Маникюр в советское время. Маникюрша советской богемы: «мы много зарабатывали, но возвращаться в ссср не хочу

Маникюрша из СССР

В конце семидесятых наша героиня Полина Иванцова сменила работу в научном институте на место за маникюрным столом. Советские женщины - не какие-нибудь «замызганные француженки». Оказывается, очереди к маникюршам выстраивались с утра, хотя это и не входило ни в какой соцпакет или стандарт бытовой советской жизни. О чаевых, условиях и блате - рассказ Полины Иванцовой.

Несколько лет назад Полина Иванцова вышла на пенсию. Работала бы и дальше, но стало подводить зрение. Для мастера маникюра глаза так же важны, как и уверенность рук, поэтому наша героиня сменила сидячий образ работы на активный пенсионерский отдых: дом, огород, внуки.

- В парикмахерскую №2 я пришла в 1979 году, - рассказывает Полина (к слову, минская парикмахерская на Кирова, 1, напротив вокзала работает до сих пор). - До этого успела шесть лет отработать техником в Институте почвоведения и агрохимии. Кругом наука, профессора…

Советская система поощрений, конечно, была не без издержек. За свою работу в институте Полина Иванцова получала 70-80 рублей в месяц. Спустя время, работая мастером маникюра, она станет получать в три-четыре раза больше.

- Меня мама толкала: «Что это за зарплата такая!» - вспоминает Полина. - Через знакомую я пришла устраиваться в парикмахерскую №2. Крутое по тем временам место. Все туда приходили на работу «от кого-то» и по рекомендации. Людей с улицы не брали.

Рабочие места в парикмахерской появлялись крайне редко. Традиционно прибыльная сфера обслуживания населения оберегалась.

- Пятеро мастеров в женском зале, столько же в мужском, четыре маникюрши, уборщицы, кастелянши - за исключением пары человек, все евреи: ухоженные, статные, умные. К ним ходили за прическами, маникюром, общением и, конечно, за кулинарными рецептами. Они без капли сомнения учили меня жизни, и я им до сих пор благодарна. Многим из них давно пора было уходить на пенсию, но они не спешили. И лишь когда открылась тропинка в Израиль, стали потихоньку собираться. Так появлялась возможность устроиться на свободное место.

Учиться было негде - садись рядом, смотри и запоминай. Через пару недель, сделав маникюр маме, подругам и соседям, я взяла первого клиента.

Маникюр стоил 22 копейки - чистка без покрытия. За 30 копеек можно было сделать с покрытием. Столько же стоил комплект батон плюс черный хлеб. Дешево? Да. Сегодня я бы не пошла на маникюр, будучи пенсионеркой.

У нас был план - 7 рублей за смену. Посчитайте, сколько чисток надо было сделать. И не лишь бы как, а чтобы клиентуру наработать.

С инструментом была беда. Жидкие лаки давали исключительно страшных цветов. По качеству они были больше похожи на строительные краски. Но цветов 20 на столе должно было стоять - смешивали, мудрили. Чтобы было красиво, покупали в аптеке баночки с вазелином. Вазелин вымывали, а баночки заполняли лаком. Ставили все в какие-нибудь коробочки из-под импортных конфет или печенья. Потом появились французские духи «Клима». Когда духи заканчивались, клиенты приносили нам пустые бутылочки. В них мы наливали лаки. Рабочее место преображалось.

Еще позже на рынке появились , мы покупали их за свои деньги. Клиент мог согласиться на советский лак по официальному прейскуранту, а мог тихонько доплатить нам за импортный.

Больше всего в парикмахерской зарабатывали мастера женского зала, особенно в сезон, когда начинались укладки, завивки, покраски, - в день можно было получить до 25 рублей. Моя официальная зарплата была 140-160 рублей, не считая «левых» денег. Это сегодня чаевые легальны, а раньше начальство смотрело на них по-другому.

Хорошо помню, как мне впервые оставили 15 или 20 копеек на чай. Меня это оскорбило. Но еврейские коллеги быстро остудили: подожди, потом будешь обижаться, что мало положили. Фактически я стала получать в несколько раз больше, чем в институте.

Однажды в зал с ребенком за руку пришла солидная женщина. Представилась женой председателя горисполкома и сказала постричь внука без очереди. Парикмахер Аркаша, указав на конец очереди, ответил: «Ленин - и тот в очереди стоял». Да, мы являлись, что называется, «полезными» людьми.

Я приходила на работу без двадцати семь утра и видела толпу перед дверью: студенты, рабочие, пенсионерки, цыгане. Стояли живой очередью, запись была условная. Если кто-то из VIP входил через черный ход, то его просто вписывали задним числом. А чтобы народ из очереди не стал возмущаться, уборщица выносила к черному ходу простынь. И дорогой клиент заходил в зал уже в образе - мол, «в работе».

Директора магазинов, профессора БГУ, жены чиновников… Мы получали встречные льготы. В магазины заходили как домой. Забегает уборщица: в соседний магазин завезли колбасу! Берем простынь, заходим через черный ход и выходим с полным мешком. Взвешивание, оплата - все потом.

В конце восьмидесятых парикмахерская №2 закрылась на ремонт, а Полина Иванцова перешла в другой, еще более известный салон - «Александрина».

- О своих коллегах могу сказать только хорошее. Нам удалось получить в руки, поддержать и развить сильную школу маникюра. В условиях дефицита и отсутствия инструментов мы умудрялись показывать удивительные результаты. Своя клиентская база не была официальной целью. Но только так в СССР формировался первый опыт услужливых и внимательных исполнителей.

Девяностые для маникюрш - уже совсем другие времена. На рынке появился инструмент, лаки. Стали чаще приходить мужчины, были и бизнесмены, и бандиты, и обычные люди. Александр Солодуха подъезжал на Mercedes, ставил нам кассету со своими песнями - слушали. Волосы у него всегда были не очень шикарные, но человек он общительный и жизнерадостный. Были депутаты, артисты, ученые…

- Вы тоскуете по СССР?

- Вы что! Нет, нет и нет! У нас часто собирались гости, и накрыть стол было настоящей бедой. Мы могли зайти к директору магазина, но если у него самого пусто, то чем он поделится? Постоянная беготня, хапун, дефицит. Я только из-за этого даже думать не хочу о прошлом. А серпантин из очередей в конце месяца? Была ли моя семья обеспеченной? Был телевизор, «Жигули», появился видеомагнитофон. Но это что, богатство? Поэтому я по СССР и не тоскую.

Вы не замечали, что в сериале про Пуаро часто показывают крупным планом дамский маникюр? Я недавно посмотрела несколько серий и осознала, что эти накрашенные пальчики не выходят у меня из головы - я задумалась, а как менялся маникюр с течением времени? Макияж 1920-х годов не перепутаешь, например, с 1940-ми, логично предположить, что и маникюр тоже соответствовал эпохе.

Кадр из фильма "Тайна голубого экспресса" ("Пуаро Агаты Кристи")

Окунемся в историю. До начала XX века дамы носили короткие ногти миндалевидной формы, слегка заостренные, ногти натирали маслами, полировали замшей - вот и весь маникюр. На этом фоне прогрессом выглядит изобретение палочки из апельсинового дерева для маникюрных нужд в 1830 году (она перекочевала сюда из стоматологических кабинетов).


Заголовок - "Новый способ сделать маникюр, не срезая кутикулы".
Иллюстрация из дамского журнала, март 1918

В блоге одной из многочисленных любительниц креативного маникюра (а таких не меньше, чем любителей модных тряпочек) я нашла замечательный маникюрный набор фирмы "Cutex" - такой же, что упоминался в "Vogue", но относящийся к более позднему времени - ориентировочно к нач. 1930-х годов.


NB "Cutex" - пионер маникюрного фронта, компания была основана в 1911 году (начала с производства жидкого средства для удаления кутикулы) и существует до сих пор .


Источник: http://www.vampyvarnish.com

Слоган на буклете - "Сегодня твои губы должны соответствовать твоим ногтям" (что-то в таком духе, сорри за мой "французский":)) Считается, что моду на соответствие цвета губ и ногтей ввел Чарльз Ревсон, основатель "Revlon", в начале 1930-х годов.


Отбеливающий карандаш из того же набора. Декошный, правда?

Известно, что мода на окрашивание ногтей цветным лаком пришла в США в середине 1920-х годов с появлением краски для автомашин. Вообще, лак для защиты ногтей от химически активных веществ был запатентован еще в 1914 году, но он был бесцветным и использовался исключительно в хозяйстве. А тут автопром потянул за собой косметическую промышленность (в истории это часто случается) и в нач. 1920-х на рынке появляется цветной лак красных и розовых оттенков.


Лак тогда было принято наносить только по центру ногтя, оставляя неокрашенными лунулу (белый полумесяц в основании ногтя) и отросший кончик ногтя .



Стиль 1920-х гг.
Источник:


Такой вид маникюра получил название "лунного" ("moon manicure"), он же "голливудский френч".


Актриса Джоан Блонделл с "лунным" маникюром


Отдельное спасибо http://la-gatta-ciara.livejournal.com/
за предоставленное фото

Сейчас это кажется странным, но тогда этикет запрещал дамам наносить цветной лак на всю поверхность ногтя, это считалось "слишком".


"Лунный маникюр" был общепринятым на всем протяжении 1930-х годов, с той разницей, что в это время чаще стали оставлять неокрашенной только лунулу, а кончик ногтя покрывали лаком.



Стиль 1930-х гг.

Источник: http://www.return2style.de/homepage.htm

Еще интересней цветовая палитра маникюра тех лет: розовый, красный, лиловый, глубокий коралловый, васильково-синий, изумрудно- зеленый, серебряный, серый, золотой и даже черный (была такая мода в 1932 году, правда недолго). Как раз в 1932 году основатели "Revlon" Чарльз Ревсон с братом Джозефом, химиком, изобретают непрозрачное покрытие для ногтей, которому можно придавать различные оттенки. Теперь понятно, откуда в "Пуаро" взялась героиня с синими ногтями.


Кадр из фильма "Лощина" ("Пуаро Агаты Кристи")

Цвет лака подбирали под платье (это мода конца 1930-х), в брошюре из маникюрного набора, который я показывала в начале поста, есть вот такая памятка.

"Цвет розовой раковины прекрасно сочетается с платьем цвета лаванды" и далее в том же духе.

Честно говоря, я не так-то много нашла свидетельств применения "лунного маникюра" в те годы. В том же "Пуаро" или "Дживсе и Вустере" он ни разу не встречается. Рискну предположить, что, несмотря на моду, вариантов было множество - ногти могли быть заостренные или миндалевидные, ярко-красные или натурально-розовые, либо вовсе без лака.

Кабинетные маникюрщицы советского союза принимали клиенток исключительно в белых халатах. Попасть на маникюр (как и стрижку, педикюр) можно было по записи либо в порядке живой очереди.

Бренд СССР – парикмахерская Чародейка

В парикмахерскую Чародейка, что была открыта на Новом Арбате в Москве в 70-е годы, мечтала попасть каждая советская женщина. Мастера здесь работали только профессиональные. Оборудование и косметика также использовались только самые прогрессивные. Женщинам делали стрижки, завивки, маникюр и педикюр. Также стригли детей и мужчин.

Женские и мужские залы были разделены. В каждом зале было огромное окно, выходящее на улицу. А обслужиться здесь могла и уборщица из школы, и знаменитая актриса – цены были от 5 копеек до 5 рублей, в зависимости от типа услуги.

Итог

Разные эпохи вносили в ногтевое искусство свои коррективы. Но одно осталось неизменным – что женщины СССР, что дамы цифрового 21 века следят за ногтями и обожают делать маникюр.

У нас – салоны, у них – парикмахерские

Не нужно думать, что строя Великий Социалистический Союз, советские женщины забывали о маникюре. Даже в то время уход за ногтями стоял в первых рядах у советских модниц и простых женщин. Маникюрных салонов в современном понимании, в СССР не было. Были парикмахерские (которые так и назывались), в которых в отдельном помещении или на отдельных столах были оборудованы места для маникюра.

Вид маникюра в СССР был только один – обрезной. Традиционно он делался путем распаривания пальцев в теплой мыльной воде и обрезания щипцами лишней кожи. Женщины, у которых были инструменты, делали маникюр самостоятельно, но так же активно обращались и к мастерам в парикмахерские.

Процедура маникюра в СССР, кроме распаривания и срезания кутикулы, включала также массаж рук с кремами «Янтарь», «Ланолин» или «Велюр».

Лаки для ногтей, к сожалению, не радовали наших прародительниц разнообразием. Были только красные, розовые, оранжевые и бледно-желтые цвета. Советские искусницы умудрялись смешивать лаки разных цветов, чтобы получить новые оттенки.

Для начала — небольшой экскурс в историю:

1980-е:

Чем длиннее — тем лучше, акрил на пике моды, и действительно только одно правило: ногти на руках и на ногах должны быть строго одного оттенка. Яркого. Ногти тщательно отращивали, а потом подпиливали с краев, формируя заостренную серединку.

Начало 1990-х

instagram.com/cndworld

Популярное

Ногти с витражным дизайном, масса блесток, стразы и «серьги» для ногтей: в начале последнего десятилетия ХХ-го века модницы словно отыгрывались за все те долгие годы, когда лак для ногтей был только красным. На пике — перламутр и «кислотные» оттенки. «Острая» форма получает красивое название« миндалевидной» и практически не имеет альтернатив.


1996-й

instagram.com/cndworld

Этот год стоит особняком в истории маникюра, потому что именно в 1996-м компания CND Nails приняла участие в Неделе моды, и все критики разразились статьями о том, что маникюр — тоже часть модного образа, и дизайнерский подход к нему весьма оправдан. Фактически это начало новой эпохи: маникюр из чисто обывательской процедуры превратился в арт-объект. Впервые ногти подпиливают, оставляя уголки: «квадрат» на длинных ногтях превращал их в небольшие лопаточки, но зато свежо! Оригинально! Дерзко!


2000-е:

instagram.com/ninel_bk_beautysalon

От ярких оттенков и вызывающих сочетаний маятник резко качнулся в обратную сторону: воцарился френч. Нейтральный оттенок на пластине и белый ободок по краешку символизировали(ну, должны были символизировать) пренебрежение обладательницы к показной роскоши и стремление ко всему натуральному. Сменилась и форма: «мягкий квадрат», когда внешняя линия повторяет форму ногтевого ложа, до сих пор считается самой удачной для гармоничного образа. «Френч» же в салонах до сих пор стоит дороже стандартного покрытия, но выдает он, скорее, некоторую оторванность от мира моды.


2010-е

instagram.com/jamberrynails

Цивилизация! Вкалывают роботы, а не человек! Долой кухонное рабство! На рынок вышли наклейки для ногтей. С узорами и без, долгоиграющие или однодневные, они почти вытеснили окрашивание лаком, поскольку их не нужно было стараться нанести ровно, они не облезали, легко удалялись при необходимости и позволяли почувствовать себя дизайнером. Одновременно появляется принтер для ногтей: печатай хоть портрет любимой бабушки! Благодаря победе техники ногти опять стали отращивать: наклейку-то проще простого налепить!

2012-й

fotoimedia / ImaxTree

Окончательно уходит мода на длинные ногти: теперь cool — обрезанные под самый корень и покрытые темным глянцевым лаком. Черный, темно-синий, фиолетовый — абсолютные хиты. В противовес Chanel заявляет на подиуме моду на бледно-розовые оттенки и короткие ногти, и устоять перед королевой моды не может никто: уже на следующий год наступает…

2013-й — 2014-й

fotoimedia / ImaxTree

…Эпоха nude. Бежевые, телесные, кремовые, молочные, оттенка слоновой кости, нейтральные, натуральные: каких только определений ни давали новому цветовому тренду. Любительницы френча вздохнули с облегчением и продолжили рисовать белую полоску по краешку, а самые продвинутые дивы ограничивались блестящим покрытием поверх базы. Длинные ногти подвергаются полному остракизму, отрастить« разрешается» 1−2 мм, не больше.


2015-й

fotoimedia / ImaxTree

И эта блеклость скоро всем наскучила. Нейл-арт переживает настоящий расцвет, золотую эпоху: в моде изысканный, аристократичный, минималистичный дизайн: тонкая полоска посередине белого покрытия, небольшой цветовой акцент на уголке. Уже нескучно, еще не пОшло: пожалуй, самое время просить мгновение остановиться. Но оно не остановится: новые тренды уже в пути…

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин и не подозревал, что лет через сто с небольшим эта фраза точнее всего будет описывать жизнь женщины в Советской России. Чем располагала женская бьюти-гигиена в Стране Советов?

Фото Getty Images

Ноготок к ноготку

Журнал «Работница» и советские книги для женщин о красоте и здоровье напоминали: трудясь на благо Родины, не надо забывать о необходимости холить руки.

Маникюр в СССР делали лишь одного типа – обрезной. Советские «Марьи-искусницы», раздобывшие хорошие профессиональные щипчики, могли обслуживать себя сами, благо пилочки и маленькие ножницы продавались в галантерейных отделах как поодиночке, так и в наборах.

Однако при желании можно было обработать ногти и у мастера, услуга стоила 35 копеек. При парикмахерских в СССР работали небольшие косметологические и маникюрно-педикюрные кабинеты, куда модницы ходили ухаживать за лицом и руками.

Технология процедуры обрезного маникюра не изменилась и сейчас: кисти рук перед обработкой выдерживают в теплом мыльном растворе, после удаления кутикулы и ороговевших участков кожи вокруг ногтя делался массаж рук с кремом. Многие до си пор помнят непритязательные запахи кремов советского производста – «Янтарь», «Велюр», «Ланолиновый».

Мастер обслуживала клиенток, одетая в белый халат, в парикмахерских СССР так одевались все сотрудники.

Что касается декоративного покрытия, то в брежневские времена ассортимент лаков для ногтей разнообразием не радовал. Прозрачная или чуть розоватая база, красный и несколько скучноватых оттенков коричневого и розового – вот все, что могла предложить советская парфюмерная промышленность. Стойкостью эти покрытия тоже не отличались, поэтому красным тоном пользовались только на праздниках, в будни предпочитали бледные оттенки.

Качественные лаки сочных, «сложных» тонов просачивались в СССР из-за границы, например, с «выездными» творческими коллективами, моряками, сотрудниками МИД и так далее. Такой товар можно было приобрести у частных лиц, или у «профессиональных» спекулянтов.

Впрочем, в известных универмагах обеих столиц иногда «выбрасывали» импортные лаки для ногтей, например, французской марки «Ланком» или польского производства.

В специальных кабинетах при парикмахерских или банях женщины могли сделать и педикюр. Стоила эта услуга недорого, но пользовалась чуть меньшим спросом, чем маникюр.

Технология известная: стопы распаривали в горячей воде с мылом, потом слегка просушивали полотенцем и обрабатывали. Для обрезного (ибо другого не было) педикюра использовали металлические терки, щипчики, ножницы. Некоторые клиентки с содроганием вспоминают, как «мозольные операторы» скребли им огрубевшие пятки простецкими бритвенными станками – был и такой жуткий метод в советской индустрии красоты!

Но чаще всего практичная советская женщина управлялась с педикюром сама, используя для этого обычную пемзу. Кусок пемзы лежал едва ли не в каждой советской ванной комнате в 70−80-х годах.

Фото Getty Images

Долой растительность

Отношение к эпиляции в разных уголках огромной советской страны было неравномерным. Начнем с того, что в ту пору слова такого не знали – эпиляция. Этим узкопрофессиональным термином пользовались разве что косметологи.

Советская женщина не занималась никакой эпиляцией, она просто брила ноги станком. Бритвенный прибор раскручивался и «заряжался» свежим лезвием «Нева». Немного крема для бритья или мыльной пены – и вперед! Это был универсальный, дешевый способ добиться гладкости ног, подмышечных впадин и линии «бикини».

Более «продвинутые» жительницы СССР покупали в аптеках персидский порошок для уничтожения волос под названием «Нури» на основе лечебной грязи. Он разводился водой в пасту, наносился на нужные участки тела и засыхал, после чего его счищали вместе с разрушившимися волосками с кожи специальной лопаткой. Запах у пасты этой был, говорят, противный.

Утонченные дамы гонялись также за французским кремом для удаления волос «Бокаж», он тоже отличался непарфюмерным запахом, зато дело свое знал.

Самое забавное, что многие женщины в СССР вообще такими тонкостями, как удаление нежелательной растительности, голову себе не забивали, считая, что все это – уловки из арсенала буржуйских кокоток. И на пляж ходили с «естественными» ногами и подмышками. И, как мы можем наблюдать, род людской из-за этого не прекратился.

Уже в 80-е, почти накануне распада Страны Советов, в салонах красоты стали предлагать услуги лазерной эпиляции, но стоило это очень дорого.

Но если в 70-е некоторые советские женщины могли не обратить внимания на некоторые лишние волоски на теле и не добиваться скульптурной гладкости, то уж одна деталь внешности точно требовала коррекции.

«Бровь должны быть тоненькая, как ниточка, удивленно приподнятая», – учила секретарша Верочка свою начальницу Людмилу Прокофьевну в известном фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман». Поэтому наши мамы выщипывали брови – либо у мастера, либо сами. Либо пинцетом, либо, как учила секретарша Верочка, рейсфедером.