Репортажная съемка. Основы репортажной съемки

Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.

Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.

Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу - то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.

Специфика репортажной фотосъемки

Фоторепортаж - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.

Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда.

Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.

При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора - с учетом условий освещения и скорости движения людей.

Спортивные состязания

Фоторепортаж о любом виде спорта делать нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труд- нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки.

Особенностью спортивного фоторепортажа является то, что оператор, как правило, не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, вот почему надо работать в режиме многокадровой съемки. Если вы всерьез намерены заняться этим нелегким делом, то при выборе фотоаппарата обратите особое внимание на данную функцию. Причем важна не только скорость съемки, но и такие параметры, как продолжительность серии кадров и разрешение. Встречаются модели фотоаппаратов, обеспечивающие очень быструю серийную съемку, но: с разрешением не более одного мегапиксела. Такого показателя недостаточно даже для печати фотографий размером 10х15 см.

Другая важная особенность для съемки спортивных состязаний - быстрота автофокуса. Этот параметр обычно не указывается в технических характеристиках, и его приходится оценивать, взяв камеру в руки. Причем нужно иметь в виду, что во многих случаях модель может демонстрировать высокое быстродействие системы автофокусировки при ярком освещении, но при снижении яркости это значение падает.

Репортаж с праздника

Застолье лучше снимать с верхней точки, например встав на стул. В таких условиях вам будет все хорошо видно, в кадре поместится больше людей, сидящих за столом, и в то же время руки одних гостей не будут загораживать лица других. Возможно, на первом плане такого снимка окажутся руки гостей, здесь важно не пересветить.

Лишний раз хочу напомнить, что в композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее "спрячется" фотограф, тем лучше получится снимок.

Съемка концерта

Концертная съемка - один из самых сложных видов фоторепортажа. Условия там редко способствуют получению качественных снимков, чаще наоборот, поэтому хорошая аппаратура в данном случае - условие номер один. Особенно важна светосила оптики: снимать на концерте со вспышкой - это убить сценическое освещение, а вместе с ним и атмосферу. Часто для оформления концертов используют дым, а что такое вспышка в дыму? Это загубленный кадр. Огромное значение при такой съемке имеет возможность безболезненно для картинки повышать эквивалентную чувствительность матрицы. У цифровых "зеркалок" благодаря существенным размерам матриц больше и размер единичной приемной ячейки - пиксела, поэтому при усилении сигнала (повышении чувствительности) шумов на изображении появляется немного и картинка остается достаточно чистой.

Здесь, кстати, уместно еще раз упомянуть об огромном преимуществе цифровых камер перед пленочными - речь идет о балансе белого. Сохранить на снимке цвета сценического освещения - это значит передать все нюансы атмосферы концерта. На пленке в такой степени управлять цветом в данных условиях невозможно.

Съемка с проводкой и без

Обычно во время съемки движущейся толпы очень сложно найти момент, когда люди "не сливаются". В этом случае от фотографа требуется огромная наблюдательность - надо следить за всеми планами и держать в поле зрения все действующие лица. Это, может быть, самое сложное в документальной фотографии, этому надо учиться. И мой вам совет: идете ли вы по улице, едете ли вы в транспорте, старайтесь находить вокруг кадры со сложной композицией, с большим количеством действующих лиц и учитесь "останавливать глазом" эти мгновения.

В ситуациях, когда основной объект - автомобиль, желательно снимать на длительной выдержке с проводкой, за счет этого получается большая динамика, и композиция намного выигрывает.

Съемка с проводкой осуществляется при совпадении угловых скоростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в определенной точке кадрового пространства, фотограф нажимает на спусковую кнопку во время поворота камеры за движущимся объектом.

Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий или четвертый этаж), выбирать боковое освещение, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.

Кстати, собрания и заседания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.

Выступающих с трибун лучше не фотографировать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

Требования к аппаратуре

Как мы уже говорили, художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно - они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы - это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно - фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки.

Несомненно, репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре "засвеченных" объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) - это обычные условия для съемки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя пленочный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы.

Для репортажной съемки было бы неплохо обзавестись "цифровиком", в котором уже заложена функция непрерывной съемки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.

Набор светосильных объективов (1:1.5-1:2.8) должен помочь в самых неблагоприятных для съемки световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив - обязательный комплект оптики для фоторепортера.

Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь негромоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. (Сейчас многие имеют фотоаппараты, и люди все меньше реагируют на "мыльницы" и маленькие камеры, но профессиональная фототехника, как правило, сразу же бросается в глаза.) Фоторепортер должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. И не надо пытаться сразу вытаскивать фотоаппарат, потому что этим очень легко можно разрушить естественную атмосферу происходящего. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Конечно, чтобы фотографировать совершенно незнакомых людей, когда те спешат по делам и уж точно не хотели бы сохранить свою унылую физиономию для истории, нужно набраться изрядной наглости или использовать телеобъектив или скрытую камеру. Как бы то ни было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и соответственно более интересно.

Смартфон - это компактная фотокамера с широкоугольным объективом, которая в...

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра журналистики и литературы

Фоторепортаж. Методика работы.

Введение ……………………………………………………… ………………………………………….....3
Глава 1. Фотожурналистика ……………………………………………………………………….. 6
1.1. Система жанров фотожурналистики ……………………………………………………6
1.2. История развития фотожурналистики в России …………………………………7
1.3 Кризис фотожурналистики ………………………………………………………………..…7
Глава 2. Фоторепортаж. ………………………………………………………………………….. ….10

2.1. История возникновения и развития фоторепортажа в России............10
2.2.Принципы и методы фоторепортажа…………………………………………… ………11

2.3.Технология создания фоторепортаж……………………………………………… …….13
2.4 Выбор иллюстраций………………………………… ……………………………………………..14
Глава 3. Анализ фоторепортажей, опубликованных на официальном сайте Чемпионата Мира по биатлону и лыжным гонкам…………………………………… 18
3.1. Анализ собственного фоторепортажа. Фоторепортаж №1. «Российские паралимпийцы поделились опытом с юными спортсменами Ханты-Мансийска» (приложение) ………………………………………………………………………..… .18

3.2.Анализ фоторепортажа №2 «Спортсмены сборной Канады познакомились с Ханты-Мансийском» (приложение)……………………………………………… …………………………………………………..20
3.3 Анализ фоторепортажа №3 «Эрик Ангштадт: Необходимо добиться независимости и устойчивого развития каждого вида спорта»……………….…..21
Заключение ……………………………………………………………………………… …………………..…24

Библиографический список……………………………………………………………… ……………..27


Введение

Фотография прочно вошла в современную жизнь. За короткое время она проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Особенно широкое применение фотография получила в печати, став незаменимым средством информации и пропаганды. Сложилась специальная отрасль журналистики – фотожурналистика. Появление массовой иллюстрированной прессы и возможностей тиражирования визуальной информации сделали фотожурналистику мощным фактором влияния на общественное сознание.
Но, к сожалению, присутствие фоторепортажа в традиционных средствах массовой информации становится все менее заметным.Традиционные иллюстрированные периодические издания и общественно-политические журналы отдают фотожурналистике все меньше и меньше места. И этому есть много объяснений. Практика журналистики в свете всемирных корпоративных объединений продиктована материальной целесообразностью изданий, желанием инвесторов вернуть вложенные средства. В целом журналистика превратилась в "бизнес", в котором бухгалтеры и менеджеры оказывают не меньшее влияние на то, как освещаются события, чем редакторы. Затем, выросло давление со стороны рекламодателей, что также отразилось на редакторской политике. И, наконец, представители многих изданий утверждают, что аудитория требует от них все более подробного освещения мира шоу-бизнеса, таким образом ограничивая возможности для публикации репортажной или документальной фотографии.
С другой стороны, количество печатных изданий неуклонно растет, и во многих странах, где успешно проходят экономические и политические реформы, новые журналы выходят каждый месяц. Более того, издания, ранее не поддерживавшие жанр фотожурналистики (например, глянцевые женские журналы), приходят к необходимости говорить на более серьезные темы, что заставляет их чаще и лучше использовать качественную фотографию. Определенным выходом для фотографов являются, в первую очередь, онлайн-СМИ. Кроме представления фотографий в формате мультимедиа, существует востребованность со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций и т.п. В наше время, когда понятие "коммуникации" применимо во всех сферах, многие структуры стали осознавать информационную ценность фотоизображений.
Следовательно, тема данной курсовой работы достаточно актуальна , потому как фоторепортаж сталкивается с двумя противоречащими друг другу проблемами: не востребованностью традиционных иллюстрированных периодических изданий и общественно-политических журналов, и наоборот, повышенной востребованностью со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций.
Научная новизна исследования – впервые в качестве анализа мы использовали фоторепортаж собственного производства (с соревнований Чемпионата мира по парабиатлону 2011г.).
Цель данной работы: рассмотреть фоторепортаж как жанр фотожурналистики и методы работы над ним.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    дать определение понятию «фоторепортаж» и изучить его виды;
    подробно рассмотреть методы работы над фоторепортажем, а также изучить технику связки фотографий с текстом;
    проследить, как на практике применяются изученные методы.
Объект исследования: Фотожурналистика как особая форма журналистики.
Предмет исследования: Фоторепортаж и методология его создания.


Методы исследования:
Методологическая база: основу теоретической главы составили труды таких исследователей, как И. Д. Бальтерманц, Я.Д. Фельдман и Л.Д Курский.


Глава 1. Фотожурналистика

      Система жанров фотожурналистики
Фотожурналистика - особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
      Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
      Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
      Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
      Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Три основные составляющие фотожурналистики:
Новостная фотожурналистика – это просто новость. Новость может быть в большей степени визуальной (открытие памятника), вербально-визуальной (театральная премьера) и всего лишь уточнением вербальной новости (портрет докладчика, обнародовавшего сенсационную новость).
Репортажная фотожурналистика - это почти то же, что и новостная, но растянутая во времени на дни или недели. Это может быть обращение издания к одной теме в нескольких номерах (репортаж о ходе забастовки или с крупной международной выставки; освещение продолжительного судебного процесса или международных спортивных игр и т. д.).
Документальная фотожурналистика - это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. 1
      История развития фотожурналистики в России
В 1994 году в стране был проведен первый фестиваль документальной фотографии России, Балтийских государств и стран СНГ «ИнтерФото» - фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года. В рамках «ИнтерФото» проходил ежегодный конкурс и выставки «ПрессФотоРоссии».
13 января 2010 года в День российской печати российские фотожурналисты впервые выступили с акцией протеста на Красной площади в Москве, где с 2008 года приказом ФСО России запрещена фотосъемка с использованием любой профессиональной фотоаппаратуры, в частности с объективом длиной свыше 7 сантиметров. Группа из 20 фоторепортеров газет, журналов и мировых фотоагентств провели флешмоб (заранее спланированная массовая акция), в ходе которого производили фотосъемки, используя профессиональную аппаратуру. 2
1.3 Кризис фотожурналистики
С 1990-х годов телевидение, имевшее несравнимо большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей - вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий. Не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агентств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации - Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов - профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка.
Приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить лишь усугубил кризис. Газеты и журналы стали охотно приобретать за бесценок любительские фотографии, а интернет оказался перенасыщен визуальной информацией, что существенно сказалось на уровне фотожурналистов и способствовало разорению журналистских агентств.
В России в начале XXI века стало нормой пренебрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети Интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить.
В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики VisaPourl’Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Лерой (Jean-FrancoisLeroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего - Associated Press, AFP, Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Лерой утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества.
В августе 2009 года объявило о своем банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма», существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L’Umanite на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально быстрая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами.
На «плаву» остаются лишь агентства, находящиеся на дотациях у государства за счет налогоплательщиков, например «Франс Пресс» или «Риа Новости» 3 .
    Глава 2. Фоторепортаж.
    2.1 История возникновения и развития фоторепортажа в России
Фоторепортаж
Репортаж может быть серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.
Каждый фоторепортаж должен иметь свою фабулу, четко очерченные пространственные и временные координаты изображения. Исследователи фотожурналистского творчества выделяют следующие разновидности жанра:
    хроникальный фоторепортаж;
    фоторепортаж-отчет;
    фоторепортаж с оценочным началом.
В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация", затем иллюстрированных журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным фоторепортером конца XIX - начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.
Внутри жанра сложились такие популярные направления как - политический фоторепортаж, производственный, сельскохозяйственный, научный, событийный, спортивный, криминальный, экологический и другие.
Фоторепортаж на страницах газет, как правило, ограничен несколькими разноплановыми снимками. "Классический" газетный фоторепортаж состоит из трёх фотографий - общего, среднего, крупного плана, текста и подтекстовки. Этому есть свои причины. Первое - газета ограничена местом и не может себе позволить напечатать более трёх снимков. Второе - в трёх разноплановых фотографиях можно дать самую подробную визуальную информацию о происходящем. Еще потребуется место для текста, он может быть коротким, но совсем без него не обойтись. Что касается толстого глянцевого журнала или интернет-издания, то в них можно опубликовать в несколько раз больше фотографий. 4

2.2. Принципы и методы фоторепортажа
Фоторепортаж располагает двумя методами фотосъемки – репортажным и постановочным. При репортажном методе фотограф не пытается влиять на ход событий, он лишь фиксирует момент подлинного события, которое происходит независимо от того, фотографируют его или нет. При репортажном методе съемки важна фаза запечатления события. Поэтому фотограф фиксирует наиболее выразительные моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры.
Сильная сторона фоторепортажа состоит в его правдивости. Подлинность, документальность фоторепортажа превращает его в мощное средство агитации и пропаганды.
Постановочный метод заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходят фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съемки кинофильма, съемки в театре, в фотопавильоне.
С точки зрения совершенства формы фотографического снимка постановочный метод несомненно обладает значительно большими возможностями.
Фоторепортер часто не имеет возможности найти лучшее освещение и композиционное решение, выбрать лучшую точку съемки и т.д. Его снимки могут быть протокольны, а порой недостаточно осмыслены, потому что часто на это не хватает времени. Они могут проигрывать в художественном отношении, но выигрывают в подлинности фактов.
Каждый репортер снимает событие по-своему и эта его субъективность никак не повлияет на событие.
Но репортажный метод может утратить правдивость, если люди, изображенные в кадре, реагируют на присутствие фотографа. Героям встречи необходимо адаптироваться, привыкнуть к фотографу.
Репортаж ценен своей правдивостью. Это относится к справедливости движения, жеста, правдивости эмоциональной фазы, все это имеет прямое отношение к репортажу.
Снимок может быть сделан репортажно, но если выбран неудачный момент съемки и освещения, то снимок будет выглядеть неправдиво, противоестественно.
Кроме того, репортаж,особенно газетный, связан с большой оперативностью. Если фоторепортер опоздает с передачей информации о событии, она утрачивает свой смысл. Оперативность – это первая заповедь фоторепортера. 5

2.3. Работа над фоторепортажем
При работе над фоторепортажем, фоторепортер получает техническое задание, где подробно описывается тема и главные лица, которых нужно снимать. Затем фоторепортер прибывает на место события, знакомится с помещением,где будет происходить съемка, оценивает освещение и делает несколько технических снимков, для того, чтобы проверить верный ли режим съемки он выбрал.
Главное в процессе съемки не пропустить интересные эксклюзивные кадры общения. Для репортажа очень важно зафиксировать эмоции, взгляды, жесты, процесс общения.
Цель фоторепортажа – освещение события с помощью серии фотографий и небольшого текста, зачастую фоторепортаж создается без описательной части (текста).
Основной план работы:

    Сделать несколько кадров общего плана, показывая всю локацию
    Крупный план (как люди наблюдают за событием)
    Зафиксировать на камеру главные лица встречи
    Для того, чтобы «привязать» людей к событию –необходимо снять различные «баннеры»
    Важно зафиксировать все моменты, свойственные тому или иному виду события. К примеру, если фоторепортер снимает бизнес-встречу –необходимо зафиксировать рукопожатие, подписание бумаг и т.д. Что касается спортивных соревнований, важными моментами во время них являются: старт, падения, финиш.
Если фоторепортаж делается без текста, то репортер должен изобразить все с помощью фотографий так, чтобы человек, который будет их просматривать, смог без текста понять все, что происходило во время мероприятия.
Если же фоторепортаж сопровождается текстом, то главное изобразить основные моменты встречи: место проведения мероприятия, кто его открывал, кто участвовал, реакция публики, закрытие встречи.

2.4 Выбор иллюстраций

Появление на страницах газет хороших, качественных снимков зависит прежде всего от фотокорреспондента. Фотограф может улучшить качество своих снимков, пользуясь следующими советами:
1. Меняйте направление съемки. Необязательно всегда снимать “в лоб”, посмотрите, как будет выглядеть объект съемки снизу, сверху, сбоку - это даст читателю возможность увидеть различные ракурсы.
2. В каждом снимке должно присутствовать действие. Если в кадре находятся люди, они должны что-то делать, а не позировать для снимка. Характерные выражения лиц, непринужденные жесты людей на снимке создают впечатление живости и неофициальности происходящего.
3. Используйте подходящую бутафорию для того, чтобы люди не смотрели в объектив. Сделайте что-нибудь на переднем плане центром их внимания.
4. Композиция снимка должна быть плотной, без пустых мест между людьми или на заднем плане - это делает снимок единым целым.
5. В каждой фотографии должен присутствовать единый композиционный центр, фокусирующий внимание читателя. Если их несколько, оно рассеивается.
6. Число людей на снимке следует ограничивать. Если вы не стремитесь создать эффект толпы, сократите их число до наиболее рационального. Группа из 3-4 человек предпочтительнее, чем из 10-12.
7. Пусть на снимках присутствуют люди. Во-первых, это помогает читателям оценить размеры помещений, улиц, деревьев и т. д., во-вторых - придает снимкам динамику.

8. Продумайте “настроение” снимка. Покажите читателю, как чувствовал себя “объект” во время съемки. Если мэр города сердился на заседании муниципального совета, а победивший на выборах политик улыбался, пусть читатели увидят это. Но не просите людей улыбаться, если фотография предполагает серьезное или траурное настроение.
9. Иногда поворачивайте камеру вокруг - это позволяет снять не только действие, но и реакцию на него. Не снимайте только участников матча - запечатленная реакция болельщиков на забитый гол может быть гораздо красноречивее.
10. Следует предъявлять высочайшие требования к качеству снимков. Нерезкие, затемненные снимки неприемлемы.
11. Фотоснимок должен нести сообщение, а не только переносить читателя на место события. Часто фотография, на первый взгляд не иллюстрирующая материал буквально, может сказать читателю многое. Фотокорреспондент обязан знать и понимать материал и лишь потом искать к нему живописные, “говорящие” кадры.

Элементы, привлекающие внимание читателя

Следует помнить о некоторых элементах, особо привлекающих читателя. Это повышает читаемость материалов. Вот несколько элементов содержания фотоиллюстраций.
Дети . Просто хорошая фотография ребенка или же снимки детей, иллюстрирующие менее важные новости.
Животные . Универсальные объекты съемки, которые нравятся буквально всем.
Люди, выдающиеся личности . Фотопортрет с подписью может в несколько раз больше привлекать внимание читателей, чем короткая заметка на ту же тему.
Необычный снимок . Рядовое событие может быть эффектно снято с помощью нетрадиционных методов, включающих в себя необычные ракурсы, использование специального фотооборудования и т.д.
Юмористические иллюстрации . Фотография, заставляющая редактора фыркать от смеха, обычно производит то же действие и на читателя.
Жанровые снимки . Удачно снятые, они особенно хороши на первой странице.
Цвет . Привлекает внимание и позволяет искать более широкие возможности использования иллюстраций. 6

Кадрирование
Планирование иллюстраций, отличная работа фотографа, прекрасная подпись под фото, удачная разметка полосы - все это теряет ценность, если фотографии обрезаны неудачно.

1. Кадрируя снимок, выбирайте заполненные части - “сердце” снимка - и избавляйтесь от пустых пространств.
2. Сохраняйте первоначальную композицию: если снимок сделан по вертикали, так ее и оставьте. Менять композицию можно лишь с большой осторожностью.

3. Сохраните композиционный центр снимка. Если сфотографирована группа людей, двое из которых смотрят в центр, а третий - куда-то в сторону, последнего можно вырезать.
4. Сохраняйте прямоугольную форму снимка. Проверьте, чтобы линия горизонта, линии домов были расположены параллельно или перпендикулярно сторонам фотографии и чтобы люди на ней не были наклонены вправо или влево.
5. Каждая иллюстрация должна легко “ читаться”. Когда требуется схема, сделайте ее. Если стрелка поможет указать нужного человека в толпе, используйте стрелку. Если нужно обозначить на фото новый корпус колледжа, сделайте это шрифтом с помощью наложения.
6. Избегайте вырезов. Когда в фотографии сделан вырез, читателю труднее ее воспринимать, особенно если удалена часть запечатленного события.
7. Поэкспериментируйте со снимками необычных размеров, например одна колонка на 10 дюймов или шесть колонок на 2 дюйма, -это привлекает читателя и разнообразит оформление газеты.
8. Учитывайте размер снимков. Нет большого различия в воздействии фотоснимков шириной в 5 и 6 колонок. Но различие в воздействии 2- и 3-колоночных снимков огромно. Иногда бывает полезно сократить количество снимков на полосе, а оставшиеся снимки увеличить.
9. Нельзя обрезать на снимках головы людей, даже частично. Макушка, уши, подбородок - отсутствие этих частей тела у героев снимка вызывает у читателей раздражение. У этого правила почти не бывает исключений.
10. Поищите серии фотоснимков, особенно людей. Губернатор на заседании городского совета, президент городского клуба, политик, наблюдающий за подсчетом голосов, и т. д. Телезритель ловит только момент действия, газета же должна уметь поймать выражения лиц. 7


Заключение

В ходе курсовой работы мы решили все поставленные перед собой задачи:

    Дали определение понятию «фоторепортаж» и изучили его виды
Фоторепортаж - развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.
Фоторепортаж бывает трех видов:
    А)хроникальный фоторепортаж;
    и т.д.................

Фоторепортаж — это свободный, творческий жанр, который может включать в себя элементы портрета, пейзажа или даже натюрморта. Тут не требуется придумывать какой-либо образ и подбирать соответствующие аксессуары, важно запечатлеть самый интересный момент, который будет рассказывать зрителю определенную историю. Каждый уважающий себя фотограф должен иметь в своем портфолио хотя бы несколько снимков в репортажном стиле.

Что такое фоторепортаж

С английского языка слово «репортаж» можно перевести как сообщение или доклад. Главная задача фотографа при съемке репортажа заключается в том, чтобы задокументировать какое-либо событие и передать через визуальные образы некое сообщение, послание зрителю. Если говорить просто, репортаж – это краткий рассказ о жизни или событии, без каких-либо постановочных кадров, когда фотограф управляет персонажами, выстраивая их перед объективом камеры так, как ему это нужно. Впрочем, элементы постановки могут присутствовать и в репортаже, но все же в данном случае фотографу приходится в большей степени использовать те условия, которые имеются. Фотографируя репортаж, очень важно вовремя заметить или предугадать интересный кадр, причем сделать это профессионально, с учетом особенностей освещения и заднего фона, не забывая, конечно, и о композиции.

Фотограф должен стремиться к получению репортажного фото, которое будет не только документальным, но и проникнуто атмосферой и настроением события. Для съемки репортажа чаще всего используется короткая выдержка, на которой ловится то самое «решающее мгновение». Сам процесс съемки репортажа осуществляется без вмешательства фотографа в естественный ход событий.

Репортажные фото – это взгляд на эмоции и взаимоотношения людей, события или архитектуру со стороны. Поскольку здесь фотограф ограничен временем и естественным сценарием происходящих вокруг него событий, необходимо всегда оставаться начеку, быть готовым к нажатию кнопки спуска затвора в любой момент. Обычно при съемке репортажа используют как крупные планы, чтобы запечатлеть отдельные детали, так и общие виды, в частности, снимки толпы, которая собралась на площади.

Таким образом, ключевыми составляющими качественного фоторепортажа является способность фотографа быстро реагировать на происходящие события, умение выбирать точку съемки и правильно строить кадр, оперативно настраивать технику и параметры съемки с учетом складывающихся условий. Что же касается выбора сюжета, то тут все зависит от наблюдательности и навыков фотографа мыслить сюжетами, то есть подмечать необычные детали в, казалось бы, простых, обыденных вещах.

Сюжеты для репортажа

Искать сюжеты для репортажной съемки долго не придется. Достаточно вооружиться хорошей камерой и начать поиск интересных кадров, где бы Вы ни были. Увидеть кадр и поймать его – вот Ваша главная задача. Сюжеты для фоторепортажа могут быть самыми разнообразными, включая обычный день рождения, который может стать хорошим подспорьем для создания интересных, запоминающихся кадров. Прелесть фоторепортажа заключается в убедительности и искренности такой съемки, в показе того что есть на самом деле. По своему содержанию принято выделять два вида репортажа:

— Событийный

Событийный репортаж предполагает фото-рассказ о каком-либо событии, которое имеет четкое соотнесение по времени (дата, начало и завершение) и несколько этапов (предыстория, завязка, развитие, кульминация, развязка). В качестве событийного репортажа может служить съемка какого-либо важного мероприятия, конференции, происшествия. Тут на первый план выходит документальная сущность фотографии. При этом ключевые моменты события Вы должны успеть запечатлеть в очень ограниченные временные рамки.

— Тематический

Тематический репортаж – более творческое направление, когда фотограф старается отыскать в обыденных событиях интересные моменты, ситуации и рассказать о них зрителю. Это может быть репортаж об отдельной личности, группе людей и их взаимоотношениях, рассказ о конкретной стране или отдыхе. Соответственно, работа над тематическим репортажем, в отличие от событийного, может не ограничиваться жесткими временными рамками. Вы можете прервать работу, а затем снова вернуться к съемкам, с течением времени накапливая интересный материал по конкретной тематике.

Возвращаясь к сюжетам в репортажной съемке, можно выделить несколько наиболее популярных направлений:

— Съемка концерта

Это довольно сложный вид репортажа, поскольку в концертном зале условия освещения оставляют желать лучшего, и поэтому получить качественные кадры становится проблематично. Если Вы выбрали в качестве сюжета для своего фоторепортажа концертную съемку, хорошенько подумайте над подбором соответствующей фотоаппаратуры. Требуется хорошая камера, способная эффективно справляться с шумами, и светосильная оптика, поскольку снимать со вспышкой значит «убить» сценическое освещение. Другой важный момент – следует заранее продумать свое расположение в зале и выбрать оптимальную точку съемки.

— Спортивные соревнования

Еще один нелегкий сюжет для фоторепортажа, ведь здесь Вы не можете предугадать, что произойдет в следующий момент. Спортивные события очень динамичны, а если в состязании участвует сразу несколько спортсменов, то не пропустить лучшие моменты бывает действительно сложно. Фотографировать рекомендуется в режиме непрерывной съемки. Причем Ваша камера должна обеспечивать не только высокую скорость съемки, но и хорошую продолжительность серии кадров в соответствующем разрешении. Не менее важна и быстрота автофокуса.

— Праздники, корпоративы и юбилеи

В качестве стартового сюжета для освоения фоторепортажа можно выбрать именно съемку праздничного застолья или корпоративной вечеринки. Тут можно научиться правильно выстраивать кадр с учетом композиции и особенностей освещения, выбирать оптимальные точки съемки и следить за развитием событий, подмечая интересные детали. При съемке торжеств очень важно не просто задокументировать событие, а передать зрителю атмосферу и настроение праздника.

— Фотопутешествия

Путешествия, туристические поездки и разного рода «вылазки на природу» — это прекрасный вариант для съемки фоторепортажа. С помощью своих репортажных фото Вы можете передать красоту природы и архитектуры, уникальный колорит других народов и стран. Нужно лишь оставаться начеку, чтобы вовремя успеть сфотографировать то, что по-настоящему сможет «зацепить» зрителя.

Этим сюжеты в репортажной фотографии, конечно, не ограничиваются. Съемка с выставок, конференций, фотографирование производства и деятельности людей – все это и многое другое может быть отличной темой для фоторепортажа. Если Вы решили заняться фоторепортажем, то необходимо научиться не только находить интересные сюжеты для съемки, но и буквально мыслить ими. Помните, что сюжет раскрывается в сценах взаимоотношений людей друг с другом, с окружающими их предметами или природой.

При создании репортажа требуется показать событие в развитии, то есть необходимо соединить отдельные элементы в связный и интересный фото рассказ. Фотографии могут следовать одна за другой в строгом хронологическом порядке, либо же раскрывать сюжет или событие ассоциативным образом. В последнем случае отдельные снимки должны дополнять друг друга по смыслу, атмосфере и художественному исполнению. При этом содержание темы может раскрываться одной фотографией, а все остальные будут лишь детализировать историю. Чем больше разных сюжетов, неожиданных поворотов и деталей передают снимки, тем более насыщенным и любопытным будет выглядеть Ваш фото рассказ.

Давно собирался написать этот пост, да всё руки не доходили. А тут в последнее время меня периодически спрашивают о всяко-разных репортажных деталях, вот я и решил устроить ликбез-экспромт. Хотя, это громко сказано, конечно. Как бы то ни было, всё что написано ниже, ни в коем случает не претендует на истину в последней инстанции, однако, надеюсь, кому-нибудь может оказаться полезным.


1. Как назовём, так и поплывёт.

Название, безусловно, должно зацепить читателя, заставить немедленно пройти под кат. Однако, здесь важно не переборщить, иначе будет нечто в стиле "Life News" или газеты "Твой день". Особенно "не айс", если крикливое название не совпадёт с содержимым статьи. Некоторые топовые блогеры (не будем называть имён), с целью накрутить побольше просмотров, к сожалению грешат этим и даже не используют вводный текст. Но мы же с вами хотим сделать правильный репортаж, не правда ли?

2. Заглавная фотография.

Нет никаких сомнений в том, что фоторепортаж должен начинаться с заглавной фотографии. Это как обложка журнала или газеты. По мне, лучше, чтобы фотография была одна. Некоторые вывешивают сразу две, а между ними помещают вводный текст. На мой взгляд, когда одинарная фотография визуально привлекает больше внимания. Также можно использовать коллаж из нескольких снимков, здесь, как говорится, на вкус да на цвет образца нет.

3. Пост без шапки - не пост.

Мне кажется, здесь вполне достаточно текста примерно на 7-10 строчек, разделённого одним-двумя абзацами. При этом, между каждым из них непременно должна быть пустая строка. Компьютер - не бумажная книга, нагрузка на глаза здесь больше, а потому такой рваный текст будет читаться легче. Содержимое с одной стороны должно отразить суть фоторепортажа, а с другой - получиться несколько недосказанным и тем самым создать интригу.

4. Заходим под кат.

Некоторые блогеры, как, например, Артемий Лебедев, не признают кат как таковой и вываливают всю простыню напрямую в ленту. А если ты не собирался это читать. Так что, такой экстремум даже рассматривать нет никакого смысла. Читатель достоин уважения. Так вот, на мой взгляд, под катом, специальным образом озаглавленном, должно находиться примерно 35-40 фотографий (размер я ставлю 1000х667), непременно пронумерованных. Понимаете, да, почему пронумерованных?

Когда фоток лишь десяток-два, создаётся впечатление некоторой недосказанности, особенно, если пост весьма увлекательный. С сильно большим количеством тоже не стоит экспериментировать. Как-то я сделал репортаж о Дне святого Патрика в Москве и по неопытности забил в пост более сотни картинок. А потом долго удивлялся, почему нет казалось бы заслуженной отдачи и такое малое количество комментариев. Читатель устаёт, раздражается и порой даже не досматривает материал до конца.

Фотографии в посте не должны быть активными ссылками, это может помешать просмотру. Поэтому исходный код следует соответствующим образом обрезать. Не забывайте адаптировать снимки под дисплеи с высоким разрешением (ретина), друзья будут вам благодарны. Про то, как это сделать, а также в целом про фотообработку моими глазами, можно почитать .

5. Над или под?

Среди репортажников до сих пор нет чёткого определения, где ставить сопроводительный текст - над или под фотографией. Я считаю, что если в посте одно фото, описание должно быть ПОД ним, а если это большой отчёт, то исключительно НАД. Опытным путём я установил, что так фотоисторию читать удобнее. То есть - текст, за ним сразу без пробела фото, далее пробел и всё повторяется.

6. Как должна звучать история?

Иногда на меня нападает азарт и я начинаю писать чересчур витиевато. Ну в принципе, бывают такие темы, когда это украшает репортаж, но, как правило, подобное словоблудие отвлекает от визуального контента. Право же, лучше не кичиться острословием, для этого есть отдельный жанр. Одна, максимум две строчки сопутствующего текста, просто и ясно раскрывающего суть момента.

Однако, чересчур уж скупо и телеграфно писать тоже не годится. "Вчера в Москве прошёл митинг. Пришло 100500 человек. Всё прошло спокойно." Читатель начнёт зевать и может не дочитать пост.

Важный момент - если вы не профессиональный литератор и сомневаетесь в безупречности текста, допуская наличие в нём орфографических и пунктуационных ошибок, попросите отредактировать его специалисту или просто какому-нибудь знакомому "граммар-наци". Поверьте, грамотная писанина в наше время вызывает только уважение, а встречается, к сожалению, всё реже.

7. А что в конце?

Наверняка, если вы вернулись из поездки в какую-то интересную страну, у вас собой материала не на один и не на два репортажа. Рекомендую в конце второго ставить ссылку на первый, в конце третьего на первый и второй и так далее. Пусть это будет как многосерийный фильм.

Чтобы о вашей истории узнала не только аудитория ЖЖ, но и других сервисов, поставьте в конце кнопку репоста (в HTML-редакторе в тулбаре рука с поднятым большим пальцем). И кнопки на ваши инстаграмы-твиттеры-фейсбуки. Глядишь, и занесёт будущих друзей. Ну и конечно же - теги. По ним и вам и вашим читателям будет проще найти ту или иную запись.

Вот так. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу вышенаписанного, а особенно дополнения.

Профессиональный фотограф, которому предстоит репортажная съёмка, обыкновенно прибывает к месту события заблаговременно. При возможности он обязательно ознакомится с планом мероприятия, отметит для себя, что нужно снять обязательно, что желательно, чего скорее всего не получится запечатлеть. Пока на месте немного людей, он быстро отмечает для себя удачные точки съёмки, возможность перемещения, делает снимки предметов, к которым доступ в дальнейшем может быть ограничен и т. д. Примерно такого же плана действий можно придерживаться и начинающему школьному репортёру.

Вообще говоря, если никакой предрасположенности к фотографии нет, можно поступить просто: установить палец на спусковую кнопку и время от времени нажимать на неё. Из 200 снимков 20 всегда можно отобрать. Этот способ подойдёт всем.

Другой способ - попробовать в голове представить связный рассказ и проиллюстрировать его . Рассказ должен включать ответ на вопросы что, где, когда. «Праздник был в таком-то году (точная дата) в таком-то месте. Сначала было то-то. Потом выступил такой-то. Потом были жмурки». И к каждому предложению сделать подходящий снимок, такой, чтобы нельзя было перепутать: снег (значит, зима), вот тут мы видим учителя пения, а тут - жмурки. Снимок должен рассказать постороннему глазу всё сам, без слов. Впрочем, небольшие пояснения при размещении на сайте всё же потребуются: уточнить действие, указать фамилии, название игры и т. д. Об этом - в заключительной части, примеры можно посмотреть .

Вся фотография - это три вида съёмки: общий план, средний план, крупный план. Обязательно нужен предваряющий снимок, который покажет общую атмосферу, интерьер. Понадобится также снимок, включающий в себя небольшую группу лиц - двое-трое, объединенных общим делом. И, разумеется, лица: если речь идёт о празднике, вероятно, на них должна быть улыбка.


Сложно? Непонятно? Доверь создание сайта компании которая специализируется на изготовлении работающих сайтов. Подготовят фото, оптимизируют текст; продвижение, контекст: узнай по ссылке, почему нужно выбрать именно SITE-ART.net

Совокупность снимков даст возможность всем, кто не смог посетить мероприятие, составить собственное впечатление о нём: было ли там весело, сколько человек пришло, как обстоит в школе дело с материальной стороной и т. д. Пытливому глазу репортаж даёт очень много информации: фотография не врёт.

Снять всё, наверное, и не получится. Не важно: для хорошего репортажа достаточно 20 разных фотографий. Это оптимальное число, чтобы и рассказать, и не дать заскучать.

NB
Зачастую какие-то эпизоды мероприятия оказываются столь скоротечны, что не удаётся их запечатлеть. А рассказать о них хочется. Можно попробовать сделать снимок, выходящий за временные рамки мероприятия. Не успели снять выстрел из хлопушки? Снимите конфетти на полу и включите снимок в свой фоторассказ.