Специфика развития и познания мира ребенком в два года. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет Нужно двухлетнему ребенку

Развитие малыша двух лет напрямую зависит от стараний и степени внимания, оказываемого его родителями. Наиболее заметный прогресс имеют дети, чьи родители постоянно занимаются с ними, а также те, у кого есть старшие братья и сестры. Но что считается нормой и, что должен уметь ребенок в 2 года?

В большинстве случаев родители следят за физическими показателями, к которым относится рост и вес. Физиологическое развитие – индивидуальный процесс, обусловленный различными факторами, генетическая предрасположенность, питание, бытовые, климатические условия, экология и так далее. Российские и международные педиатры вывели усредненные нормы физиологических параметров для детей на каждом этапе развития.

По российским нормам девочки приблизительно должны соответствовать следующим параметрам:

  • Рост – от 80 до 90,5 сантиметров;
  • Вес – от 10 до 14 килограмм.

Мальчики:

  • Рост – от 83 до 93 сантиметров;
  • Вес – от 11 до 14,5 килограмм.

Нормы развития по параметрам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • Девочки ростом от 80 до 93 сантиметров и весом от 9 до 14 килограмм;
  • Рост мальчиков – от 83 до 94 сантиметров при весе от 10 до 15 килограмм.

К физиологическим параметрам относятся и соотношение головы и грудной клетки к туловищу. Несоответствия в физиологии рассматривается врачами, а какие-либо отклонения могут диагностироваться только педиатром и эндокринологом.

Нормы физического развития

Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.

Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?

  1. Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
  2. Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
  3. Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
  4. Совершают невысокие прыжки.
  5. Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
  6. Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
  7. Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
  8. У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.

Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.

Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.

Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.

Упражнения для физического развития

Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.

  • Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность. Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
  • Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.

Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.

  • Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
  • Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.

Вербальное развитие

У детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама.

Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище.

В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач».

Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов.

Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса».

Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение.

Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее.

Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы.

Упражнения для развития речи

Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.

Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.

Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.

Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.

Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.

Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:

  • Посылать друг другу воздушные поцелуи;
  • Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
  • Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.

Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.

Мелкая моторика — ее значение, упражнения

Развитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление.

Малыши второго года жизни должны уметь:

  • Держать в руке карандаш, ручку и рисовать «абстрактные рисунки» — каракули;
  • Использовать крупные бусинки, нанизывая их на нитку;
  • Наливать воду в кружку и переливать ее в более объемную емкость;
  • Расстегивать и застегивать замок-молнию, а также пытаться застегнуть пуговицы.

Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки.

Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.

  1. Катание пальчиками бусинок, камешков и других мелких предметов по поверхности. Нужно поочередно менять палец.
  2. Пальчиковые танцы по столу, хождение. Нужно поочередно менять руки и увеличивать скорость перемещения.
  3. Рисование, в том числе и пальчиками, лепка, игры в пазлы-вкладыши, шнуровки, логические конструкции с отверстиями.

Познание мира, эмоции и социум

В этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика.

Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны.

У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения.

Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше.

Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому.

Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму.

Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения.

Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия.

Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойства

Вроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть.

Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи.

  • Если ребенок не реагирует на просьбы или относится к ним не совсем нормальным образом;
  • Если малыш в 2 годика не пытается произносить слова;
  • Если он не пытается общаться с другими детьми.

Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение - это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама - волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления . Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год >>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
- Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
- Варь!
- Фев…
- Раль!
- Ма…
- Рт!
- А дальше сама, сможешь?
- рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Буквально вчера ребенок впервые взял в руки ножницы, а сегодня он уже умело управляется с ними. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Все эти успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Речь ребенка в 2 года

Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов . Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.

Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.

В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.

Физическое развитие

Новые навыки

В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.

К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:

  • перешагивают через препятствия;
  • поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;
  • совершают небольшие пробежки;
  • умеют невысоко подпрыгивать;
  • ходят по бревнышку или бордюру;
  • пинают мяч ногой.

Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.

Координация движений

К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина. Этот возраст оптимально подходит для знакомства крохи с ножницами. Только не стоит требовать от него слишком многого. Ребенок еще не способен вырезать фигуры по линиям. Достаточно просто научить малыша правильно держать в руках ножницы и дать ему полную свободу действий, наблюдая за процессом со стороны.

Всегда находитесь рядом, доверяя ребенку ножницы!

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

Новые знания

  • В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
  • группируют предметы по оттенкам;
  • определяют геометрические фигуры и указывают на них;
  • распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
  • знают цифры и умеют считать. Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет.

Ролевые игры

По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).

Подражание взрослым

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».

Эмоционально-социальное развитие

Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.

Девочки

Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».

Мальчики

Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.

Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.

Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.

При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях карапуза.

Психологические изменения

Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.

В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.

Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.

Бытовые навыки

Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:
  • кушать ложкой жидкую пищу;
  • умываться и мыть руки;
  • ходить на горшок;
  • надевать некоторые вещи.

Кристина, мама Юли (2,5 года): «Воспитатели в детском саду говорят, что дочка одевается сама и чуть ли не быстрее всех. Дома я за ней такого не замечала. Чтобы снять, это без проблем, а как одеть – «я не умею», «у меня не получается». Только в ботинки сама влезть может. А недавно ходили с ней в больницу. Дочка очень боялась там остаться и в результате буквально за две минуты полностью оделась сама, причем абсолютно правильно. Зато мы убедились, что она все может, просто не хочет».

Краткая таблица навыков

Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Вот так выглядит список его возможностей:

Речь
  • Произносит порядка 200-300 слов;
  • Говорит предложениями;
  • Упрощенные слова заменяет правильными (не «мяу», а киса; не «би-би», а машина);
  • Использует местоимения и прилагательные;
  • Задает вопросы;
  • Называет объекты, изображенные на картинке.
Эмоции и общение
  • Охотно идет на контакт с окружающими;
  • При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения;
  • Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам;
  • Упрямится, настаивает на своем;
  • Плачет от обиды или при расставании с мамой;
  • Осознает свою гендерную принадлежность.
Познание
  • Различает от 4 до 8 цветов;
  • Группирует предметы по оттенку;
  • Узнает различные геометрические фигуры;
  • Распознает объекты по весу, фактуре, температуре;
  • Говорит и показывает, сколько ему лет;
  • Выстраивает цепочку последовательных действий.
Физическая активность
  • Уверенно ходит и бегает;
  • Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности;
  • Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает;
  • Пинает мяч и пытается ловить его;
  • Рисует линии на листе;
  • Использует ножницы и пластилин по назначению.
Бытовые навыки
  • Ходит на горшок;
  • Ест ложкой жидкую пищу;
  • Моет руки и умывает лицо;
  • Помогает взрослым по хозяйству;
  • Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки);
  • Умеет пользоваться носовым платком.

Таблица роста и веса

Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.

Развивающие игры и упражнения

Занятия и игры с родителями являются для ребенка важнейшим источником получения новых знаний, а также способом расширения кругозора. Поэтому так важно уделять малышу как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы, тем самым создавая благотворную почву для его развития. Поговорим подробнее о занятиях, играх и упражнениях для двухлетних малышей.

Упражнения на физическое развитие

Физические упражнения для детей двух лет направлены на развитие мышц спины и укрепление костей, а также на правильное формирование опорно-двигательного аппарата. Недостаток движения в этом возрасте может привести к плохой осанке, которая нередко становится причиной сколиоза. Вполне очевидно, что все занятия для малышей должны проводиться в веселой игровой форме с участием любимых игрушек. Не стоит злоупотреблять физическими нагрузками. 3-4 упражнений, общей продолжительностью 15 минут, будет вполне достаточно. Приведем некоторые из них:

«По тропинке»

Положив на пол длинный узкий отрез ткани или бумажную полоску, нужно попросить малыша пройтись по ней, сохраняя равновесие и не выходя за границы. Чтобы заинтересовать кроху, стоит поместить на другом конце «тропинки» его любимую игрушку и попросить ребенка принести ее. Карапуз с удовольствием проделает этот нелегкий путь вместе со своим лучшим «другом».

«Сбор урожая»

Разбросав по полу игрушечные фрукты, овощи или маленькие мячики, следует предложить крохе собрать урожай в корзинку. Для этого малышу придется либо наклоняться, либо приседать на корточки. Чтобы ребенку было веселее играть в эту игру, можно устроить настоящие соревнования наперегонки. Конечно, родителям придется уступить пальму первенства своему карапузу.

«Покажи как»

Имитация движений различных представителей мира флоры и фауны отлично развивает мышцы и координацию малыша. Можно попросить ребенка показать, как ходит кошка, плавает рыбка, летает птичка, качается дерево, растет цветочек и т.д. Такая зарядка не только пойдет на пользу ребенку, но и изрядно позабавит его.

Игры с мячом

Перекатывание мяча руками из положения стоя способствуют развитию мышц туловища малыша. А игра в футбол научит кроху сохранять равновесие и управлять своими движениями. Во избежание травм и падений следует катать мяч на ходу, а не на бегу.

Развитие мелкой моторики

Упражнения

Здесь на помощь родителям приходят пальчиковая гимнастика и различные творческие занятия. Малыш может хлопать в ладоши, меняя громкость и темп, сжимать кулачки, а затем разжимать их, хлопать фалангами по столу и т.д. Также малышу будут весьма полезны следующие упражнения:

  • поочередное перекатывание разными пальцами мелких предметов: бусинок, камешков, шариков;
  • «хождение» по столу средним и указательным пальцами с постепенным наращиванием темпа (обязательна смена рук);
  • махание в воздухе одними пальцами;
  • сбор всех пальцев в «щепотку» с их последующим разведением («сбежались-разбежались»).

Творчество

Из творческих занятий двухлетним карапузам оптимально подойдут лепка и рисование. Можно выдать крохе большой лист ватмана или отрез обоев, предложив нанести на них рисунок пальчиковыми красками. Стоит научить малыша делать отпечатки своих ладоней и стоп, проводить линии пальцем или оставлять на бумаге разноцветные брызги. Конечно, после подобных занятий ребенка придется долго отмывать в ванной. Альтернативой такому активному творчеству может стать классическое рисование на альбомном листе простым карандашом. Кроха сможет поупражняться в художественном мастерстве и при этом останется абсолютно чистым.

Развиваем слух

Игры, направленные на развитие слухового восприятия крохи, научат его сосредотачиваться на звуках. А без этой способности ребенок просто не сможет воспринимать обращенную к нему речь.

Пение и танцы

Исполнение песен с отстукиванием ритма и обыгрыванием сюжета позволит превратить обычное музицирование в настоящее театральное представление. Можно также напевать мотив известных малышу мелодий, чтобы он самостоятельно угадывал их. Озвучивание различных просьб шепотом научит ребенка прислушиваться к речи, а игра с колокольчиком – определять направление звука. Попросив карапуза закрыть глаза, нужно перемещаться вокруг него, звоня в колокольчик или стуча в бубен. Пусть кроха указывает рукой в ту сторону, откуда доносится звук.

Музыкальные загадки

В этом возрасте детки весьма охотно разгадывают музыкальные загадки. Прежде чем задавать крохе вопрос, необходимо вместе с ним постучать карандашом по различным предметам (стеклянной банке, ножке стула, мячу и т.д.), прислушиваясь к звукам. После этого ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. Тем временем мама начинает стучать по предмету, а малыш угадывает, что это за предмет. Потом следует поменяться ролями.

Музыка

Ну и, конечно же, ничто так не развивает слух карапуза, как прослушивание музыки. детям любого возраста. Конечно, для детей до трех лет репертуар нужно подбирать особо тщательно. Ведь психика крохи находится на этапе формирования и слишком агрессивная или депрессивная музыка может травмировать ее. Малышам подходят не только детские песни, но и классические композиции Моцарта и Чайковского, а также звуки природы. Идеальным же вариантом станет живое исполнение мелодий на гитаре, фортепиано или даже свистульке.

Развиваем речь

Самым простым и действенным способом развития речи в двухлетнем возрасте является побуждение к общению. Родителям необходимо призывать кроху к диалогу фразами: «расскажи мне», «спроси у…» и т.д. Поскольку на данном этапе детки еще не очень хорошо умеют облачать свои мысли в слова, взрослым следует выдерживать паузы в разговоре, позволяя малышу подобрать правильные определения или сформулировать ответ. Расширить активный и пассивный словарь крохи поможет регулярное чтение сказок. Не лишним будет научить малыша выделять отличительные особенности персонажей, подбирая для этого соответствующие прилагательные. К примеру, лиса – хитрая, медведь – косолапый, заяц-трусливый и т.д.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «С ребенком нужно много разговаривать. Если есть возможность вместо взрослой музыки поставить детские песни или аудиосказки, нужно сделать это. Вообще, следует привлекать всех родственников, побуждая их много беседовать с малышом. Помочь говорить могут только те, кто рядом говорят».

Артикуляционная гимнастика

Обязательной частью распорядка дня ребенка должна стать артикуляционная гимнастика. Она научит малыша лучше чувствовать свои губки и язычок, а также управлять ими. Упражнения можно выполнять между дел, превратив их в забавную игру. К примеру, провожая малыша в детский сад, стоит ввести ритуал отправления друг другу воздушного поцелуя. Удивительно, но это незамысловатое действие тоже является элементом артикуляционной гимнастики. В процессе трапезы можно предложить крохе веселое соревнование, кто дольше удержит на языке орешек или мармеладку. А в ходе повседневных игр стоит время от времени имитировать гудение паровоза или самолета, завывание метели, вытягивая губы в трубочку.

Развивающие игрушки

Поскольку двухлетний карапуз постоянно находится в движении, следует направлять его энергию в позитивное русло. Тут на помощь родителям придут игрушки для организации активного досуга, а именно:

  • мячи различных цветов и размеров;
  • фитбол для гимнастических упражнений;
  • сенсорные и ортопедические коврики;
  • беговел, санки, велосипед.

Среди игрушек для развития воображения и крупной моторики, координации движений, конструктивного и пространственного мышления можно выделить:

  • наборы «Лего» и другие конструкторы с деталями различных размеров, форм и цветов;
  • игра «рыбалка»;
  • трафареты;
  • пластилин, пальчиковые краски и прочие материалы для творчества.

Поспособствуют сенсорному развитию крохи, а также формированию его математического и логического мышления следующие игрушки:

  • паззлы с 4-6 крупными деталями;
  • мелкие предметы: фигурки животных, крупы, желуди и шишки (их можно угадывать на ощупь, пересыпать, группировать и т.д.);
  • мозаика;
  • сенсорные карточки;
  • рамки-вкладыши;
  • лото;
  • домино.

Конечно, двухлетний кроха еще не способен самостоятельно организовывать свой досуг. В этом ему должны помочь родители. Чтобы игрушки приносили малышу максимум пользы, взрослым необходимо научить ребенка правильно пользоваться ими, придумывать сюжеты для игр.

Не стоит давать крохе слишком сложные задания, ведь в случае неудачи он сильно расстроится и потеряет интерес к процессу.

Для более полного усвоения новой информации следует подключать все органы чувств малыша, чередовать между собой разные виды деятельности. Даже если карапуз не настроен на развивающие занятия, он непременно почувствует искреннюю заинтересованность взрослого в процессе и невольно включится в игру. В итоге и родители и ребенок получат массу позитивных впечатлений.

Заключение

Таким образом, двухлетние малыши уже многое умеют. Их активный словарный запас насчитывает 250-300 слов, из которых крохи постепенно начинают складывать предложения. В их речи проскальзывают прилагательные и местоимения, которые включаются в общение вполне осознанно. Что же касается двигательных навыков, то в два года детки могут подниматься и спускаться по лестнице, перешагивать через препятствия, бегать и подпрыгивать. Да и в быту малыши становятся более самостоятельными. Они своевременно просятся на горшок, аккуратно кушают жидкую пищу ложкой и охотно помогают родителям по хозяйству. Все эти умения и стремления должны получать одобрение со стороны родителей и направляться в нужное русло.

К двум годам развития ребенок уже вполне самостоятельный, часто упрямый, он уже умеет выражать свое мнение. Оценить физическое и психическое развитие в этом возрасте гораздо проще, чем ранее. Чаще всего физически все дети «выравниваются», они умеют бегать, ловко манипулировать предметами, играть. Психическое развитие зависит от того, сколько времени с малышом занимались родители в первый год жизни. Полезно знать, что умеет большинство двухгодовалых детей. Такая информация поможет родителям помочь всесторонне развивать ребенка. Усовершенствовать умения или научить новому.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Мальчики в 2 года весят примерно 13 кг, девочки 12 кг. Рост мальчиков около 85-90 см, а девочек 80-85 см.

Дети в этом возрасте очень подвижные, любят активные игры, бегать и прыгать. В 2 года ребенок не просто бегает, а старается преодолевать препятствия на пути, так малыш может легко перешагивать предметы до 20 см высотой. Задача родителей в этот период поощрять активность крохи и не забывать о безопасности, ведь в этом возрасте малыш очень не предсказуем.

Важно дать ребенку больше самостоятельности, например, разрешать ему одеваться самому, надеть шапку или варежки, колготки. Нельзя его торопить при этом, если что — то не получается, стоит просто показать как делать правильно еще раз. Дети в 2 года очень сообразительные.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психика в этом возрасте открывается полностью для познания мира. Раньше малыша тоже все интересовало, но это было больше младенческое любопытство под влиянием инстинктов. В 2 года ребенок осознанно исследует мир и обследует пространство вокруг.

Новые навыки усваиваются мгновенно и часто запоминаются на долгое время.

Многие дети в этом возрасте умеют обращаться с карандашами, и это отличное время посветить больше времени творчеству. Малыш уже в состоянии высидеть короткие занятия с пластилином, красками, карандашами. Можно и нужно познакомиться с различными конструкторами, мозаиками. Малыш учится выполнять ряд логических простых операций, надо поощрять его попытки самостоятельно выполнять простые действия.

Умения и навыки ребенка в 2 года

Физическое развитие включает оценку двигательных навыков. Главное в возрасте 2 года координация и согласованные движения. Чем лучше ребенок может управлять своим телом, контролировать его, тем легче ему познавать мир вокруг, осваивать новые виды деятельности. Насколько движения скоординированы, зависит от развития мелкой и большой моторики.

Передвижение тела в пространстве — большая моторика, например, бег или ходьба. В 2 года дети умеют:

  1. бегать;
  2. наступая на каждую ступеньку одной ногой спускаться и подниматься по лестнице;
  3. подпрыгивать (вверх, перепрыгивать препятствие, прыгать на одной ножке);
  4. маршировать;
  5. бить по мячу;
  6. ходить спинкой вперед;
  7. удержаться на перекладине.

Скоординированные точные движения рук, которые воспроизводятся совместно со зрением — мелкая моторика. Например, малыш может выбрать из ряда именно тот предмет, который надо.

В возрасте 2 года большинство детей умеют:

  • нарисовать линию (вертикальную);
  • построить башенку из 5 кубиков;
  • разрезать бумагу.

Важно: основная задача для родителей на данном этапе — помочь малышу тренировать координацию движений и развивать ловкость. Особое внимание следует уделить мелкой моторики. Доказано, что именно в этом возрасте развитие мелкой моторики напрямую связывается с развитием речи. Ученые установили, что зона мозга, которая отвечает за мелкие движения руки, располагается рядом с зонами отвечающие за развитие речи.

Интеллектуальное развитие

В этой области рассматриваются развитие памяти, речи, мышления и восприятия. Насколько развиты эти процессы, можно оценить по нескольким критериям:

  1. правильная реакция на музыку, пританцовывания или покачивания в такт мелодии;
  2. выполнение простых просьб в несколько действий;
  3. повторение коротеньких детских стишков или рассказ их вместе с взрослым;
  4. позиция исследователя, так ребенок часто пытается разобрать или даже сломать предмет с целью его изучения;
  5. словарный запас до 130 — 150 слов (в том числе и пассивный);
  6. составление простых предложений или коротких фраз.

Социальное развитие

Для ребенка в 2 года важно общаться со сверстниками. Малыш тянется к деткам своего возраста, копирует движения.

Но более важное значение имеет приобретение бытовых навыков. Для социального развития полезны следующие моменты:

  • Знакомство с детками на прогулках. Дети еще не умеют сами играть, взрослые должны участвовать. Особенно важно учить игре с другими, если скоро малыш будет ходить в детский сад.
  • Научить ребенка меняться игрушками.
  • Родители должны объяснить, что надо пожалеть другого, если например тот упал. Выражение сочувствия к другому человеку.
  • Научить ребенка убирать за собой игрушки.
  • Научить одеваться самостоятельно.
  • Выполнять самые простые поручения, например, полить цветок.
  • Вытереть стол, если пролил что-то.

Питание и режим дня в 2 года развития

Развитие ребенка — это и контроль здоровья. Правильный рацион очень важен в первые годы жизни. В питании должны присутствовать все необходимые витамины и микроэлементы, которые так важны для маленького растущего организма. В сутки двухлетний ребенок должен получать примерно полторы тысячи ккал. Порции должны быть не большими, но пища разнообразная примерно пять раз в день.

Задача родителей научить ребенка хорошо пережевывать еду, самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки. Еду следует преподносить в удобном для малыша варианте, например, овощи и фрукты можно порезать на удобные ломтики.

Если по каким — то причинам у ребенка еще не сложился распорядок дня, стоит заняться этим. Надо приучить ложиться спать и кушать в одно и то же время, это поможет наладить не только аппетит, но и обеспечит полноценный отдых. Для 2 летнего ребенка важен дневной сон, примерно 2-3 часа. А общее количество времени для сна составляет примерно 12 часов.

Не стоит заставлять силой придерживаться режима дня. Можно все обыграть, тем самым объяснить, что день начинается с умывания, чистки зубов, завтрака и так далее до самого отхода ко сну. Игры надо чередовать с обязательными делами. Уже в 2 года ребенка надо приучить к личной гигиене, например, объяснить, что руки надо мыть каждый раз перед едой и после улицы.

Для детей второго года жизни кроме педиатра обязательно посещение стоматолога. Нельзя ждать появление проблем с зубами. Контролировать здоровье полости рта лучше всего с самого детства.

Развивающие игры и игрушки в 2 года

На втором году жизни малыш не только любит играть в свои игрушки, он также хочет активно участвовать в жизни взрослых. Необходимо предоставить ему больше свободы. Например, можно разрешить передвинуть стулья, так как нравится ему, переложить что — то на полочке, в своем шкафчике. Если в комнате безопасно, все опасные предметы убраны, можно ненадолго оставить ребенка одного в комнате.

Двухлетние дети достаточно усидчивы. Интересным делом ребенок может увлеченно заниматься до получаса. Его может заинтересовать даже цветные карандаши или краски. Самое время для родителей поучаствовать в этом процессе, можно показать, как рисовать простые фигуры, сначала помогать ему, а затем дать попробовать самому. Конечно, все сразу не получится и не запомнится, но если повторять эти действия ежедневно малыш все быстро усвоит.

Ребенок в 2 года напоминает неиссякаемый источник энергии, который постоянно задает много вопросов, старается все узнать и активно познает окружающий мир. В статье рассмотрено физическое и умственное развитие ребенка, а также кризис 2-х лет, с которым сталкиваются практически все молодые родители.

Физическое развитие 2-летнего ребенка

Физическое развитие ребенка в 2 года, а именно мальчика, включает в себя несколько аспектов. Какие – будет рассмотрено ниже:

Мальчики в 2 года, согласно отечественной педиатрии, весят от 10,9 до 14,6 кг. По данным ВОЗ, эти параметры отличаются – 9,8 кг до 15,4 кг. Параметры роста примерно одинаковые – от 82 см до 93,9 см. Окружность головы мальчиков – ориентировочно от 45 см и до 51,7 см; грудь, по данным отечественных педиатров, достигает в размерах от 48,3 см до 54,6 см.

Если ребенку ранее прививались какие-либо навыки, то сейчас они могут активно использоваться в жизни. Это, например, возможность употреблять пищу аккуратно, не пачкаясь и не разливая на себя содержимое тарелки или чашки, в полной мере может пользоваться столовыми приборами, вилкой или ложкой. Он уже в состоянии проводить утренние процедуры самостоятельно, умывать и вытирать лицо, руки, чистить зубы. Ребенок в силах самостоятельно надеть на себя такие вещи, как шапка/кепка/панамка, носки, летнюю и зимнюю обувь.

Может снять все эти предметы, а также верхнюю одежду, умеет самостоятельно вытирать нос и рот. При напоминании убирает собственные игрушки. Ребенок в 2 года уже умеет писать в горшок, он может самостоятельно сообщить о своем желании жестами или словами. Все эти навыки освоены к 2-м годам только при условии, что ранее с ребенком занимались и объясняли, как правильно совершить то или иное действие.

Ребенок может самостоятельно передвигаться по ровной поверхности, поднимается и спускается по ступенькам, ходит задом наперед, прыгает, марширует, бьет мяч ногой. Бег также в полной мере освоен ребенком. Может стоять на одной ноге, а также передвигаться по узкой доске. Ребенок 2-х лет готов выполнять несложные просьбы, понимает, какой именно предмет нужно подать/отнести.

Умственное развитие мальчика 2-х лет

Умственное развитие мальчика 2-х лет поражает. Он понимает рассказ взрослого, описанный в прошлом либо настоящем времени. Речь ребенка достигает 160-170 слов. Если научить, может декламировать стихи или же просто произносить четверостишия. Если предоставить ему несложные картинки, назовет/покажет все, что изображено на них. Проявляет такие чувства, как забота, ласка и любовь. Понимает, когда нужно пожалеть. С состраданием относится к животным и людям, нуждающимся в заботе. Ребенок проявляет огромное количество эмоций. Может упрямо требовать желаемое, если старшие не позволяют ему этого. Часто отказывается общаться с незнакомыми, проявляет страх, прячась за родителей. Ему очень нравится слушать музыку, смотреть мультфильмы, может напевать знакомые слова.

Мальчик 2-летнего возраста способен выбрать из огромного множества игрушек свою любимую. По просьбе взрослого разбирает игрушки по категориям. Собирает пирамидку, матрешку, если ему предварительно показать, как это делать. Может рисовать различные линии, по просьбе, пытается нарисовать круг или квадрат. Различает вес предметов, температуру. Активно играется с машинками и прочими игрушками. Может сооружать знакомые построения, дом, гараж.

Кризис 2-х лет особенно заметен у мальчиков. Даже самые спокойные и тихие ребята нередко становятся неконтролируемыми и вечно капризными. Это временный период, и спустя небольшое количество времени он пройдет. Кризис 2-летнего возраста связан с тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свое собственное Я, понимать, что он практически самостоятельная личность. Его несогласие или капризы – один из путей формирования психологического характера ребенка.

В эти моменты важно подержать ребенка, уступая ему в мелочах. Однако ребенок должен четко знать, что некоторые моменты остаются непоколебимыми. Например, нельзя трогать розетку, включенные электрические приборы и прочие запреты, необходимые для обеспечения его безопасности. Если ребенок, идя на прогулку, не хочет, например, надевать панамку, не стоит брать его угрозами и криком. Лучше постараться объяснить ребенку, почему он должен это сделать. Объясните, что большое количество солнца вредно для ребенка, и через время у него будет болеть голова, а мама не сможет ничем помочь.

Еще один вариант, отвлечь ребенка от его несогласия по насущной теме, поговорить о чем-то отвлеченном, а через время опять вернуться к необходимому вопросу. Скорее всего, ребенок окажет согласие. Четко расписывайте план дня на ближайшие несколько часов. Ребенок должен знать, что он не сможет провести весь день за игрушками, ему нужно будет поесть, лечь спать, и т. д.

  • С ребенком нужно постоянно общаться, объяснять ему все, что его может заинтересовать. Конечно, иногда количество вопросов переваливает за пределы разума, нужно стараться терпеливо и понятно отвечать на все вопросы.
  • Активные игры должны постоянно чередоваться со спокойными. Предложите ему немного порисовать или заняться лепкой из пластилина. Такие варианты могут стать хорошей заменой сну, если ребенок категорически отказывается спать в обеденное время. К тому же лепка и рисование отлично развивают мелкую моторику пальцев.
  • Ребенок должен каждый день узнавать несколько новых слов, знать их значение и употреблять. Для этого желательно читать книжки с ребенком, объясняя все непонятные моменты.
  • Ребенок в этом возрасте с удовольствием проводит время со своими сверстниками.