку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребёнку достаточно иметь двух-трёх хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудность начинается, когда у родителей и ребёнка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребёнок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребёнка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребёнка, тогда как ему (родителю) кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Хорошо, когда ребёнок окружён большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестаёт действовать. Даже очень общительному ребёнку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.

Число друзей варьируется по мере взросления ребёнка, также как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребёнок младшего возраста обычно выдаёт целый список имён.

Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причём своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой.

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

Независимо от того, 5 или 15 лет ребёнку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжёлым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с этой трудной ситуацией. Чем же могут помочь родители?
· Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребёнок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
· Научите ребёнка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека, и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2–3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.
· Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь , даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят с родителями о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребёнок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдёшь себе новых друзей». Ребёнок может решить, что вы не принимаете всерьёз его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло: поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Чем старше становится ребёнок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нём других детей. И если у ребёнка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на вечеринки, то ребёнок начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого ребёнка: в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребёнка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребёнка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребёнок должен сам.

Материал по теме: рамка «Совет родителям» из серии статей «Как найти настоящих друзей» (журнал «Пробудитесь!», выпуск от 08.12.2004, стр. 11).

Экология сознания. Психология: Наверное, первое чему учится человек с самого детства - это умение дружить. И это реально счастье, когда у тебя есть настоящие друзья. Но бывает и так, что под маской дружбы прячутся иные формы отношений, которые зачастую несут нам боль разочарования. Поэтому значимо научится умению различать дружбу в мозаике форм отношений между людьми.

«Друг». «Подружиться». «Дружба». «Дружелюбие»...

Понятия, которые знакомы нам всем, но можем ли мы дать им четкое определение?

Наверное, первое чему учится человек с самого детства - это умение дружить . И это реально счастье, когда у тебя есть настоящие друзья. Но бывает и так, что под маской дружбы прячутся иные формы отношений, которые зачастую несут нам боль разочарования.

Поэтому значимо научится умению различать дружбу в мозаике форм отношений между людьми . Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

Дружба - это чувство

Начнем с уже имеющихся определений дружбы.

Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).

Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).

В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство».

Согласно труду Джеймса Стронга, глагол филео означает «быть кому-то другом (любить), т. е. выражать привязанность (означающую личную приверженность, в которой преобладают чувства)» («Сторожевая башня», выпуски от 15.10.93, стр. 12, 17, 18 и от 1.10.96, стр. 9).

Итак, что получается?

Во-первых, дружба - это чувство.

Во-вторых, она возникает спонтанно. Нельзя дружить по велению ума.

В- третьих, дружба основана на равенстве честности уважении.

Основные функции дружбы - защита и поддержка.

Друг - это другой я, который сможет дополнить меня в ситуации, когда я один не справляюсь, в беде, в горе и т.д. При этом друг рядом со мной и в радости. Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести (с)

Очень часто можно наблюдать, когда двое «дружат» против кого-то, ну или против всех. Такой вид дружбы допустим, но, наверное, он является одним из самых примитивных видов дружбы, когда двоих объединяет лишь желание победить третьего и делает людей зависимыми друг от друга. Так часто дружат дети или незрелые взрослые.

А мы всё никак не хотим в этом себе признаться, даже если чувствуем, что происходит что-то не то. Находим оправдание определённым поступкам, утешаем себя, что «никто не без греха», боимся обидеть человека, и терпим, пока так называемый друг использует нас. При этом мы сами являемся потребителем в данной ситуации. Ведь одиночество так страшно и так хочется дружить, ну и пусть что друг такой, зато есть само понятие-дружба, вернее иллюзия дружбы.

Не у всех есть возможность дружить, но всем доступно такое понятие как «дружелюбие », которое можно проявлять по отношению ко всем людям в вашей реальности. И наверное дружелюбие это высший пилотаж в умении дружить .

Дружелюбие – благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

Словарь синонимов:

    это способность видеть и уважать личность в другом человеке.

    это готовность доверять окружающим и судьбе.

    это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.

    это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.

    это открытость ко всем проявлениям жизни.

    это улыбка человека жизни и ответная улыбка жизни человеку.

    это и черта характера человека, и манера его поведения.

Преимущества дружелюбия

Дружелюбие даёт:

    открытость – к построению отношений.

    обеспечивает интерес – к людям и окружающему миру.

    свободу – от обид и претензий к окружающим.

    приносит радость – от общения с людьми.

Дружелюбие – одна из наиболее достойных черт характера человека ; дружелюбие противостоит всем негативным эмоциям.

Рассмотрим крайности проявления "дружбы"

Один полюс - враждебность - полное отсутствие дружелюбия.

Другой перекос - полюс-навязчивость – избыток дружелюбия при отсутствии изначально уважения к себе - это когда человек создает форму позитивного друга и навязывается вам изначально в друзья, и также легко и быстро может стать врагом, то есть бросается из крайности в крайность.

Дружелюбие - золотая середина, полная мудрости позиция.

Друг - это другой я, такой же, как я. Подобное притягивает подобное. И если я хочу видеть рядом с собой честного, уважающего себя и других, умеющего сдержать слово, способного поддержать человека в трудную минуту и разделить с ним радость достижений, то, прежде всего, стоит эти качества развивать в себе.

Научитесь, прежде всего, дружить с самим собой, быть дружелюбным, тогда вы увидите вокруг множество дружелюбных людей, из которых вы сможете выбрать друзей!опубликовано

О диафильме сказке

Сказка Кто умеет дружить

Очаровательная сказка «Кто умеет дружить?» детской русской писательницы Татьяны Золотухиной вряд ли оставит вас равнодушными. И правда, из чего рождается и чем живёт взаимная привязанность? Почему нам так хочется иметь настоящих друзей и где их искать?

На эти и другие не менее важные вопросы, касающиеся такого исключительного понятия как дружба, отвечает сегодняшняя история.

Однажды в джунглях повстречались Слонёнок и Тигрёнок. Оба совершали утреннюю прогулку и чувствовали себя очень одиноко. Слонёнок, не долго думая, предложил новому знакомому свою дружбу. Но Тигрёнок не понял его. А Слонёнок и сам толком не знал, что такое дружба, поэтому не мог объяснить, чем они должны заниматься.

Немного посидев на полянке, оба малыша решили спросить совета у родителей. Ведь они взрослые и наверняка знают всё на свете. Но у родителей были более важные дела. Папа Тигр отдыхал после охоты, а мама-Тигрица болтала с Бегемотихой. Оба они отмахнулись от сына, когда тот спросил, что такое дружба. Слонёнку тоже не повезло. Его родители плескались в реке и не хотели думать ни о какой дружбе. Ещё бы, к чему лишние вопросы во время приятного купания? Чтобы чересчур любознательный ребёнок не мешал им наслаждаться, оба Слона ответили, что не знают ни о какой дружбе.

Солнце уже клонилось к закату, кода Слонёнок и Тигрёнок встретились вновь. Увы, ответа на свой вопрос они так и не получили. Но сдаваться новоиспечённые приятели не собирались. Они решили прогуляться по джунглям и расспросить встречных зверей.

Однако из этой затеи тоже ничего не вышло. Вертлявые обезьянки посмеялись над ними. А крокодил, у которого в тот день болел зуб, выругал за бестактность. Коварный хищник считал, что окружающие должны проявлять сочувствие к его беде, а не приставать с глупыми вопросами.

Всю дорогу Тигрёнок и Слонёнок старались сделать друг другу приятное и поддержать, если возникали проблемы. Они и не догадывались, что успели за это короткое время стать настоящими друзьями.

Наконец, малыши выбились из сил и присели отдохнуть. Вот они на картинке. Видите, как им хорошо вместе – это ли не главный критерий истинной дружбы? Пока Слонёнок и Тигрёнок путешествовали в джунглях, их родители сбились с ног, тщетно разыскивая пропавших детей. Хорошо, что большой пёстрый попугай обнаружил малышей. Как же удивились Слонёнок с Тигрёнком, когда умная птица назвала их друзьями. Выходит, они раскрыли секрет?

Вот только родители не были в восторге от того, с кем водятся их дети. Слоны увели сына в одну сторону, а Тигры – в другую и каждая семья заявила, что их чадо оказалось не в лучшей компании.

Как вы думаете, станет ли мнение взрослых препятствием для настоящей дружбы? Смотрите диафильм, читайте мудрую сказку и вы узнаете ответ.

Темп современной жизни редко когда дает возможность передохнуть, помечтать о будущем, или, наоборот, погрузиться в воспоминания. Мы все время торопимся что-то сделать, куда-то не успеть. Изменив стиль жизни, мы теряем традиции. Казалось бы, что может быть любопытнее, чем встреча выпускников, которые не виделись много лет? Но многие бывшие одноклассники не находят для них времени. Мы пишем в праздники один и тот же текст без обращения по имени и рассылаем его огромному списку людей. Это безличное произведение вряд ли у кого вызывает чувство теплоты и радости. Мы покупаем одинаковые подарки сослуживцам, нисколько не заботясь об индивидуальных особенностях. Сейчас редко кто заходит в гости к соседям, чтобы просто поболтать. Никто не сидит на лавочке у подъезда. Многие семьи, имеющие своих друзей в соседних с ними домах, жалуются, что по несколько месяцев не могут увидеться. Кажется, что у всего общества наступил «вакуум общения». И, естественно, если родители крайне мало отводят времени на общение с друзьями, походы в лес за грибами, совместные приготовления новых блюд, то ребенок тоже не будет уметь дружить.

Потребность в общении у детей есть всегда. В каждый период их развития она может удовлетворяться по-разному и разным количеством людей. Если для крошечного малыша крайне необходимо взаимодействие только с близкими людьми (но, тоже ежедневное и полноценное), то для ребенка садикового возраста круг общения расширяется. У него уже появляются приятели, воспитатели, с которыми он учится дружить. В начальной школе дети начинают пробовать дружить по-настоящему. Особенностью этого возраста считается очень непостоянная дружба. Они будто пробуют на вкус, что это такое «дружить». Поэтому, дружеские связи являются непрочными и недолговечными. В это время Ваш маленький школьник будет с упоением рассказывать о том, что «сегодня он дружил с Машей потому, что она дала ему резинку, а вчера - с Петей, ведь Петя подождал его после обеда, а вот завтра он собирается играть с Мишей…». Это - абсолютно нормальное явление для возраста 6-9 лет. Задача родителей в это время - следить за тем, чтобы их ребенок не остался в одиночестве. Обязательно интересуйтесь, с кем Ваш сын или дочь встают в пару, кто с ними сидит рядом в столовой, играют ли с ними другие ребята. Отвержение в среде первоклассников иногда достигает самых высших пределов. Бывает так, что ребенок долгое время проводит один на переменках, один сидит за партой, его сразу же после школы родители встречают на машине и увозят. И про него одноклассники начинают просто забывать. Не случайно, многие ученики первых классов, проучившись вместе до весенних каникул, продолжают называть некоторых ребят «этот мальчик» и «вон та девочка», не силясь даже запомнить их имена.

Для того чтобы ребенок умел дружить, понимал ценность этого редкого умения, его нужно учить дружбе. Каждый взрослый вкладывает в понимание «дружбы» что-то свое. Но, наверное, есть и общие важные критерии, которые могут понадобиться для определения дружбы. Это и желание помочь в сложной ситуации, и умение радоваться, а не завидовать, умение чувствовать настроение и поддерживать, желание делать сюрпризы и удивлять. В некоторых дружеских отношениях присутствует элемент соперничества. Если к нему относиться как к стимулу, возможно, это поможет в саморазвитии человека. Если же будет больше критики и саморазрушения, то стоит задуматься о причинах появления данных чувств.

Также мамам и папам стоит быть очень внимательными, когда подросток с гордостью заявляет, что у него «тысяча друзей в контакте» или в другой социальной сети. Постоянно общаясь только с виртуальными собеседниками, современные девочки и мальчики совершенно теряют коммуникативные навыки в «живой» действительности. Приходя к кому-то на день рождения, эти дети теряются, не знают о чем говорить с другими гостями, стараются не играть в сюжетные игры, часто говорят, что им «скучно» среди сверстников. Родителям потом стоит огромного труда подружить своего ребенка с кем-то из одноклассников. Поэтому, взрослым обязательно следует разрешать детям приглашать в гости других детей, устраивать им совместные походы и прогулки, использовать любую возможность дать своему ребенку поиграть со сверстниками. Можно договариваться о встрече в парке, кафе или просто во дворе. У ребенка любого возраста ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть хотя-бы одна эмоциональная привязанность (или попросту подруга или друг). Рано или поздно наступит время, когда даже при самых доверительных и близких отношениях между родителями и детьми, ребенку захочется посекретничать о чем-то со сверстниками. Общение выходит на первый план как возрастная потребность для предподросткового и подросткового возраста. И замечательно, если в то время, у ребенка кроме родителей - друзей, будут еще друзья-ровесники.

Уметь дружить, сохранять и поддерживать отношения, прощать и доверять сокровенное, поддерживать не только в горе, но и делить радостные моменты, развиваться самому и помогать развиваться своему другу, делиться и уметь сочувствовать, все это - очень сложно. Это настоящий труд - уметь дружить. Хочется только порадоваться за тех людей, которые умеют хранить дружбу десятилетиями.

И для того, чтобы Ваш ребенок хотя бы попробовал, что представляет из себя «настоящая дружба», начните с малого. Во-первых, перестаньте критиковать друзей ребенка, даже если они Вам не нравятся. Попробуйте вместе с ребенком определить, какие качества он ценит в своих приятелях, помогите ему разобраться, чего ему самому, возможно, не хватает, чтобы быть таким «как его друг». Затем, присмотритесь, в каких ситуациях Ваш ребенок особенно нуждается в товарищах. Может быть, Вы сами чего-то не додаете ему в отношениях. В-третьих, выбирайте вместе подарки для приятелей Вашего ребенка. Этим Вы укрепите, прежде всего, Ваши с ним отношения. Позволяйте детям свободно общаться и проводить время. Не навязывайте свое мнение Вашему ребенку о круге его общения. Лучше всего, придумывайте и планируйте какие-то совместные мероприятия для ребят, за что Ваш ребенок точно будет Вам очень благодарен. Учите детей не хвалиться новыми гаджетами друг перед другом, а лучше делиться новыми веселыми и смешными играми для поднятия настроения.

А еще, прямо сейчас, позвоните своему другу или подруге, которым собираетесь позвонить вот уже … дней, месяцев или лет. Возможно, это только пауза, но не конец отношений, ведь «дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг». И самое главное, друг в беде не бросит, и лишнего не спросит. Такого настоящего друга хочется пожелать абсолютно каждому ребенку, да и … каждому взрослому!

Год назад в календаре появилась новая дата — Международный день дружбы. Отмечается он 31 июля.

В песнях, стихах о дружбе и друзьях говорится и поется столь же часто, как и о любви. В этом кроссворде мы постарались напомнить строки этих песен и стихов. Призом победителю станет обед с другом в ресторане «Дружба».

По горизонтали: 4. «Ой, подруга …, расскажи мне свой секрет» (част.). 9. «Друга не надо просить ни о чем, с ним не страшна …» (песенн.). 11. «Друг мой — … мое плечо — будет со мной всегда» (песенн.). 12. Утреннее амбре после дружеской попойки. 13. Красавица, раздружившая Грецию с Троей. 14. Братья и друзья … и Гек. 15. «О подружке моей чернобровой знают все в нашей … стрелковой» (песенн.). 16. Чтобы назвать кого-то другом, надо с ним пуд … съесть (им. п.). 17. «Есть у нас такое правило — … стоит за всех и все за одного» (песенн.). 19. Лучше близкий друг, чем дальняя … . 21. Для слепого человека собака не просто друг, а … . 22. «Друзьям не встать. В округе без них идет кино, девчонки, их …, все замужем давно». 24. В мультфильме «Шарик в гостях у Барбоcа» его называют другом собаки. 26. «Как …, что все мы здесь сегодня собрались» (песенн.). 28. Как … ест железо, так и ссоры подтачивают дружбу. 31. Иногда ему приходится мирить и друзей. 32. «Нет уз святее …» («Тарас Бульба»). 35. Этот художник написал на холсте трех друзей-богатырей. 36. «… друзей, верных друзей, атомной бомбы и пушек сильней» (песенн.). 38. «Друг, оставь покурить, а в ответ — …, он вчера не вернулся из боя» (песенн.). 40. «Только … остается с человеком, … — верный друг твой навсегда» (песенн.). 41. «Так выпьем же за дружбу — крепкую, настоящую». Что это за жанр? 42. «… я жил и дружил, … любимой руки я коснулся» (песенн.). 44. «Дружба и братство дороже всякого …» (погов.). 47. «… мое я нашел в нашей дружбе с тобой» (песенн.). 48. «Друг ты … единственный, где моя любимая?» (песенн.). 49. С настоящим другом трудное … принимается легче. 51. Подруга поэта. 52. «Признаться, есть у нас в семье один всеобщий друг, мы без него, поверьте мне, буквально как без рук. За всем к нему идите, он в курсе всех событий, всегда вам может лучший дать совет». Вспомните имя песенного героя. 53. «Знаю, есть неизвестная … из …, где нас дружба чудесная непременно сведет» (песенн.). 55. Одна из пород четвероногого друга человека. 56. «Мне часто снятся те …, друзья моих военных дней» (песенн.). 57. Фильм «Мой друг Иван …».

По вертикали: 1. Лучший друг Чебурашки по имени Гена. 2. «Не имей … рублей, а имей … друзей». 3. «Друг всегда уступить готов … в шлюпке и круг» (песенн.). 4. Для друга … у нас всегда открыта. 5. «Здесь живут мои друзья, и дыханье затая, в ночные … вглядываюсь я» (песенн.). 6. Режиссер этой страны Акиро Куросава снял фильм о дружбе Дерсу Узала и Владимира Арсеньева. 7. «… в беде не бросит, лишнего не спросит» (песенн.). 8. Лучший друг Герцена. 9. «Мой друг, товарищ мой и …» (песенн.). 10. «Были … друга в нашем полку — пой песню, пой» (песенн.). 14. «Налей, дружок, по …, по нашей фронтовой» (песенн. им. п.). 18. «Звено такое … на свете не одно, ведь рядом с нами учится такое же звено» (песенн.). 20. Дружеский … на весь мир. 21. «…, …, это в наших силах Землю от пожара уберечь. Мы за мир и дружбу, за улыбки милых, за сердечность встреч» (песенн.). 22. С такой фамилией неплохо бы иметь подругу Иванову. 23. «Всегда у нас весело в классе — да здравствует дружба, …» (песенн.). 25. «Мы друзей за … прощали, лишь измены простить не могли» (песенн.). 26. По первому … приду на помощь другу (им.п.). 27. Настоящую дружбу … только скрепляет. 29. «Ведь они не прошли без следа, значит, будем дружить …» (песенн.). 30. «Что наша нежность и наша дружба сильнее …, больше, чем любовь» (песенн.). 32. Сколько главных героев в фильме «Верные друзья»? 33. «Свобода, …, братство». 34. Последний волшебный … сказочная девочка Женя оставила для больного друга Вити — и он выздоровел. 37. «Со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те». Назовите автора этих строк, который недавно отметил свой юбилей (см. фото). 38. «И друг мне … прошептал: «Прости, что я несносным стал» (стих). 39. Эта антагонистка любви нередко ломает и дружбу. 42. … друга надо заслужить. 43. Она дружбу только укрепляет. 44. «А сердце … и … оттого, что дружба превыше всего» (песенн.). 45. » … готов не только подвиг совершить, но и за друга голову сложить» (погов.). 46. «Знает …, знает юг, пионер — хороший друг» (песенн.). 50. «… с другом вышел в путь, веселей дорога, без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» (песенн.). 54. «Десять … учились с тобой, десять … мы дружили с тобой» (песенн.). 58. «С хорошим другом и … раем кажется» (погов.).