Полезные советы для беременных мусульманок. Соблюдение беременными поста в Рамадан: нужно или нет? Должна ли кормящая мать держать уразу

Наступил Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза - время обязательного поста, вмененного Аллахом каждому верующему в Коране. Какая же польза уразы с точки зрения медицины?

Как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже, либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?

Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический - когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный - воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума - когда разум человека постится от суетной информации материального мира - от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном - Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности.
Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда - уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это сахарный диабет. Не советуют воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения - инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.
Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.
По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.
Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше - до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Всю жидкость выпивать в один приём после ифтара не следует, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды - травяной или некрепкий зелёный чай.
Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.
Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении - резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие - это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.
Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?
За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин - откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза - это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.
Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно - свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.
И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается - это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?
Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание.

Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.
После поста к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание - важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное - соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).
Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

Нелегко соблюдать пост целый день без воды и питья. Особенно тяжело проходят первые дни уразы. Как подготовиться к уразе? Как приучить организм? При наличии каких заболеваний нельзя держать пост? Какую пользу приносит ураза с точки зрения медицины? На эти и другие вопросы отвечает заместитель главного врача Республиканской клинической инфекционной больницы, врач, соблюдающий пост вот уже 15 лет, Рустам Фахертдинов.

– Рустам Хамитович, кому нельзя соблюдать пост?

– С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний – диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия.


– Соблюдение уразы – стресс для организма. Как и когда нужно начинать готовиться к посту, чтобы не пришлось в тягость?

– В исламе кроме уразы Рамадан есть дополнительный пост нафль. Наш пророк держал уразу каждый понедельник и четверг. Чтобы приучить организм, можно держать несколько дней поста по начала месяца Рамадан. Человек должен условно разделить желудок на три части, и не только во время поста. Это – сунна Пророка. Одна часть – для еды, вторая – для воды и третья для воздуха. У нас зачастую культура питания такова, что встаем из-за стола, наевшись до отвала. Информация о том, что организм наелся, до мозга доходит только через 20–30 минут после принятия еды. А за эти полчаса человек может съесть много чего. Потом, конечно, жалеет об этом. Поэтому нужно вставать со стола, не насытившись полностью. Вот это и есть способ подготовки организма к стрессу.

– Некоторые, по указанию врача, должны принимать лекарство три раза в день. Можно ли менять время принятия препарата во время уразы?

– Это зависит от болезни. Некоторые лекарства может принимать дважды в день. В этом году ураза приходится на лето, когда дни длинные. Может получиться так, что препараты можно будет принимать один раз в сутки. А если больному нельзя пропустить прием лекарств, то можно перенести уразу на то время, когда дни будут короче.

– В нашей местности постящимся приходится не кушать и не пить по 18–19 часов. Какие советы нужно учитывать, чтобы не обессилеть?

– Человек должен употреблять в день не менее двух литров воды. Постящемуся необходимо выпивать столько воды после ифтара. Конечно, не сразу. Если организм не будет нуждаться в жидкости, то не обессилит. В жаркие дни нужно пить еще больше. Особенно полезны минеральные воды. Потому что в жару мы теряем много соли через пот. Чтобы держать в балансе водно-солевой обмен, можно во время уразы принимать комплекс минералов и витаминов. Вода необходима особенно. Жажда отразится и в деятельности сердца и сосудов: кровь сгущается, могут возникнуть тромбы. Во время сухура обязательно нужно есть или хотя бы выпить воды. Наш Пророк тоже говорил о пользе сухура.


– Чем лучше питаться, чтобы в течение дня сохранить силы и не захотеть есть и пить?

– Что касается напитков, пейте то же, что и употребляли до уразы. Если раньше пили черный чай, то не надо переходить на зеленый, или наоборот. Нашему мозгу и мускулам необходима глюкоза. Поэтому ешьте продукты с углеводами. Но это не должны быть быстрые углеводы – сахар и конфеты, от них только навредите. Нужно есть фрукты, богатые глюкозой. После ифтара можно начать трапезу финиками или изюмом. Первые или вторые блюда – разницы нет. Главное, после ифтара не наброситься на еду резко. Это – стресс для организма и создает тяжесть в желудке. Не зря во время ифтара делают глоток воды или съедают один финик и сразу же удаляются для чтения намаза. Нужно приучиться к тому, чтобы есть понемногу до утреннего сухура.

– Некоторые ощущают пользу кофе. Но он, хоть и утоляет чувство голода, вызывает жажду. Можно ли пить кофе во время поста?

– Кофе – и полезный и вредный одновременно напиток. Если организм обессилен, то он усугубит состояние. Как невролог могу сказать одно: среди нервных узлов, исходящих из головного мозга, есть специальные соединения – синапсы. Там находятся нейромедиаторы – они передают импульс из одной нервной клетки в другую. Кофе стимулирует работу этих медиаторов. И тогда человек просыпается и начинает чувствовать себя хорошо. Если человек без сил, значит, медиаторов и так мало. Организм не может восстановиться, а выпив кофе, человек, наоборот, теряет силы.



– Как начать первый день поста, чтобы правильно его организовать?

– Я сам стараюсь брать отпуск с началом уразы. В этом году так же ухожу на отдых. Кто-то, вероятно, может в этот день взять отгул на работе.

На самом деле первый день уразы – время адаптации организма, стресс. Но это полезный стресс. Недавно прочитал слова руководителя лаборатории нейробиологии национального института проблем старения США Марка Мэттсона. Он пишет, что кратковременное голодание полезно для нервных клеток. Клетки переживают стресс, во время голодания формируются кетоны, они способствуют выработке в клетках энергетических станций – митохондрий. Они в свою очередь улучшают память. Этот специалист считает, что в целях профилактики болезни Альцгеймера полезны кратковременные голодания. Также недавно читал об исследованиях биологов университета в Массачусетсе. Они пишут, что голодание в течение 24–48 часов полезно для кишечника.

Любой стресс может принести пользу. Наши дедушки и бабушки не могли себе позволить есть столько, сколько сейчас едим мы. А какая продолжительность жизни! Они всю жизнь не наедались, и организм постоянно был в состоянии стресса. Ураза – это отдых для желудка, поджелудочной железы, кишечников. Такие перерывы нужны и важны нашему организму.



– Не вредно ли голодать на протяжении дня и кушать на ночь? Многие боятся, что питание перед сном приводит к ожирению.

– Об этом я уже сказал – не нужно наедаться. Через два-три дня организм уже привыкает к такому режиму и не просит много еды. Конечно, если много есть, можно прибавить в весе и во время уразы. Знаю такие случаи.

– По мнению хазратов, организму требуется три дня, чтобы привыкнуть к посту. Что считает на этот счет медицина?

– Да, необходимо два-три дня. Лично мне для привыкания хватает и одного дня. Организм может приучиться ко всему, Всевышний так задумал. Человек чаще хочет не кушать, а пить. Особенно в жару. Во время голодания организм начинает использовать свои запасы – гликогены.

– Как подготовить себя перед уразой, чтобы резко не остановить работу организма?

– За две недели можно отказаться от обеда и заменить его водой. Можно уменьшить порции еды и пить вместо этого воду.



Обсудить ()

https://youtu.be/fmr096VY-ng

Вопрос: беременная женщина, а также кормящая женщина. Каково их положение? Обязаны они держать уразу или могут разговеться, и если разговляться, чем они обязаны эту уразу возместить или этот день уразы возместить.

Беременная эта та, которая носит ребенка, а кормящая эта та, которая уже родила и кормит ребенка грудью.

В этом вопросе несколько мнений.

Первое мнение. Беременная и кормящая прекращают свою уразу и вместо этого дня уразы кормят одного бедняка за один день и этот день уразы не обязаны возмещать. И это мнение Икримы, Саида ибн Джубайра, Касима ибн Мухаммада, Исхака ибн Рахавайха, и это мнение является достоверным от Ибн Аббаса как это пришло в тафсире ат-Табари с достоверным иснадом от него и это мнение ибн Умара как это установлено в Муснаде Аш Шафии с достоверным иснадом от него. И в довод привели слова Аллаха: «А те которые способны держать уразу (в своей основе) но ее не держат они должны накормить вместо этого дня бедняка», а ибн Аббас прочитал: «те которые способны держать пост с трудом, должны накормить одного бедняка за этот день» . И этот аят и его смысл мы разъясняли во время разбора вопроса о «пожилом человеке» и пришли к такому выводу, что этот аят аннулирован и не годится в этих вопросах.

[Примечание редактора стенограммы]:

Этот вопрос о аяте разбирался в вопросе № 1877, и в примечании к вопросу было доказано что мнение ибн Аббаса правильнее чем автора книги, кому нужно пусть вернется и прочитает.

[Конец примечания].

Второе мнение, беременная и кормящая разговляются во время Рамадана, т.е. имеют право, если чувствуют тяжесть от уразы, разговляться во время Рамадана, а затем после Рамадана, когда женщина родит и прекратит быть кормящей, она возмещает пост, за каждый день пропущенной уразы держит один день уразы и никого не обязана кормить. Это мнение Хасана Басри, Ибрахима Ан Нахаи, Ата ибн Раббаха, Аз Зухри, Дахака, Аузаи, Рабиа (шейх Имама Малика), Суфьяна ас Саури, Абу Ханифы и ханафитов, Лейса ибн Саада, имам Ат-Табари, Абу Саура, Абу Убайда Касима ибн Салама. И это мнение Имама Малика относительно кормящей женщины, т.е. говорит, что кормящая женщина так делает, а беременная нет, и это одно из 2-х мнений Имама Шафии относительно беременной женщины.

И в довод привели хадис Анаса ибн Малика аль-Каби, который приводит в различных Суннанах, о том что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах (Субхьана ва Та`аля) сложил с путника обязанность держать уразы, а также совершение половины намаза, (т.е. дома он совершает 4 ракъаата, а в пути только 2), а также сложил обязанность держать уразу с беременной и кормящей женщины, (т.е. позволил ей разговляться от уразы)». Этот хадис приходит у Абу Дауда, Насаи, ибн Маджа, Ат Тирмизи, и назвал его хорошим шейх Мукбиль в своей книге «Аль Джами ас сахих мин манн лайса аль сахихейн».



Таким образом, этот хадис указывает на то, что кормящая и беременная женщина разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни. В этом хадисе объединены путник, и эти 2 категории женщин. Т.е. приводится аналогия того, что беременная и кормящая женщина приравнивается к путнику. Аллах Всевышний сложил с путника уразу, что значит сложил уразу, т.е. он может разговляться в месяц Рамадан, а потом возместить пропущенные дни, тоже самое касается и этих 2-х категорий женщин.

Они сказали, а также беременной и кормящей разрешено разговляться по причине неожиданной, т.е. не причина какая-то постоянная, которая не позволяет держать уразу, а случилось так, что женщина родила, или же она кормящая, т.е. не постоянная ситуация, а какой-то определенный момент в жизни женщины. Поэтому она не обязана соблюдать каких-то искупительных действий подобно больному; больной что делает, разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни, значит, годится аналогия беременной и кормящей женщины как на путника, так и на больного. И это мнение является более правильным в этом вопросе и это мнение выбрал шейх Мукбиль, Ибн Баз, Ибн Усеймин.

Третье мнение , если эти 2 женщины боятся за себя, или боятся за свой плод, или же ребенка, что держание уразы может нанести им вред, то разговляются в месяц Рамадан, а потом возмещают пропущенные дни и никого не кормят.

Это мнение отличается от 2-го мнения, т.е. по 2-му мнению женщине разрешается разговляться в месяц Рамадан, даже если она не боится какого-то вреда, а просто не может держать уразу из-за беременности или из-за кормления, и она может разговеться. Приверженцы 3-го мнения говорят, что просто из-за тяжести, женщина не должна разговляться, а только по причине явной угрозы, т.е. она боится за свой плод, который у неё в чреве или боится, что если она будет держать уразу, ребенок, которого она кормит не получит достаточного количества питания; и боится за себя саму, что если она будет держать уразу во время беременности, или же в период кормления это принесет вред ее здоровью, то только тогда она может разговеться в Рамадан, возместить этот день, и не должна никого кормить.



А если они боятся не только за своего ребенка, но не боятся за саму себя, тогда они должны не только разговляться в Рамадан и возмещать пропущенные дни, но и накормить бедняка и это мнение имама Шафии и Ахмада, и передается как мнение Муджахида ибн Джабара.

Четвертое мнение, это то, что беременная женщина разговляется и возмещает пропущенные дни, и не должна никого кормить.

А кормящая женщина может разговеться, затем возместить эти дни после Рамадана, и накормить одного бедняка. Это мнение имама Малика, Лейса ибн Саада и его выбрал ибн Абдуль Барр.

Пятое мнение, они могут разговеться, а после не должны ничего возмещать и никого кормит. Это мнение Ибн Хазма. И в довод он привел хадис Анаса ибн Малика, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Всевышний Аллах сложил обязанность уразы с путника, беременной и кормящей», это значит, что они не обязаны уразу держать, ничего не должны возмещать и никого кормить.

Мы говорим, что это понимание хадиса является неправильным, потому что под сложением обязанностей понимается их сложение в день уразы, но не имеется в виду сложение этих обязанностей её возмещение после месяца Рамадан. В довод этого приводится путник, о котором говорится в Коране, что с путника складываются обязанности держать уразу во время Рамадана, но после Рамадана он обязан возместить, то же касается беременных и кормящих. Путник должен возместить это день в следующий, после Рамадана, как сказал Всевышний: «Если кто-то из вас является больным или является путником, то он должен возместить эти дни в другие дни» , не в дни Рамадана.

Поэтому правильное мнение в этом вопросе является второе мнение, а это то что женщина кормящая или беременная если считает нужным разговеться в месяц Рамадан, то может это сделать, но после месяца Рамадан должна возмести этот день, когда ее положение станет нормальным, т.е. когда родит или перестанет кормить.

Что касается женщин, которые рожают круглый год, например в течение трех или четырех и даже пяти лет находятся в состоянии беременности или кормления ребенка, и бывает так, что одна женщина накапливает уже сотни дней уразы. То некоторые обладатели знаний говорят, о том, что в таком случае позволительно вместо того чтобы держать эти дни уразы и возмещать их, так как это тяжело человеку, позволительно ей накормить бедняка за каждый день уразы. Основываясь на фатвы ибн Аббаса и ибн Умара которые говорили, что женщины могут поступить таким образом. Потому что шариат не накладывает тяжести на человека такую, которую ему невозможно или слишком тяжело вынести.


Кому предписан пост?

Пост предписан человеку, который себя считает мусульманином, является разумным, совершеннолетним и знающим, что наступает время поста. Человеку, который находится в пути и больному не обязателен пост. Он может его восполнить затем, в другие дни.

Когда можно не держать пост?

1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;

2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути, если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней» - сура "Корова», 184 аят;

3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин» - передано имамом Ахмадом, «Асхаб Суннан» книга Найлуль-Автар 4\230;

4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха «А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка (то есть фидия» - сура «Корова» 184 аят: «Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день (то есть дать фидию). Этот хадис приводит аль-Бухари;

5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

Какие действия нарушают пост?

1. Преднамеренное принятие пищи во время поста;

2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводится всеми мухаддисами, Найлуль Автар 4\214.

Если принял пищу во время оста по забывчивости?

Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил». Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155.

Какие нарушающие действия в пост требуют восполнения только день за день?

Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;

2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;

3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

Есть силы поститься, но есть возможность не поститься, что делать?

Этот вопрос будет правомерен со стороны путника, женщины во время месячных или послеродовых кровотечений. В наше время поездка куда-либо не так обременительна, как это было раньше. Поэтому в случае, если путник чувствует, что в силах поститься - лучше поститься, хотя де-юре путник имеет право не поститься даже при наличии сил.

Женщина во время месячных не может поститься - запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае им разрежается не поститься. Анас ибн Малик аль-Каиби сказал: «Поистине, Аллах избавил путешественников от бремени поста и половины намаза, а беременных и кормящих грудью женщин - от бремени поста» - передано имамом Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также его вскармливания, день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать пост все дни подряд по числу пропущенных по указанным причинам дней. Возможны перерывы. Можно сначала поститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан).

Нарушает ли курение уразу?

Курение, во-первых, запрещено в Исламе и, во-вторых, несомненно, нарушает пост, так как в основе поста лежит оберегание носоглотки человека от попадания туда чего-либо. Поэтому, если человек преднамеренно "проглотит даже пуговицу, то пост у него нарушается. Мусульманин во время поста должен оставить свою похоть (в данном случае курение) ради Аллаха.

Если мусульманин проснулся в состоянии осквернения (джунуб), то можно ли ему держать пост?

Состояние осквернения не нарушает пост (если это не менструальные и послеродовые выделения). Поэтому осуществить гусль (полное омовение) можно любое время, но надо учитывать, что ходить в оскверненном состоянии нежелательно, а для чтения Корана и намаза необходимо совершить полное омовение. В «Сахих ибн Хузайма» Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорит: «Посланник Алла¬ха, мир ему и благословение Всевышнего, если намеривался спать или по¬есть, то он обязательно совершал тахарат (омовение). Смысл этого хадиса также в «Сахих аль-Бухари» хадис 277.

Что делать, если во время уразы начались месячные, или если месячные закончились в середине дня?

Если во время поста начались месячные, то пост считается нарушенным. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует, сказал; «а разве не следует ей не поститься и не совершать молитвы во время месячных» - приводится в книге «Сахих Бухари» хадис 304.

Но из-за того, что она начинала день с намерением соблюдать пост, то ей следует не принимать пищу до захода солнца. Она обязана прервать пост в период месячных и послеродовых течений и восполнить его в «чистые» дни. Женщина, у которой прекращаются месячные в середине дня, относится к категории тех людей, которые обязаны соблюдать пост, поэтому в знак уважения к месяцу Рамадан ей желательно не принимать пищу до захода солнца.

Подготовлено специально для «Инфо-Ислам»

Ораза - это мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (ораза-байрам, Курбан-байрам). В девятый месяц исламского календаря (Рамазан) мусульмане обязаны держать пост. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца.

№2. Почему мусульманин должен поститься во время священного месяца Рамазан?

Месяц обязательного для мусульман поста является одним из пяти столпов ислама.

К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ораза, закят и хадж. Шахада - декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Намаз - пять ежедневных молитв. Ораза - пост во время месяца Рамазан. Закят - обязательное пожертвование, религиозный налог в пользу нуждающихся. Хадж - паломничество в Мекку. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни даёт возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста они стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю - освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамазан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.

№3. Вреден ли мусульманский пост?

Врачи считают, что не вреден. К примеру, ночные приёмы пищи, как правило, умеренны, и желудку легче с ними справиться. Привыкая к небольшому количеству еды, пищеварительная система начинает работать лучше, а организм чистится от шлаков.

Мусульманский пост достаточно гибок и основан на том, что жизнь и здоровье человека - самое ценное для Бога. Поэтому если есть риск для вашего здоровья, держать пост не рекомендуется. В перечне на первом месте путники, беременные и кормящие женщины и дети (вообще, до семи лет, но имамы не рекомендуют растущему организму такой режим питания). Также нельзя держать пост болеющим людям - тем, кому нужно постоянно принимать лекарства и необходим нормальный режим дня и питания. Можно ли вам держать пост, должен определить лечащий врач. При этом путники и болеющие обязаны возместить пропущенные дни после окончания поста.

№5. Что такое ифтар и сухур?

Сухур, предрассветный приём пищи, и ифтар, вечернее разговение во время Рамазана, заменяют традиционное трёхразовое питание. Сухур совершают перед молитвой фаджр, до наступления рассвета. Ифтар - вечером после заката. При этом ночные приёмы пищи - обязанность постящегося мусульманина, они относятся к сунне пророка Мухаммада. Ежедневно перед тем как совершить пост, мусульмане произносят намерение приблизительно в следующей форме: "Я намереваюсь завтра (сегодня) совершить пост месяца Рамазан, ради Аллаха".

№6. Как войти в оразу, и что лучше есть во время вечернего приёма пищи?

Во время ифтара очень важно не объедаться. Потому что, во-первых, вам после него ещё желательно поспать (особенно если утром надо на работу), во-вторых, вам после него придётся молиться часа полтора, что затруднительно с полным желудком. Пророк Мухаммад разговлялся фиником и запивал его большим количеством воды. Врачи поддерживают этот способ питания и добавляют, что можно к финику съесть пару других сухофруктов - главное, их долго и тщательно пережёвывать. Они собьют зверский аппетит и тогда можно приступать к нормальному ужину. Любимый постящимися казахами бешбармак отменяется - врачи рекомендуют супы всех видов и в небольшом количестве. Во время ифтара жизненно необходимо больше жидкости - измождённый за день организм впитает её, как губка, восстанавливая водный баланс.

№7. Что лучше есть во время утреннего приёма пищи?

Утренний приём пищи должен насытить вас на как можно большее количество времени. Поэтому здесь можно и бешбармак, и плов, и другие сытные блюда, но только если вы после него не ляжете спать. В любом случае переедать тоже не стоит. Рекомендация врачей: на завтрак лучше есть кашу, даже если завтрак в четыре утра. Предпочтение отдаётся кукурузе и пшену - они перевариваются очень долго, насыщая организм необходимыми микроэлементами.

№8. Как минимизировать последствия жары и избежать обезвоживания?

К сожалению, с жарой невозможно ничего сделать, с обезвоживанием - тоже. Поэтому рекомендация врачей одна: постящиеся не должны проводить много времени на жаре, тем более на открытом солнце. Если уж улицы не избежать, держитесь в тени, обязательно наденьте головной убор и носите с собой бутылку воды - прополоскать рот и умыться, если почувствуете, что перегрелись. Из неё вам придётся и попить, если станет совсем плохо. Кондиционер и прохладный душ помогут вам остыть и продержаться до вечера. Главное, не переборщить, чтобы не простудиться. Ещё один совет, чтобы облегчить состояние днём: во время ифтара и сухура избегайте солёной и сладкой еды. Соль и сахар выводят из организма жидкость и усиливают чувства жажды и голода.

№9. Можно ли принимать лекарства во время поста?

Если вам необходим курс лечения, то проблему с принятием лекарств решит ваш врач. А если у вас заболела голова, то придётся подождать до заката, и только тогда принять таблетку. Любые лекарства должны попадать в организм с большим количеством воды, нельзя давиться таблетками всухую, тем более что так и до язвы недалеко.

№10. После каких сигналов организма следует немедленно прекратить пост?

Если кружится и нестерпимо болит голова, темнеет в глазах, не прекращается рвота, ноги не держат, а во всём теле ломота и нет сил - лучше сходить к врачу. Это может быть и временное явление - например, из-за перепадов давления в атмосфере. А может быть и признаком серьёзного заболевания. В любом случае, готовьтесь к тому, что все ваши хронические заболевания дадут о себе знать во время поста.

№11. Как выйти из поста, чтобы не навредить своему организму?

Здесь никаких особых рекомендаций нет, ведь ораза не голодание. Но существует основное правило, которого нужно придерживаться всегда, особенно когда дело касается еды. Это умеренность. Не стоит сразу же накидываться на обед из трёх блюд: ваша пищеварительная система может не выдержать такого праздника живота. Лучше взять себя в руки, разбить приёмы пищи на пять раз и приучить себя питаться правильно.