Натюрморты для начинающих карандашом. Пошаговое рисование натюрморта для новичков

В использовании пастели нет совершенно ничего сложного. Во многом вам понадобятся те же умения, что подробно описывались в статье, посвященной рисованию яблока. Вообще натюрморт – были и остается одним из самых любимых жанров классического изобразительного искусства. Натюрморт представляет собой создание в рамках единой композиции разнообразных предметов, которые просто попадаются вам на глаза. Все, что остается после этого – лишь гармонично расположить их рядом друг с другом.

А вот и натюрморт, который мы будем учиться рисовать в данном уроке с использованием пастели. Как видите, пастель представляет собой замечательное средство, с помощью которого можно добиться импрессионистических образов.

Пастель всегда славилась цветом ярким и весьма насыщенным, поэтому многие художники уделяют ей особое внимание. С использованием пастели можно добиться самых разнообразных эффектов, таких как наложение цветов слоями, внесение в картину ярких штрихов или смешение цветовой гаммы с использованием пальцев, что дает возможность добиться матового тона.

Пастель можно приобрести в виде обычных мелков или карандашей. Пастель бывает различной жесткости. В данном случае для создания этого натюрморта использовалась мягкая разновидность пастели. В качестве фона применяется желтый цвет, на который накладываются все остальные цвета, применяемые для прорисовки фруктов. Бумага также соответствует по тону общей композиции. С помощью острого кончика пастели делается обводка контуров фруктов, которые затем закрашиваются плоской частью пастели.

Посмотрим, что нам понадобится для создания этого натюрморта.

  • Лист специальной бумаги для пастели, цвет бумаги серый или бежевый
  • Мелок черной пастели жесткого типа или пастельный карандаш, который нужно предварительно заточить. Он понадобится для создания контуров.
  • 12 палочек пастели мягкого типа.

Итак, приступаем к рисованию натюрморта.

Создаем набросок

В первую очередь нужно внимательно изучить, как именно расположены фрукты и разобраться в их очертаниях, том как они сочетаются друг с другом. Далее возьмите жесткую пастель черного цвета и легкими штрихами набросайте композицию. Пусть штрихи будут легкие и не сильные, ведь это всего лишь эскиз, он и не обязан быть совершенно точным.

Добавляем фоновый тон

Возьмите пастель лимонно-желтого цвета и начинайте наносить ее боковой стороной фон на все фрукты теплых цветов. В нашем случае это оранжевый апельсин, красное яблоко, а также банан и груша желтого цвета. А вот виноград пока не трогаем. Желательно не выходить за границу контура и не затрагивать те зоны, что будут после применяться для отображения бликов. С помощью кончика пастели создавайте более четкие желтые линии. Они позволять отобразить нижний изгиб банана, а равно как его ножку.

После того как контуры обозначены и нанесен фоновый цвет, пора переходить к базовым цветам и бликам. Чтобы обозначить границы фруктов нужно использовать не только плоскую сторону, но и острый кончик пастели.

Апельсин обретает форму

С помощью пастели оранжевого цвета внутри апельсина нужно сделать несколько коротких линий в форме серпа. Эти линии должны повторять контур апельсина. Сделать линии можно как острым концом пастели, так и ее плоской стороной. Как правило, оранжевый цвет гармонично смешивается со светлыми теплыми цветами, поэтому оранжевый обеспечит частичное закрытие фона лимонно-желтого цвета.

Штрихи зеленого цвета для банана и груши

Теперь нам опять понадобится как острый кончик, так и боковая сторона пастели, имеющей зеленый цвет (цвет хаки). С его помощью для груши и банана нужно добавить зеленый оттенок. При этом внимательно проведите сложные линии, которые должны указать на выпуклость груши в ее нижней области и на, собственно, ножку банана.

Добавляем светлый тон

Чтобы обеспечить прорисовку яблока, нам понадобится пастель светло-красного цвета. Среднюю часть яблока нужно закрасить равномерными штрихами, что следует повторить и для левой части яблока. Далее с помощью острого кончика требуется усилить цвет в области, расположенной вокруг углубления с черенком, а затем более явно выделить контур плода.

Переходим к винограду

С помощью пастели вишнево-красного цвета мы нарисуем виноградинки. С помощью коротких штрихов ягоды нужно закрасить таким образом, чтобы штрихи приходились по форме ягод. Не забывайте оставлять пустое пространство для будущих бликов.

Возвращаемся к яблоку и апельсину

Снова возьмите вишнево-красную пастель и обратимся к областям яблока, что уже закрыты светло-красным цветом. Теперь с помощью плотных штрихов нужно подчеркнуть форму яблока, не затрагивая при этом его среднюю левую область. Затем берем ярко-оранжевую пастель и заштриховываем апельсин. При штриховке также старайтесь повторять форму апельсина.

Наносим на яблоко темные тона

С помощью острого кончика темно-лиловой пастели следует выделить контур плода, а также выемку, в которой расположен черенок. Посредством боковой стороны пастели нужно сделать более темным красное пятно, которое находится прямо по центру яблока.

Виноградинки получают форму

Перенесем наше внимание на виноград. Посредством пастели темно-лилового цвета нужно закрасить внутреннюю часть каждой виноградинки, что нужно делать мелкими и энергичными штрихами. При этом нам нужно подчеркнуть форму ягод. Конечно же, не забываем оставлять не закрашенными области, предназначенные для бликов.

Добавляем темные тона

С помощью желтой охры выделите самые темные области на груше и банановой кожуре. При этом наиболее плотные линии должны проходить там, где от виноградин падает незначительная тень на грушу. Чтобы выделить форму винограда, внешнюю границу ягод следует обвести с помощью острого кончика черной пастели.

Блики для винограда

Теперь берем белую пастель и легко закрываем все области на виноградинах, которые до сих пор оставались белыми. При этом некоторые блики нужно сделать более четкими. Чтобы блики были правильно расположены, не помешает лишний раз сверится с финальным результатом, показанным в начале этой статьи.

Усиление бликов

С бликами мы еще не закончили. На апельсине нужно выделить яркое пятно цвета хаки и создать на нем белый блик. Затем белые блики следует сделать и на остальных фруктах, для чего понадобится плоская сторона пастели. С помощью острого конца пастели белого цвета необходимо сделать ряд скошенных линий в выеме с черенком яблока, после чего пройтись черно-коричневой пастелью. С помощью такого же цвета нужно немножко обвести границы яблока и сделать легкую штриховку светло-коричневых пятен, которые должны стать немного темнее. Теперь легонько, кончиком пальца, разотрите блики на винограде.

Завершаем работу с апельсином

Пора бы уже и с апельсинкой разобраться. Посредством плоской стороны пастели нужно добавить на апельсин несколько светло-красных штрихов, которые позволят не только подчеркнуть форму, но и контур плода. Наносите такие штрихи легко, после чего красную пастель нужно легонечко растереть пальцем.

Добавляем фон и тень

С помощью белой пастели следует добавить несколько линий вокруг натюрморта по вертикали и горизонтали. Штриховка не должна затрагивать лишь те области, что расположены справа от груши и слева от апельсина, поскольку там мы прорисуем тень.

Чтобы сделать тень, кончиком пастели черного цвета нужно сделать небольшие штрихи вокруг виноградин, усиливая тень от них. Затем с помощью плоской стороны добавьте небольшую тень и разотрите ее пальцем таким образом, чтобы она плавно сливалась с белым фоном.

Готовый натюрморт

Что ж, вот что у нас получилось. Обратим внимание на некоторые элементы готового рисунка.

А) Многослойный цвет . Пастель позволяет без проблем наносить на рисунок множество слоев. В данном случае светлый тон выступает в качестве основного, а на него наносятся темные тона, что позволяет добиться эффекта объема.

Б) Равномерный фон . Фон белого цвета оттеняет формы фруктов, окрашенных в яркие цвета.

В) Размытая тень . Благодаря тому, что тень от фруктов плавно переходит в белый цвет фона, она выглядит более натурально.

Как видите, в рисование натюрморта нет ничего сложного, да и пастель – удивительное средство, с которым действительно приятно работать.

Мастер-класс по рисованию натюрморта для учащихся начальной школы

Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями жанра живописи - натюрморта;
- учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
- формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
- бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.

I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей) , а такую? (показ портрета) . Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ

Итак, мы поговорим с вами о натюрморте. Стихотворение, которое вы услышали, несколько шуточное, но если вы его запомните, то всегда будете знать, что может быть изображено в натюрморте.
Что это может быть? (Дети называют, что может быть изображено в натюрморте).
Я хочу показать вам замечательные работы различных художников (Например: П. Клас “Трубки и жаровня”, А.А. Дейнека “Флоксы и гвоздики”, Б. Аст “Натюрморт с фруктами” и др.). Все они относятся к жанру натюрморт.

П. Клас “Трубки и жаровня”


Б. Аст “Натюрморт с фруктами”

Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).

б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).


Я. Хейсум


Зори Н.

Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
- Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
- Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.


П. Клас “Завтрак с рыбой”

Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.


И. Машков. “Ананасы и бананы”

Присмотритесь, главное здесь – не простое изображение предметов. Давайте представим, что бы мы почувствовали, если бы перед нами на столе лежали эти фрукты. Потрогаем кожуру ананаса, почувствуем аромат только что отрезанного сочного кусочка. Обратим внимание, как художник изображает стеклянный стакан, тарелку…
(Как результат сравнения можно отметить, что рассмотренные натюрморты, голландские и русские, различающиеся временем написания, легки для восприятия, эмоциональны. Художники, мастера своего дела, сумели донести красоту материального мира до зрителя).

III. Итак, мы познакомились сегодня ещё с одним жанром изобразительного искусства (живописи). С каким? (Натюрморт).
Что нового мы узнали?
– Как раньше художники называли натюрморт?
– Зачем стали писать натюрморт? (повторить)
– Понравились ли нам натюрморты и почему?
(Натюрморты дают возможность окунуться в историю, посмотреть, как жили люди в той или иной стране в разное время. Натюрморт говорит нам о чувствах художника, помогает увидеть нам то, что в обыденной жизни может быть не замечено).

Инструктаж.
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.


1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.


2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.


3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.


4. Нарисуем грушу на переднем плане.


5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.


6. Этапы 6 - 12 – работа в цвете. Затонируем фон.


7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.


8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.

Что это за понятие «натюрморт» для начинающего, безусловно, художника? Что он в себя может включать? И как нарисовать самостоятельно?

Что, собственно, изображаем?

Первым делом, наверное, вы представляете себе вазу с цветами или фруктами, кувшин с молоком либо овощи, чашки, вяленого леща. Вообще, это слово буквально переводится «мертвая природа». А сам натюрморт может содержать разные (неодушевленные обычно) предметы в количестве от двух и выше, которые лежат на какой-либо поверхности. Чаще - это фрукты и цветы, иногда - овощи и кухонная утварь. Принято также рисовать бокалы или вазы. Как же нам изобразить натюрморт карандашом поэтапно? Все это мы с вами поймем, следуя простым инструкциям, руководству, приведенному ниже.

Самый простой метод

Мы будем рисовать фруктово-цветочный натюрморт карандашом (для начинающих). Естественно, опытные художники могут (да и должны, наверное) писать по-иному. А мы начнем с азов!

Геометрия — наше всё

Шаг 1 . В первую очередь нужно представить себе любой предмет в виде простейшей формы. Подключите свое воображение. На что больше всего похожа ваза? Правильно, на цилиндр. Корзина — параллелограмм, яблоко — круг, груша — овал, и так далее по тому же принципу! Своей симметрией поражают и цветки, и лепестки, и листья. Кстати, для этого может оказаться полезным предварительный просмотр картин кубистов. Вот уж где геометрия вселенной открывается перед нами в полном своем объеме! Также очень важно будет расположить предметы правильно на листе бумаги. Они должны «не скатываться» со стола, а лежать или стоять ровно. Итак, наш эскиз более похож на

Шаг 3 . Продолжаем рисовать натюрморт карандашом поэтапно. Кругами и овалами намечаем фрукты. Они могут перекрывать друг друга. Поэтому не очень ровные будут у нас круги.

Шаг 4 . Обозначим цветки, их центры, а также - лепестки. Добавляем постепенно листья.

Прорисовываем фактуру

Шаг 5 . Прорисовываем лепестки.

Шаг 6 . Теперь тщательно штрихуем наш рисунок. При этом добавляем корзине плетеную текстуру. Фрукты штрихуем вкруговую, оставим побольше бликов, чтобы наши плоды выглядели сочнее. Лепестки цветов и листики заштрихуйте от центра к краю.

Шаг 7 . Наш натюрморт карандашом, поэтапно продвигаясь, уже почти готов. Если вы решили, что свет падает на рисунке слева, то добавьте справа от предметов горизонтальные тени при помощи штриховки.

Дополнительные средства изображения

Вы будете удивлены, но самым обыкновенным ластиком можно не только стирать ненужное, но и рисовать, создавая более светлые тона. Это делается на изображении, выполненном углем и карандашом. Многим кажется, что основы графики — линия и штриховка. И только при помощи них художники распределяют темные и светлые тона. Однако иногда проще воспользоваться обычной стирательной резинкой, то есть ластиком. Он особенно удобен в тех случаях, когда потребуется получить бледные, достаточно тонкие линии, мягко переходящие в более темные тона. Здесь для творчества понадобится гладкая бумага, облегчающая процесс стирания угольных линий.

Еще одним средством изображения может стать обыкновенный палец! Ним легко растирать порошок графита на листе бумаги, когда вы рисуете натюрморт карандашом поэтапно. Такая своеобразная техника тоже существует в природе и вполне может быть использована для изображения «мертвой натуры» - вашего натюрморта.

Так что творите, рисуйте, дерзайте. Быть может, именно вы придумаете какую-либо новую технику рисунка, кто знает... Удачи и терпения!

Как нарисовать натюрморт- начнем с простого, скажем, с подготовительного этапа и постепенно подойдем к рисованию самого натюрморта. На данном этапе, для лучшего понимания того, что мы делаем, предлагаю несколько следующих упражнений. Вы же не единственный натюрморт рисуете и тем более не на скорость? Вам ведь нужны хорошие знания, которые могут дать хорошую практическую базу, верно? Тогда рассмотрим тему- как нарисовать натюрморт с этих упражнений.

Развитие способностей пропорционального видения через сравнительный анализ объемов:

Находите то- ли бутылки, то- ли банки- без разницы что, только не очень сложное. Выстраиваете их вряд штук четыре- шесть и тренируете глаз. Попытайтесь проанализировать высоту и ширину каждого предмета и их соотношение друг к другу. Поначалу можно рисовать только контуры. Все предметы рисуем на предметной плоскости. Вот так:

Задание еще:

Делаете рисунок мятого листа бумаги, картона, с анализом плоскостей излома. Заметьте, что каждая грань напоминает грань кубика . Когда вы это понимаете, задание не кажется сложным. Это упражнение очень полезно для развития глазомера. Вот так:

Задание посложнее:

Как нарисовать натюрморт

Вот мы и плавно перешли к рисованию самого натюрморта. Но теперь вы уже более подготовлены хорошо воспринимать материал. Рисуем натюрморт с учетом размещения композиции в листе (см. композиция в рисунке). Ловим характер натюрморта- то-ли он вытянут в длину, то-ли в ширину. Обязательно с учетом предметной плоскости, потому-что все предметы лежат на ней, а не висят в воздухе. Находим границы натюрморта в листе, отступая от верха листа сантиметров 10, по бокам по 7 сантиметров, снизу- 3см. Не спешите, главное- правильно начать, чтобы в последствии не "запороть" всю работу. Не спешите, ведь сейчас мы находим основные пропорциональные соотношения натюрморта:

Когда с учетом пропорций вы определили границы натюрморта в листе, самое время находить границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности. Пропорции мы устанавливаем по трем точкам. Ни в коем случае не начинайте вырисовывать детали натюрморта, ложить штриховку. Если в последствии вы заметите, что где-то не уловили пропорции, придется стирать все, что вы там подорисовывали. В результате, работа в самом начале будет затерта и неизвестно, какова будет вконце:

Если вы все сделали правильно, отдохните, попейте чаю, словом, делайте что-нибудь, чтобы не смотреть на работу и дать глазам отдохнуть. Поверьте, через 20-30 минут вы увидите то, чего не видели раньше. Если где-то обнаружили ошибку- исправьте, еще не поздно. Если все в порядке- едем дальше.

Когда найдено место в листе каждому предмету вашего натюрморта, посмотрите на композицию: каждый предмет несет в себе геометрические формы или сочетание их. Прорисуйте четче каждый предмет, понимая, что каждый предмет несет в себе основу какой- то геометрической формы. Рисуйте с учетом перспективы. Здесь не нужно переусердствовать с нажимом карандаша. Рисуйте карандашом графитным Т, ТМ, чтобы рисунок был прозрачный и чистый.

Ложим штриховку:

Дальше приступим к штриховке . Определим, где у нас в натюрморте свет и тень. Сейчас нам полутона не нужны. Свет не трогаем, а тень со всеми полутонами заштриховываем карандашом. Не черните, иначе для последних самых темных падающих теней у вас не хватит силы карандаша.

После того, как мы определили свет и тень, самое время вспомнить все упражнения, которые мы изучали в разделе основы рисунка. Ложим штриховку по предмету, где светотень будет распределяться по форме предмета. Предметы, удаляясь в перспективу будут прорисовываться мягче. Передний план выделен. Если сложно, то вернитесь на страницу основы рисунка и еще раз все повторите. В принципе, у вас должно получиться так:

Натюрмортом называется изображение ряда предметов нежи­вой натуры. В переводе с французского это «мёртвая природа». Ово­щи, фрукты, букеты цветов, разные предметы, изготовленные че­ловеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь под­бор предметов в натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.

Прежде чем начинать рисовать, по­думаем, как удобнее их расположить на листе - в длину или ширину листа.

Старайся, чтобы предметы получились у тебя не кривые, сто­яли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисо­ванные здесь.

Когда будем рисовать низ чайника, проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать карандаш в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и свободно: они получатся правильнее.

При изображении натюрморта, состоящего из нескольких пред­метов, старайся компоновать их так, чтобы они частично закрыва­ли друг друга - это придаст большую естественность.

На этом рисунке видно, как объём передан отдельными мазка­ми: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные мазки располо­жены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, прири­сованы блики.

Попробуем нарисовать натюрморт, состоящий из четырёх пред­метов: кувшина, драпировки и двух яблок.

А теперь нарисуем натюрморт, состоящий из кувшина, тарел­ки, разделочной доски и ложки.

Композиционно вся группа очень разнообразна. Лежащая на­клонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и горизон­тальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в криволинейные формы предметов.

Рисование драпировки

Фон в натюрморте играет большую роль. Умение художника «увязать» фон с предметами говорит о его профессиональном уров­не. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта выступает драпировка. Драпировка - это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так, что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпи­ровка будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая, например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.

Для рисования драпировки лучше брать ткань гладкую, немну­щуюся и однотонную (без узора). Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так, чтобы складки спада­ли вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются складки. Мы видим, что складки образуются в од­ной точке и, расширяясь, расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углуб­лённые поверхности. Углублённые по­верхности более тёмные, чем выпуклые.

Начиная штриховку складок, наноси штрихи по направлению движе­ния складок, а в углубле­ниях - вдоль натяжения поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон усиливается. Складки драпировки дол­жны быть хорошо прори­сованы.