Сублимировать что. Что такое сублиматы, или же «сублимация — это…»? Сублимация как защитный механизм

Сублимация (или лиофилизация, от греческого «лио» - растворяю и «фил» - люблю ) — инновационное направление в здоровом питании. Диетологи утверждают, что такая еда значительно превосходит по своим качествам любые другие варианты для диетического питания и прекрасно подходит детям. Усваиваться она начинает прямо в пищеводе, а пары стаканов сока хватает, чтобы чувствовать себя бодрым весь день.

Что такое сублимированные продукты

Задача сублимационной сушки — превратить воду любого продукта, то есть его лед, в газообразное состояние, минуя жидкую фазу. То есть продукты сначала замораживают, а затем досушивают до готовности — и кристаллы льда вовсе удаляются из фруктов, мяса, овощей или соков. Заморозке поддаются мясо, простокваша, сливочное масло, овощи, фрукты, сметана, творог. Сублимируют даже водку! Потом в вакуумных сушках происходит вымораживание влаги, отчего продукт, не теряя своего естественного вкуса, становится почти что невесомым - иногда в десять-двадцать раз легче исходного, влажность его при этом не превышает 8-10%.

Чем быстрее и глубже замораживается продукт, тем мельче кристаллики льда и тем выше качество сублимата. Результат - высочайшая сохранность (а часто и преумножение ) вкусовых качеств, натуральность, питательность, витаминность и усвояемость. Еда сохраняет цвет и все свои полезные свойства, не приобретая ни консервантов, ни красителей, ни стабилизаторов с усилителями вкуса. Что очень важно, сублимируются только очень качественные продукты, так как расходы производителей очень высоки и репутация им слишком дорога.

Хранят сублиматы без холодильника. Трехслойная упаковка на основе алюминиевой фольги содержит внутри газообразный азот или другой сертифицированный ГОСТ ами инертный газ, мгновенно испаряющийся при вскрытии, - он и сберегает драгоценное содержимое. Ягоды и овощи - 2 года, молочные продукты - примерно 13 месяцев.

Продукты, которые можно превратить в сублимированные

Да практически все. Ягоды и фрукты - чернику, бруснику, айву, клюкву, ежевику, персики, яблоки, клубнику, смородину черную и красную, сливу, алычу, абрикосы. Причем как в виде сока, так и в виде пюре, а также нарезанные кубиками свежие фрукты. Не вздумайте, кстати, есть сублимированные ягоды как сухофрукты! Хотя они очень привлекательно выглядят и пахнут чудесно, но требуют огромного количества влаги, и дикая жажда впоследствии вам обеспечена! Любые овощи - чаще других встречаются картофель, свекла, капуста, лук, перец, морковь, кабачки, помидоры. Даже соленые огурцы. Пюре с мясной котлетой - самый быстроисчезающий продукт в интернет-магазинах летом. Мясные и рыбные продукты, грибы - как свежие, так и уже готовые к употреблению. Выпускают сырую и вареную говядину, курицу, вареную и копченую свинину, язык и печенку.

Особенно любимы ценителями здорового питания творог, масло, сметана, сыр, простокваша, кефир и йогурт. Масло становится даже «маслянее » - жирность сублимированного масла у российского производителя 97,2% против 82,5% обычного благодаря специальному оригинальному ноу-хау.

Сублимируют и спиртные напитки - в Европе встречается красное и даже розовое вино, у нас - водка. У продвинутых рыболовов и туристов ценится высоко - видимо, за снижение риска разбить драгоценную бутылку.

Вакуумно-сублимационную сушку придумал русский горный инженер Лаппа-Старженецкий, изобретя в 20-е годы прошлого века особую печь. Ее немедленно стала использовать фармацевтика - для производства сухих компонентов кровезаменителей и антибиотиков. В 60-е годы XX века технология пришла на службу полярникам, морякам, геологам и туристам. Первые тюбики с сублимированной едой можно и сейчас увидеть в Музее космонавтики .

Однако гурманы и последователи школ здорового питания особенно любят сложные в домашнем производстве овощные соки - например, бесценный свекольный. В сублимированном виде - разведенный теплой водой, через 10 минут он становится вкусным (в отличие от свеже-натертого из свеклы ) универсальным средством Макропулоса: снижает кислотность, очищает органы кроветворения, поддерживает уровень инсулина, снижает «плохой » холестерин, стимулирует потенцию, повышает гемоглобин.

На сколько кухонных подвигов в месяц хватит ваших сил, чтобы натереть и выдавить стакан не особенно вкусного свекольного и капустного сока или сока из петрушки для каждого члена семьи? То-то. А сублимированный: развел горячей водой пару ложек (можно и холодной, но это чуть дольше ) - и через 10 минут вкуснейший (а в вакуумной камере он становится еще и очень приятным на вкус ) сок готов. Равно как и полезнейшие соки из крапивы и сельдерея - если хотите, конечно, улучшить зрение, восстановить силы и вывести из своего организма самые разнообразные токсины.

Особенно сублимированный капустный сок оценят мужчины - народные рецепты с его оздоровительными утренними свойствами известны много веков. Ложка сублимата, полстакана воды - и страдание сменится блаженством. О целебном соке из сельдерея нужно вообще писать отдельную главу. Сублимированная крапива хороша тоже буквально везде - в салатах, пюре, модных зеленых коктейлях, ароматных щах. Бета-каротина она содержит больше, чем морковь, а витамина С - больше, чем грейпфрут.

Есть мнение, что цельные овощные соки желательно разводить водой 1:1, а также, например, яблочным соком. И больше стакана в день, пожалуйста, не употребляйте.

Упаковка и маркировка

Малая масса и удобство упаковки сублиматов - их несомненное достоинство не только для геологов-спелеологов и рыбаков с охотниками. Порция - герметично запаянный металлизированный пакет или банка - содержит от 30 до 50 г продукта. Инертный газ внутри предохраняет содержимое от порчи. Альпинисты при подъеме на гору наблюдают вздувание пакетов - производитель в этом случае рекомендует протыкать пакет, что, разумеется, сказывается на сроке хранения. Но редкий поход длится больше полугода, поэтому альпинисты не в обиде.

На каждом пакете должна быть наклейка с внятной подробной инструкцией и так называемым коэффициентом сублимации: сколько граммов продукта потребуется для получения первоначально задуманного блюда. Наши ГОСТы и ТУ не требуют коэффициента восстановления - он равен обычно коэффициенту сублимации, за исключением животного масла и еще некоторых других особенных продуктов (там он выше 1,3 ). Однако ТУ на каждой этикетке обязано присутствовать. Обратите внимание на последние цифры в ТУ - это год документа, в соответствии с которым товар проходит сертификацию. В России он должен быть не ниже 2005.

Пакеты обычно содержат около шести порций: они рассчитаны в основном на ценителей и приверженцев здорового питания. А вот таблетки и тюбики востребованы больше холостяками и путешественниками - их проще дозировать и легче тащить.

Тест-драйв

Вот что из волшебных продуктов удалось попробовать нам. И выводы наши таковы:

  • Вне конкуренции мясные бульоны.
  • Вкуснее прочих готовых блюд гречневая каша и картофельное пюре.
  • Мясные блюда оказались вкуснее рыбных.
  • Любую сублимированную пищу улучшает использование сублимированной же сметаны.
  • В готовые блюда непременно нужно добавлять приправы: перец, лук, травы.
  • Мясо-рыбу-грибы лучше заливать кипятком.
  • А ягоды для морса можно водой комнатной температуры, но тогда придется подождать минут 10-20.
  • Молочные продукты доводят до «товарного вида » в воде с температурой не более 40 градусов.

Горячее молоко получают так: сублимат нужно развести теплой водой, затем уже вскипятить.

Сколько стоят сублимированные продукты

По сути дела, недостаток у этой технологии один: цена для потребителя. Но ведь из 100 г нежной сублимированной телятины вы получите 1 кг ее же. Тем не менее психологически преодолеть этот барьер непросто. Второй недостаток - отсутствие сублиматов в сети обычных продуктовых российских магазинов. Цена отпугивает покупателя, разветвленные сети не берут такой товар. Покупают в розницу сублимированные изыски либо граждане, часто выезжающие за рубеж, либо начитанные гурманы, либо охотники-рыболовы и туристы. На Западе сублиматы можно купить повсеместно.

Российских производителей всего несколько: уж очень затратное и честное производство - крупная подмосковная компания «Гала-Гала », помельче - павлово-посадский «Биоритм », волгоградская «Галактика ». Один из самых известных магазинов, торгующий сублиматами в спортивном центре «Экстрим» в Москве, пользуется огромной популярностью не только у москвичей - заказы он формирует для Сибири, Краснодарского края и Центральной России. Продавцы говорят, что у них закупают и везут к себе долгоиграющий провиант туристы из Польши, Украины и Германии.

Знатоки рекомендуют американские AlpineAire и Mountain House , голландские МХ , немецкие Natural High и Wise , норвежские MRE - последние стоят 30 долларов за 12 порций вареного мяса, примерно 2,5 доллара за порцию, или в ведрах со сроком хранения 25 лет по 100 долларов за ведерко (15 упаковок в ведре, 4 порции в мешке ), получается 1,5 доллара за порцию.

Российские цены такие: порция 20 г (200 г готового продукта ) гречки с грибами стоит от 40 руб., столько же говяжий суп с картошкой, гуляш со свининой и омлет с маслом и копченостями. Творог сублимированный 30% жирности стоит от 80 руб. за 50 г, простокваша - 90 руб. за 60 г, масло - от 35 руб. за 20 г. Сублимированный сок свеклы - от 150 до 300 руб. за банку 50 г, капустный и крапивный - почти столько же, в зависимости от аппетитов продавца.

Время на чтение: 3 мин

Сублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

Технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

Обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

В полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

Сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

Сублимация по Фрейду

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в . В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов. Она может принимать самые разные формы.

Примеры сублимации :

Занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

Отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

И ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда не способен дать выход своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от , которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

Зигмунд Фрейд утверждал, что Леонардо стал исключительным потому, что у него без внутренней борьбы была полная сублимация полового влечения - либидо. Этим же Фрейд толковал собственную, аналогичную позицию и относил свою потрясающую работоспособность в сорок лет к результату полной, сознательной сублимации половой энергии. Зигмунд Фрейд, будучи атеистом, разделял иудейскую мораль о том, что интим «приличен» только для цели деторождения.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование . Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Рядовой телезритель, отвергая насилие в жизни, в экранных преступлениях находит для себя привлекательным зрелище, а также для него оно выступает искупительным освобождением от каждодневных переживаний и перенапряжений.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Каждый из нас слышал слово «сублимация». Многие для того, чтобы казаться высокообразованными и начитанными, употребляют его в своей речи совершенно неуместно, не понимая значения этого слова. Ни для кого не секрет, что родоначальником этого понятия был З.Фрейд, который применил его в своей концепции искусства. Узнать значение сублимации можно из философского словаря, энциклопедии по психологии и медицине. Разберемся, что означает этот термин простыми словами.



Что такое сублимация?

Сублимация (от латинского «sublimo» – одухотворяю, возношу ввысь) – способность психики человека привлекать и использовать внутренний защитный механизм, связанный со снятием возникающего биологического напряжения, скопившейся нерастраченной энергии посредством ее трансформации, преобразования в созидательную, активную, творческую, позитивную, социально приемлемую деятельность.

Когда говорят, что человек сублимирует свою энергию, это означает, что он переключается с физических и биологических потребностей на достижение социально значимых и культурных целей. Понятие сублимации включает в себя следующие компоненты:

  • перенаправление энергии с желания достичь низменных целей на достижение высоких, одобренных обществом целей (от сексуальных потребностей, инстинктивных человеческих желаний к творчеству, духовности);
  • эмоциональную перестройку человека;
  • психологическое раскрепощение, освобождение от биологических инстинктов;
  • трансформация скопившейся энергии в приемлемый обществом вид человеческой деятельности.




Психоаналитическая теория Фрейда

В конце XIX – начале ХХ века – величайший австрийский психолог и психоаналитик – использовал в своем учении понятие сублимации как первоисточника, первопричины, лежащей в основе всех культурных и художественных творений и произведений. По его мнению, смысл трансформации заключается в том, что физиологические потребности человека, которые являются врожденными, первичными (природное сексуальное влечение) переходят в другие цели, не связанные с сексуальным удовлетворением. Человек переключается на другие виды деятельности, нравственно-положительные, соответствующие моральным нормам и принципам, и получает такое же удовольствие, только плодами перенаправления энергии являются продукты творчества. Фрейд рассматривал сублимацию в качестве исключительно хорошей защиты, способствующей конструктивному поведению человека, востребованной деятельности и поиску социально адаптивного разрешения внутренних противоречий и конфликтов. Сегодня эта концепция стала значительно шире – кроме первичных потребностей, перенаправление энергии распространилось на любые неприемлемые импульсы, нежелательные, травмирующие и негативные переживания, не зависящие от их природного происхождения.

Пример: склонность к садизму трансформируется в общественно полезную хирургическую деятельность, сексуальная похоть – в занятия изобразительным искусством, склонность к агрессии – в занятия боевыми видами спорта, склонность к насилию – в профессиональную деятельность в силовых органах, нездоровый интерес к смерти – в работу патологоанатомами в моргах, вуайеризм – в стриптизерскую деятельность, пироманство – в работу в цирках и организациях, занимающихся созданием праздничных фейерверков и т.д. З.Фрейд применял основные положения этой теории в своей психоаналитической практике.

Сублимация Юнга

Карл Юнг, известный швейцарский психиатр, последователь Фрейда, критиковал фрейдовскую теорию сублимации. Он считал, что сублимация имеет эзотерическое происхождение и относил ее к мистическим явлениям. Юнг придавал этому термину абсолютно противоположное значение, указывая на невозможность научно обоснованного доказательства концепции Фрейда. Юнг не отрицал сексуальной подоплеки в любом виде общественной деятельности, но считал, что человек трансформирует скопившуюся от сексуального неудовлетворения энергию не преднамеренно и принудительно, а бессознательно, и для этого требуются алхимические преобразования – огонь и Первоначальная Материя.




С сублимированием сексуальной энергии связано понятие либидо. Это половой инстинкт, сексуальное влечение, которое имеет психологическое начало. Эта энергия самая мощная и доступная. Когда она реализовывается, то улучшается самочувствие человека, окружающий мир наполняется яркими красками, возрастает творческий потенциал, улучшаются человеческие взаимоотношения. Когда сексуальная энергия трансформируется в творчество, то человек говорит о том, что у него появилась муза, вдохновившая его, – это тот объект, который помог трансформировать неудовлетворенное либидо. В истории можно встретить немало примеров некоторых гениев, которые сознательно отказывались от удовлетворения естественных человеческих потребностей для великих свершений в творчестве (картины Леонардо да Винчи, Ивана Крамского). Но психотерапевты не одобряют подобного поведения с точки зрения физического и психического здоровья.


Демонстрацией самого известного примера сексуальной сублимации является итальянская кинокомедия режиссеров Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа «Укрощение строптивого», где главный герой, которого играет Адриано Челентано, убежденный женоненавистник, привыкший к грубой фермерской работе, колет дрова, высвобождая свою неуемную сексуальную энергию. Для него сексуальной сублимацией является тяжелый физический труд.

Современная трактовка

Современная точка зрения, касающаяся интерпретации понятия «сублимация» состоит в том, что сублимировать означает перенаправлять любые тайные стремления и неодобряемые обществом внутренние импульсы на такие формы поведения, которые поддаются контролю и положительно оцениваются социумом. В основе тайных стремлений и желаний лежит либидо человека.



Когда человека охватывает нежное чувство, когда его влечет к другому человеку, в нем очень часто просыпается какой-либо талант: в написании поэзии, изображении живописи или создании музыкальных произведений. Статистика свидетельствует о том, что все творческие шедевры создавались в тот момент, когда их творцов накрывала волна влюбленности.

  • Необходимо избавиться от внутренней зажатости, раскрепоститься;
  • Нужно работать над собственной креативностью, развивать свое воображение, направлять все усилие на открытие внутреннего потенциала;
  • Концентрация на бессознательном, избавление от комплексов, всего того, что мешает проявиться тайным желаниям;
  • Относитесь к себе с максимальным уважением и любовью, верьте в собственные силы и настройтесь на достижение небывалых высот;
  • Запомните, впитайте это чувство эмоционального подъема, того энтузиазма, который охватывает вас при одной только мысли об объекте вашего желания, доверьтесь интуиции.



Что это с точки зрения науки?

Современная наука трактует понятие сублимации гораздо сложнее и глубже, нежели просто находя ее связь с сексуальными желаниями человека. С научной точки зрения, это защитный механизм человеческой психики. Сублимация позволяет высвободить энергию человека через спорт, науку, творчество, религию. Гениальный режиссер Альфред Хичкок говорил, что единственное его оружие для победы над собственными страхами – это создание творений кинематографии. Энергию можно вложить во что угодно – хоть в мытье посуды, главное, чтобы это занятие приносило моральное удовлетворение. Термин «сублимация», кроме психологии, психоанализа и философии, применяется и в других науках и сферах человеческого знания:

  • Химия (переход твердого вещества в газообразное состояние, не побывав в жидком);
  • Пищевая промышленность (извлечение льда из замороженных продуктов);
  • Полиграфия (перемещение картинки с одной поверхности на другую).

Важно! Человек – загадка для самого себя. Несмотря на все попытки познать себя, ему так и не удалось это сделать.

Сублимация – это помощник в процессе высвобождения дремлющих в человеке творческих сил и направлении их в созидательное русло. Но использовать ее нужно с известной долей осторожности, не отказываясь от своего природного предназначения.

Возможно, каждый человек слышал такое понятие, как «сублимация», однако, мало кто знает истинное значение этого слова. Что же это означает и в чем выражается? Сублимация – это попытка человеческого сознания снять внутреннее напряжение. В большинстве случаев человек не делает то, чего ему в действительности хочется. Однако, сублимация позволяет ему удовлетворить свои желания.

Она может наблюдаться в различных хобби, увлекательных занятиях, спорте или проявлении творческих способностей.

В большинстве случаев, человек может даже не осознавать своих истинных желаний, не представляя, чего на самом деле хочет его подсознание. При помощи сублимации, человек может удовлетворить самые запретные желания, весьма безобидным путем.

Учения Фрейда

Зигмунд Фрейд считал, что путем сублимации, человек пытается перенаправить половое влечение. В его представлении, сознание человека использовало сублимацию, как защитный механизм, защищая себя от необдуманных поступков. Она позволяла человеку перенаправить свою энергию в иное русло, таким образом скрыв истинные желания. Фрейд воспринимал процесс сублимации, как что-то правильное и положительное.

В настоящее время, сублимация воспринимается намного шире, чем считал Фрейд. Если его методы представляли сублимацию, как попытку избавиться от полового влечения, то современные психологи смотрят намного глубже. В наше время это явление воспринимается как попытка перенаправления энергии в другое русло. Можно привести несколько распространенных примеров.

Примеры

  • Человек, занимающийся хирургией, может в действительности скрывать свои садистские желания. Таким образом он сублимирует запретные желания в полезное русло, и помогает людям.
  • Человек, испытывающий половое влечение и постоянное желание интимных отношений, может отдавать предпочтение творческим занятием.

Сублимация оказывает положительное воздействие на человека. Таким образом, человек не подавляет внутренние желания, а дает возможность выразить их в другом виде. Основная функция сублимации заключается не в подавлении желаний, а возможности осуществить их в более приемлемом варианте.

Излишняя агрессивность может стать серьезной проблемой для человека. Но способность сублимировать ее в другое русло, существенно упрощает положении.

Агрессивный человек предпочитает заниматься спортом. Такой человек также может быть очень жесток и суров в воспитании.

Польза данного явления

Однако, как было упомянуто выше, человек может даже не представлять о своих истинных желаниях. Человек, не способный осуществить истинные желания, подсознательно пытается осуществить их иным путем. В чем же положительные стороны сублимации? Она обладает уникальным способом трансформировать негативные желания в более приемлемые, и допустимые. Человек не только осуществляет желаемое, но и не нарушает общепринятых норм и рамок.

Подводя итоги, сублимация представляет собой защитный механизм, используемый человеческим подсознанием. Таким образом человек избавляется от внутреннего напряжения, и перенаправляет его в более позитивное русло. Страдая от негативных желаний, человек может выразить их в совершенно ином ключе.

По мнению Фрейда, человеческая цивилизация возникла именно благодаря процессу сублимации. Таким образом, человек нашел способ направить свою энергию в созидательное русло. По мнению психологов, внушительное количество произведений искусства является плодом сублимации.

По мнению многих психоаналитиков, большая часть произведений искусства, была создана авторами в момент серьезных неудач на личном фронте, разочарований и нереализованных сексуальных желаниях. Например, отвергнутая любовь или неудавшийся роман.

Фрейд идет намного дальше, и приводит в пример Леонардо Да Винчи. Это человек добился поистине немыслимых высот, стал не только гениальным художником, но и прекрасным инженером, талантливым и ученым. Да Винчи добился слишком многого, для одного человека, но при этом никогда не интересовался сексуальными отношениями.

Фрейд считал, что таким способом Леонардо стремился побороть свое либидо. Он переводил свою энергию в совершенно иное русло, и создавал с ее помощью гениальные произведения искусства.

Надо отметить, что Фрейд считал самого себя явным примером сублимации. Он полагал, что сублимирует свою энергию в работу, и именно поэтому отличается такой работоспособностью. Известно, что Зигмунд Фрейд придерживался иудейской морали, которая утверждала, что сексуальные отношения нужны лишь для продолжения человеческого рода.

Проанализировав большую часть различных произведений, можно запросто уловить связь между главным героем и самим автором. Будучи глубоко неудовлетворенным своей жизнью, и испытывая какой-то разочарование в жизни, автор стремился осуществить свои мечты таким способом. Эта могло быть расставание с любимым человеком или отвергнутые чувства. Фантазия позволяла авторам придумать то, чего им так не хватало в настоящей жизни.

Психоанализ часто называет сублимацию как изменение душевных состояний. Находясь в подавленном состоянии, отчаянии, человек стремится создать что-то хорошее и прекрасное.

Т. Адорно предполагал, что люди пытаются сублимировать свои истинные желания, при просмотре телевидения. Он считал, что истинную сущность личности можно рассмотреть, изучив личные предпочтения человека. Например, человек, который не приемлет насилие и жестокость в реальной жизни, может отдавать предпочтение передачам с подобным содержанием. Таким образом, человек стремится дать выход ежедневным проблемам, постоянным стрессовым переживаниям и волнениям. В телепередачах, он видит некое успокоение.

Однообразная и скучная жизнь может принести человеку лишь разочарование. Пытаясь разнообразить свой досуг, и найти какой-то смысл в своем существовании, а также избавиться от постоянных проблем, человек отдает предпочтение телевизору и интернету. Таким образом он стремится восполнить потребность в новых впечатлениях.

Например, психологи подразумевают, что люди, отдающие предпочтение детективам, в действительности обладают повышенной склонностью к совершению преступлений. Просматривая подобные передачи, они сублимируют свои истинные желания. Таким образом, уменьшается количество реальных преступлений. Ведь люди находят способ потратить негативную энергию при помощи телевидения.

Подводя итоги

Таким образом, можно сказать, что сублимация – это важная и существенная часть человеческой жизни. С ее помощью, человек находит способ реализовать себя, не причиняя вреда окружающим, и не нарушая общепринятых норм. Человек сублимирует свои желания в более безобидном варианте, при этом не накапливает энергию в себе.

Зачастую никто не подозревает о своих истинных желаниях. Сублимация позволяет человеку контролировать себя, при этом не чувствуя себя ущемленным и неполноценным. Сублимируя, человек может создать что-то уникальное и необычное, главное не бояться проявлять себя и уметь превращать недостатки в достоинства.

sublimation) Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство. Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, - его родителями. В дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве. Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная) тревога ассоциировалась с желанной целью, к-рая в действительности безопасна и социально приемлема. См. также Совладание (копинг), Защитные механизмы Р. Б. Юэн

СУБЛИМАЦИЯ

форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. - Франц.: sublimation. -Англ.: sublimation. - Исп.: subli-maci?n. - Итал.: sublimazione. - Португ.: sublima?ao.

o Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

o Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества видь! деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ-ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу-альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (la).

Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).

При рассмотрении проблемы с метапсихологтеской точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" ).

Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.

1) Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).

2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии - изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса - объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я (5).

Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М.Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен-"ного разрушительными влечениями (6).

3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления - реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.

4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.

Сублимация -часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

СУБЛИМАЦИЯ

SUBLIMATION)

Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обоснованной теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и т.п.

В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:

1) аналогия с химическим процессом и

2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному. Таким образом, социально ценное поведение отражает "очищенный" и более "сублимированный" вариант изначально "низменного" влечения. Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты.

В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала "сексуализированной" и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приобретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.

Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формулировке сублимация становится путем формирования черт характера, а еще позже - необходимым концептуальным инструментом для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либидо в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис идентификации. Таким оброзом, вторая попытка определения сублимации, столь явно отличающаяся от первой, отражает приверженность Фрейда идее о принципиальной важности понятия "психическая энергия" в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.

Гартманн также попытался переформулировать понятие сублимации в чисто энергетических терминах. С его точки зрения, сублимация "относится к психическим процессам, изменяющим способы проявления энергии - от инстинктивного по направлению к неинстинктивным" (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неинстинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует отметить, однако, что концепция трансформации психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонентов, как дериваты влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.

Постулируя врожденную первичную самостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет надобности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или агрессивные цели. Следовательно, не обязательно привлекать идею о некой трансформации, такой, кок сублимация, для объяснения всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.

С клинической точки зрения, соответствующие феномены представляют собой формы поведения, которые имели когда-то сексуальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гибкими, нежели компульсивными. Термин сублимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описания подобных изменений в поведении, оставляя открытой возможность иного объяснения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.

См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.

СУБЛИМАЦИЯ

сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный), снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм - в дружбе, эксхибиционизм - в ношении броской одежды.

Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь - в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие - лишь в незначительной степени.

Сублимация - единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она "незаметна".

Частный случай сублимации - переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

Вне психоаналитической трактовки термин "сублимация" используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.

СУБЛИМАЦИЯ

один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

СУБЛИМАЦИЯ

лат. sublime - наверх, вверх). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности. С. рассматривается как один из наиболее положительных механизмов адаптации личности, индивидуума.

Сублимация

Sublimation). Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.

Сублимация

sublimation) - в психоаналитической теории это изменение направления импульсов Ид в социально приемлемую деятельность, приносящую человеку удовольствие. Сублимация также является защитным механизмом Эго.

Сублимация

от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Сублимация

Один из защитных механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными способами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетворение половых или агрессивных побуждений.

СУБЛИМАЦИЯ

sublimation) - бессознательный защитный механизм, при котором осуждаемые обществом инстинктивные влечения, побуждения и желания модифицируются в социально и личностно приемлемые формы. См. также Механизм защитный. Подавление.

Сублимация

Словообразование. Происходит от лат. sublimare - возносить.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Сублимация

Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.

Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:

1. сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;

2. в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;

3. сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.

Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…

З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.

Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").

Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:

1. чувственный – физическое удовлетворение;

2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.

3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.

Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".

Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.

На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.

В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.

Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.

З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.

Сублимация

формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения, или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.