Новорожденный ребенок комаровский. Советы доктора комаровского для новорожденных

28 дней от момента рождения, еще точнее – с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, – дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, – дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу – предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных – тема специфическая, требующая акцента не столько на “умениях”, сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: “родился 8-9 баллов по Апгар” . Не все знают, кто такой или что такое “Апгар”, многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар – это фамилия такая с ударением на первой букве “А”, принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе – получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар – это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов – вовремя получить информацию. Есть и второй способ – попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего – что дитя видит, что слышит, что чувствует.

Зрение

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка – не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного – мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза – не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света – реагирует.

Слух

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома – слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий – вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

Обоняние

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус

Вот с этим – уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на “невкусные” лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Осязание

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано – плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Кожа

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс – очень высокая восстановительная способность – заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Мышцы

Специфическая особенность – повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой – не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, – малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного – узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос – уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия – чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного – один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно – практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала – поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней – светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое – 4-5 раз в сутки – это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет – 10-15 мл “собралось” и достаточно – пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) – отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее – меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют “физиологические рефлексы новорожденных”. Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг “созревает”, они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:

Хватательный рефлекс.

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия.

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания.

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы.

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение – способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого – не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

У молодых родителей всегда множество вопросов о здоровье ребенка, но самое огромное количество этих вопросов возникает сразу после рождения Вашего ребенка. Тема этой передачи – новорожденный ребенок.
Доктор Комаровский говорит, что для начала нужно четко определить понятие новорожденный ребенок, так как медицинская и обывательская точка зрения совершенно разные. С точки зрения общественного мнения, новорожденный – это грудничок, ребенок первого года жизни, именно так рассматривают новорожденных журналисты и авторы популярных статей. Но с точки зрения медицинской науки, новорожденным называется ребенок от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Доктор говорит, что будущая мама должна тщательно готовиться к своему материнству и вопросы о том что делать с новорожденным нужно задавать задолго до того как Вы принесете новорожденного в дом. Как только мама переступает порог дома с новорожденным на руках, все члены семьи должны понять, что главное не новорожденный, а мама.




Если мама спокойная, выспавшаяся, без адреналина в молоке и ее встречает улыбающийся папа, тогда все будет хорошо. Когда женщина возвращается из роддома у нее сильные гормональные изменения, и она в некоторой степени может быть неадекватной. Папа должен с пониманием отнестись к этому и помочь женщине с домашними делами и лишний раз не нервировать кормящую мать. Потому что, когда женщина начинает паниковать, у нее в крови появляется гормон адреналин, а это значит, что он попадает и в грудное молоко, а организм ребенка плохо реагирует на адреналин и может вызывать спазм сосудов кишечника, у ребенка начнутся колики и он будет орать. Женщина должна подготовить своего мужчину к новорожденному ребенку и к тому, что он будет принимать все главные решения. Как правило, мы говорим о нарушения здоровья наших детей, когда сравниваем, то, что мы видим с тем, что привыкли видеть. Поэтому когда мы сравниваем новорожденного ребенка с собой, мы видим огромное количество несоответствий: другие параметры тела, ребенок не следит за предметами, другая реакция глаз, не такая кожа, другой тонус мышц и т.д. В нашей стране уже длительное время существует цивилизованная практика, когда ребенка выписывают из роддома, то в каждом роддоме есть ответственный человек, который информирует поликлинику по месту жительства. По адресу, который указывается в роддоме, приходит доктор, который оценивает состояние здоровья новорожденного. Не стоит самостоятельно давать оценку ребенку, так как это задача доктора, а родители все равно не смогут сделать это адекватно.

Организация детской комнаты - дело непростое, но очень увлекательное. Можно воспользоваться услугами дизайнера или воплотить свои идеи при помощи картинок из Интернета.

Для беременных это становится частью ожидания малыша, подготовкой к его появлению на свет. Комната новорожденного - это его первый дом, где он будет расти и развиваться, но самое главное для малыша - это его здоровье. И здесь родители не всегда знают, как действовать, какие вещи им понадобятся в первую очередь и на какие факторы обратить внимание.

Именно с точки зрения здоровья ребенка будут полезны советы доктора Евгения Олеговича Комаровского из его книги-бестселлера «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» по организации детской комнаты для новорожденного.

С грустью необходимо отметить, что детская комната для очень многих наших соотечественников - понятие теоретическое. Вариант, при котором в одной комнате с ребенком находятся только мама и папа, считается вполне замечательным, но суть не в этом. Принципиально важен тот факт, что необходимые ребенку условия никогда и ни при каких обстоятельствах не могут оказаться неподходящими для других членов семьи.

Если у вас имеется возможность выбора комнаты (с чем очень хочется вас поздравить), то желательно, чтобы эта комната не была проходной и имела выход на балкон. Если вы настолько благополучны, что имеете несколько балконов и можете выбирать стороны света, на которые окна вашей комнаты ориентированы, выберите юго-запад, но не это важно - лучше комната с северной стороны, но с видом на сад, чем юго-западная с видом на автомагистраль. Чем больше будет комната, тем легче будет младенцу в ней дышать и тем труднее будет вам поддерживать в ней должный порядок.

Тщательная заклейка окон (чтоб не дуло) и плотная подгонка дверей (чтоб не было сквозняков) ребенку не нужны. Если этого боятся папа и мама, то заклейте и подгоните, но не надо собственную хилость прикрывать заботой о новорожденном.

Важное правило:

В комнате должно быть минимально возможное количество накопителей пыли (ковров, дорожек, книг, ненужных вещей). Особенно это касается ковров, которые в последнее время превратились чуть ли не в обязательный элемент благополучия. Вы должны знать, что очень многие микробы, быстро погибающие в воздухе или во время мытья, способны неделями и месяцами сохраняться в источниках домашней пыли: стафилококки, стрептококки, дифтерийная палочка, сальмонеллы (список неполный, но и этого, думаю, хватит).

Таким образом:

  • чем меньше ковров - тем лучше;
  • книги только за стеклом;
  • потерпите с мягкими игрушками;
  • количество развешанных по стенкам сувениров - умеренное;
  • на шкафах, в углах и под кроватями нет склада ненужных вещей.

От очень многого отказаться нельзя, поэтому:

  • все имеющиеся в детской комнате накопители пыли (мягкая мебель, например) должны постоянно и систематически приводиться в порядок с помощью пылесоса;
  • желательно стремиться к тому, чтобы поверхность всех предметов могла быть подвергнута влажной уборке;
  • если по причине отсутствия кладовок вы просто вынуждены использовать шкаф как хранилище не очень нужных вещей (они лежат на нем, покрываясь пылью), то вымойте их, сложите аккуратно и накройте полиэтиленовой пленкой.
  • Не может помешать, а в некоторых случаях даже полезен (увлажняет воздух) аквариум, особенно, если вы умеете за ним ухаживать и не имеете привычки издеваться над рыбами, заставляя последних поглощать сухой корм. Чучело скоропостижно скончавшегося любимого попугайчика или шкуру медведя, побежденного дедушкой в неравной борьбе, лучше разместить в комнате у дедушки.

В детской комнате нам понадобятся:

Кроватка - оптимально деревянная, хорошо, когда можно регулировать высоту дна и боковин. Имеющиеся в продаже деревянные кровати вполне приемлемы, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве матрацев. Подушки не нужны никакие (вне зависимости от мягкости и размеров) до года.

Пеленальный столик - вещь очень желательная, хотя можно, конечно, пеленать ребенка и на диване, и на журнальном столике, и в его собственной кроватке. Специально приобретать столик, как правило, нет необходимости - в доме всегда найдется стол, без которого можно обойтись полгода. Очень хорошо, когда маме не приходится наклоняться, пеленая дитя (это по поводу высоты столика).

Рядом с пеленальным столиком хорошо бы расположить тумбу или полку для хранения детских вещей: шляпок, пеленок и т.п. Поскольку пеленальный столик будет использоваться нами в качестве места, где мы будем приводить ребенка в порядок (вытирать, протирать, стричь, присыпать, смазывать, обрабатывать), то непосредственно на нем или рядом с ним (на тумбе, например) надо бы разместить аптечку и всякие там банки (с ватой, с сосками, с пустышками) и бутылки (с водой, маслом).

Комнатный термометр - штука нужная и полезная. Только, главное, не изгаляйтесь, идя по пути красоты и размеров. Надежность - прежде всего. Обычный спиртовой термометр оптимален. Повесьте невдалеке от детской кровати на высоте примерно в 1,5 метра от пола.

Гигрометр - это прибор, измеряющий и показывающий влажность воздуха. Вполне подойдут недорогие электронные часы, снабженные датчиками измерения комнатной температуры и относительной влажности воздуха.

Скорее всего, вы, по крайней мере, несколько месяцев, будете спать с ребенком в одной комнате, поэтому необходим небольшой светильник (лампочка 25 или 40 W), который можно будет легко и быстро включить (желательно не вставая с кровати), не рискуя что-либо опрокинуть.

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращено внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы родителями ребенка. Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22° (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями - через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой, плюс испарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный - не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. То есть ребенок вдыхает воздух с температурой 18°, а выдыхает, соответственно, 36,6°. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23°, то, очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь - через кожу. Необходимо образовывать пот, который не только мокрый, но и соленый - значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже вашего новорожденного - она ярко красная, в тех местах, где скапливается пот, в паху, например, - опрелости. У него пучит и болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту белые пятнышки - молочница (густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может) и т.д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

  • Температура воздуха в детской комнате.
  • Одежда ребенка.

Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и решаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.

Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как «холодно ребенку» и «температура воздуха, которым дышит ребенок».

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18-22 °С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь - и вашу и детскую - необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что, перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18-22 °С), но бывают исключения, и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям и т.д.

Уберечь ребенка от перегрева, при высокой температуре в помещении (выше 22 °С) можно действиями в трех направлениях:

  • одежда, точнее, ее минимальное количество;
  • достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);
  • ванна.

Еще один фактор - не менее значимый в сравнении с температурой в детской комнате - относительная влажность воздуха.

Актуальность этого параметра исключительно высока именно для детей, и связано это все с теми же, ранее упоминавшимися нами особенностями терморегуляции младенцев. Выдыхаемый воздух имеет температуру тела и влажность 100%. Чем суше вдыхаемый воздух - тем больше жидкости тратит организм ребенка на его увлажнение, а к чему приводят дополнительные потери воды - мы уже сообщили.

Большинство читателей этой книги живет в весьма специфических климатических условиях, когда не менее шести месяцев (с октября по апрель в лучшем случае) имеет место отопительный сезон, а принципиальной особенностью практически всех отопительных систем является высушивание воздуха в жилых помещениях.

Оптимальная относительная влажность воздуха в детской комнате - 50 -70%.

Обогрев воздуха, как правило, приводит к тому, что его влажность в среднем раза в два ниже рекомендуемой. И чем больше родственники дитяти озабочены риском замерзания, чем активнее детская комната нагревается - тем суше воздух, тем выше вероятность возникновения проблем со здоровьем у малыша: пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей (покашливание, хрюканье носом), проблемы с кожей, сгущение крови и т. д.

Вывод очевиден: контроль над влажностью воздуха в помещении и поддержание ее на должном уровне - важнейшая родительская задача. Частая влажная уборка, открытые емкости с водой, пульверизаторы, декоративные фонтанчики, аквариум - варианты ее решения. Современные технологии делают достижение цели менее трудоемким. Родственники дитяти должны, по крайней мере, знать о том, что существует такая несложная, не особо дорогая и весьма эффективная штуковина, которая называется бытовой увлажнитель воздуха (они бывают паровые и ультразвуковые; вторые тише и безопасней).

А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк.

«СКВОЗНЯК - сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга».

Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?

Люди дорогие! Это мы с вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: «Закройте скорее дверь!» - не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: «Закройте окно, сквозит!» С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного - нет.

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный » – понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее – с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, – дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, – дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу – предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных – тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по ». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар – это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе – получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар – это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов – вовремя получить информацию. Есть и второй способ – попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего – что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка – не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного – мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза – не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света – реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома – слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий – вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим – уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано – плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс – очень высокая восстановительная способность – заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность – повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой – не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, – малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного – узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос – уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия – чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного – один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно – практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала – поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней – светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое – 4-5 раз в сутки – это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет – 10-15 мл «собралось» и достаточно – пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) – отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее – меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны дляноворожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных» . Упомянутыерефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение – способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого – не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Некоторые родители ориентируются на специальный календарь развития, но учитывая особенность каждого малыша, с точностью невозможно сказать какие изменения может заметить мама в тот или иной период его жизни. Как говорит всеми любимый детский врач, основным заданием малыша до 4-х месяцев должен быть сон и питание, поэтому родители должны создать все условия, чтоб их ребенок имел правильный режим дня.

Доктор Комаровский тем родителям, которые тщательно изучают календарь развития детей первого года жизни всегда напоминает, что он создан только для того чтоб молодые родители имели представление и возможность ознакомится с общей информацией, как по достижению ребенка после рождения и до 1 года. Но если малыш немного отстает от календарного развития, это совсем не значит, что у крохи какие-либо проблемы. Все дети особенные, поэтому если соседский мальчик пошел в девять месяцев, а ваш малыш только в 11 месяцев, нет ничего страшного. Врач считает, что некоторые ступеньки в развитии малыша предусмотрены самой природой, а другие достижения крохи определены индивидуально самым ребенком, поэтому не стоит переживать из-за того, малыш не всегда укладывается в нормы календаря. Каждый ребенок усваивает основные этапы развития по-своему.

Какие трудности ждут родителей в первые 12 месяцев?

Сразу после рождения ребенка, новоиспеченным родителям предстоит многому научиться. Они должны осознать и принять всю ответственность за ребенка, создать все условия для его здорового роста и развития. Повседневные обязанности, первые неудачи, тревоги и переживания, радость и усталость, это те моменты с которыми сталкиваются все мамы и папы. Для того, чтобы правильно ухаживать за ребенком, научится распознавать потребности малыша, нужно знать общепринятые показатели и нормы первого года жизни. Пожалуй, одним из главных моментов после появления в семьи малыша считается его питание. Если женщина кормит грудью, особых проблем нет, но в случаи, когда по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно, очень важно подобрать правильную смесь для новорожденного, от которой будет зависеть как самочувствие ребенка, так и его сон. В основном до 3-х месяцев малыш только спит и ест, при этом кормление должно проводиться каждые 3 часа. Не менее важным в первые дни и месяцы после выписки с роддома считается уход за пупочной ранкой, а также регулярное и ежедневное купание перед вечерним сном.

Сразу после рождения, у ребенка начинает вырабатываться ряд рефлексов, которые помогают ему адаптироваться к новой жизни. Консультацию по правильном уходе за ребенком родители могут получить как от участкового педиатра, так и от патронажной медсестры, которая регулярно навещает грудничка дома.

С момента рождения ребенок понемногу начинает познавать мир. Родители замечают, как он фиксирует взгляд, начинает различать маму от других членов семьи, часто улыбается. Комаровский считает, что первые 12 месяцев ребенок отличается быстрым и всесторонним развитием. За этот период у малыша улучшается работа головного мозга, полностью формируется нервная система. Начиная с 5 – 6 месяцев, малыш становится более активным, он пытается самостоятельно сидеть, ползать, а к концу года и вовсе делает первые шаги, понимает речь, издает первые слова.

У новорожденного ребенка присутствует тесная связь с матерью, которая зарождается еще в период внутриутробного развития. Потребности малыша, как и его навыки меняются каждый месяц, а то и день, поэтому в педиатрии первый год жизни принято рассматривать поквартально или по месяцам.

Первый месяц

Принято считать, что именно первый месяц от рождения наиболее трудный для родителей. Несмотря на то, что ребенок больше времени спит, родителям нужно привыкнуть к новым обязанностям. В 1 месяц, движения ребенка еще плохо скоординированные, при этом он уже может сжимать пальчики рук, активно двигать ножками и ручками. Питание ребенка трехчасовое, также родители должны ухаживать за пупочной ранкой, обрабатывать ее зеленкой или другим антисептиком. Для купания малыша педиатры рекомендуют использовать легкие отвары трав, а сама вода для гигиенических процедур должна быть прокипяченная и иметь температуру не ниже 35 градусов. К концу первого месяца жизни ребенок умеет фиксировать свой взгляд на ярких игрушках или лице человека, реагирует на громкие звуки.

В 1 месяц после рождения, у новорожденного формируются рефлексы, хватательный, сосательный рефлекс, а также рефлекс опоры, ходьбы, ползания, которые ему пригодятся в будущем. Новорожденные большую часть дня и ночи спят, а просыпаются только при ощущении голода или если их что – то беспокоит. Начиная с этого периода у грудничка часто присутствуют колики, которые появляются в результате того, что пищеварительная система вырабатывает не все ферменты. Колики не являются каким-либо заболеванием кишечника, но все же родителям придется купить специальные капельки: Хилак или Еспумизан, которые помогут кишечнику лучше переваривать грудное молоко или смесь.

Второй месяц

На втором месяце, новорожденный становится более активный, лучше управляет ручками и ножками, преподносит кулачки ко рту, часто улыбается. В этот период родители уже привыкли к режиму, хорошо понимают неудовольствие и желания ребенка. Двухмесячный ребенок реагирует на яркие предметы. Родителям не нужно пугаться, когда они заметят, что малыш немного косит глазками. Это связанно с тем, что мышцы глаз и лица еще не полностью развиты.

Маленький человечек умет различать лицо матери, прислушивается к определенным звукам, часто улыбается. Интервал между прием пищи на 2-м месяце можно увеличить до 3.5 часов. Если ребенок находится на искусственном кормлении, количество приема пищи в сутки можно снизить до 6 раз.

Третий месяц

На третьем месяце жизни ребенка, у него совершенствуется опорно – двигательный аппарат и нервная система. Ребенок может полностью выпрямлять ножки, лежа на животе подымать голову. Родителям нужно быть предельно внимательными с обращением малыша, поскольку его кости еще слишком хрупкие, а тугое пеленание или неправильная посадка может вызывать деформацию костей. В этот период ребенок сам тянется к игрушкам, хорошо различает голос мамы, часто улыбается и проявляет свой характер. Примером если мама поэт колыбельную и остановится, он может заплакать, а при продолжении пения, опять успокаивается.

В календаре развития 3 месяца, дети спят намного меньше, кушают по требованию, но не больше чем 5 – 6 раз в сутки. В этот период малыша очень интересует его тело, он может играть ручками, «гуглить», часто улыбается, чем приносит неощутимую радость своим родителям.

Четвертый месяц

На 4-м месяце жизни в развитии ребенка происходят выраженные изменения, он может более 2-х часов бордствовать, постоянно требует внимания родителей. Малыш может переворачиваться со спины на живот или наоборот, различает вкусы, хорошо слышит окружающие его звуки. В этот период ребенок становится очень интересным, его черты лица приобретают более четкий вид, движения тела четкие и собранные. В этот период малыш различает запахи, более активно растут ногти, волосы. Глаза ребенка двигаются более скоординировано и синхронно, исчезает косоглазость, которая присутствовала в 2 месяца. Если преподнести зеркало к лицу ребенка, он может в нем разглядывать свое изображение и даже улыбается сам себе. Также ребенок начинает издавать первые четкие звуки, постоянно привлекает и требует внимания взрослых.

Пятый месяц

Пятый месяц от рождения один из главных периодов, поскольку именно в это время родители должны внимательно рассмотреть, что умеет их ребенок. На данном этапе ребенок должен уметь самостоятельно переворачивается с живота на спину и наоборот, уверено держать разные предметы в руке, различать родных людей от чужих. Пятимесячный ребенок должен уметь поднять упавшую возле него игрушку. У некоторых деток в этот период появляются первые зубки, присутствует повышенное слюноотделение. На фоне прорезывания зубов ребенок может капризничать, присутствует риск повышения температуры. В этом возрасте малыш более гибкий, поэтому родителям нельзя оставлять его без присмотра на диване, в коляске или пеленальном столике, поскольку он может скатится на пол и получить травму.

Шестой месяц

В календаре 6-го месяца развития говорится, что кроха в этот период должен самостоятельно переворачиваться, садится, подымать упавшие предметы, сидеть и ползать. Родители в этот период имеют возможность впервые услышать слоги «ма», «ба», «па». Начиная с этого возраста, взрослые должны позаботится о том, чтоб ребенка окружали только безопасные предметы, поскольку ему интересно все вокруг. Начиная с 6-ты месячного возраста мама вводит прикорм. Меню крохи становится более разнообразным.

Седьмой месяц

Ребенок на 7-м месяце жизни часто издает простые слова - «дай», «мама», «папа», повторяет окружающие его звуки. Большинство детей в этом возрасте уверено сидят, ползают, могут сползать с дивана на пол. Малыш очень любит исследовать окружающие его предметы и все пробовать на вкус, а когда получает желаемую вещь, начинает радоваться. Практически у всех деток на 7-м месяце появляются первых верхних два зуба. У некоторых детей зубки могут прорезаться гораздо раньше или позднее.

Восьмой месяц

На 8-м месяце малыш должен уверено сидеть, отталкиваться ногами от пола, начинает делать первые шаги, держась за мебель или руки взрослого. На данном этапе родители могут готовится к появлению первых шишек и синяков. Речь ребенка более четкая, он хорошо понимает запреты мамы, хотя и не всегда слушается. В этом возрасте ребенок может кушать мягкие продукты.

Девятый месяц

Календарь развития ребенка уверяет, что малыш в 9 месяцев может самостоятельно вылезти на стул, открывать ящики и рассматривать их содержание. Ребенок этого возраста хорошо понимает некоторые слова мамы, при этом всегда стремится их повторять. Некоторые дети питаются делать первые шаги, очень быстро ползают. Если ребенок в 9 месяцев не стоит крепко на ножках, но при этом отталкивается ими лежа или сидя, ничего страшного, возможно ему еще рано.

Десятый месяц

В десять месяцев малыш может свободно передвигается по комнате ползком или на четвереньках, часто улыбается, радует родителей новыми словами, часто пытается копировать взрослых. В этом возрасте ребенка больше интересуют мелкие и яркие предметы, которые он обязательно будет тянуть в рот. Некоторые дети на данном этапе роста начинают без посторонней помощи делать первые шаги.

Одиннадцатый месяц

Ребенок в 11 месяцев хорошо понимает, о чем говорят взрослые, он умеет различать настроение мамы. Малыш умело копирует голоса, много говорит, хотя речь не всегда понятна окружающим, при этом ее хорошо понимает мама. В этот период ребенок умеет самостоятельно и уверено сползать с кровати, играет игрушками. В 11 месяцев врачи рекомендуют родителям покупать яркие и развивающие игрушки: кубики, конструктор. Ребенок не должен в 11 месяцев кушать из бутылочки или увлекаться соской, родители должны учить его пользоваться ложкой, тарелкой и кружкой. У некоторых детей в 11 месяцев присутствует более 6 зубов, в то время как у других они только начинают появляться.

Двенадцатый месяц

Когда ребенку исполнилось 12 месяцев от рождения, он должен уметь многое. К этому моменту многие дети уже хорошо и крепко стоять на ногах, самостоятельно передвигаются. Если ребенок к этому периоду еще не ходит сам, родителям не стоит волноваться. Многие детки свои первые шаги делают после года. Годовалый малыш уже может говорить короткими приложениями, хорошо понимает маму и ее настроение. В этот период детям нравиться слушать маму, рассматривать разноцветные картинки. Родители должны уделять особое внимание своим малышам, они могут покупать развивающие игры. Взрослим нужно быть предельно внимательными, поскольку в этот период ребенок может на улице подымать разные предметы, пробовать их на вкус. Доктор Комаровский рекомендует родителям с 1 года говорить с ребенком на простом литературном языке, без сюсюканий. Это поможет ему в дальнейшем правильно выговаривать слова. Взрослые должны помнить, что годовалый ребенок часто копирует родителей, как «губка» впитывает все слова, реагирует на крик, поэтому взрослые должны в некоторых случаях быть внимательны в своих высказываниях и не подавать плохой пример маленькому члену семьи.

Родители должны помнить, что первый год жизни ребенка – наиболее важный период, поскольку именно на протяжении 12-ты месяцев происходит формирование характера, навыков и привычек малыша. Взрослые должны приложить все усилия на то, чтоб малыш правильно развивался, уделять ему как можно больше внимания, постоянно дарить нежность, любовь и свою ласку.

Особенности первого года жизни ребенка

В первые 12 месяцев жизни ребенка, малыш учиться ползать, сидеть, говорить, улыбаться и ходить. Родители всегда радуются любому достижению малыша, уделяют ему максимально внимания, чтоб он рос и развивался в хороших условиях. Многие родители изучают разную литературу по развитию малыша, следят за календарем развития и очень волнуются, когда их малыш не успевает по тем показателям, которые прописаны в книгах. Доктор Комаровский неоднократно заявляет, что такие календари предназначены только для того, чтоб родители имели воображение о развитии малыша. Он всегда говорит, что одинаковых детей нет и если ребенок чуть отстает по книге, повода для волнения не должно быть. Если все же родителей что – то беспокоит в развитии их ребенка, нужно не терзать себя сомнениями, не искать ответ в Интернете, лучше обратиться за консультацией к участковому педиатру, который ведет ребенка с самого рождения.