Классный час мы такие разные. «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

«Мы все такие разные »

Цели:1. Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей; продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;

3. Воспитание чувства коллективизма, сплочённости; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Форма проведения : занятие с элементами тренинга, работа в кругу.

    Приветствие.

Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран и поздороваться, как другие народы.

Игра «Давайте поприветствуем друг друга »

1.Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);

2.Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

3.Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

4.Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

5.Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

6.Рукопожатие двумя руками называется рукопожатием по-казахски

7.Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

8.Потереться носами (Новая Зеландия);

Все садятся в круг.

    Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Валюшка, в школе меня звали Валя, а сейчас меня зовут Валентина Искаковна».

Замечательно! Вот и познакомились!

    Актуализация проблемы. Сейчас мы выполним упражнение.

    Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

    Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

    А теперь оторвите нижний левый уголок.

    Теперь оторвите кусочек в центре.

    Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? ( У всех ребят получилось что-то свое.)

Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Толерантность – терпимость , способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

Видео фильм «Что такое толерантность «

Дети читают стихотворение “Толерантность”.

1. Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2. А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?

3. Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.

4. Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6. Товарища в беде не брошу,
Злобу в группе я не пущу.

7. Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8. Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

9. Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,

10. Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11. Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12. Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.

13. Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14. Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

15. Если каждый друг к другу будет терпим,

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

«Толерантны ли вы?»

Воспитатель .– Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударишь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка просит тебя помочь ей перейти через дорогу.

1. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь.

2. Ты помогаешь ей.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки.

Воспитатель ; Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Я бы ещё сказала, что ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это умение жить в мире непохожих идей и людей.

Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов.

Толерантность в мультфильмах

Хотите узнать, кто они?

    Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд)

    Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)

    Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)

    Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)

    Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. (Белль)

    Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка)

    Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (мама)

Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

УЧЕНИК: Я прочитаю вам рассказ «Перед вами две дороги, выбирайте»

«Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь,у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

Вы обязательно найдете себе счастье.»

Воспитатель (Вопросы к учащимся)

1.Почему молодой человек отказался помочь?

2.Как бы вы поступили в этом случае?

3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

(учащиеся отвечают, приводят примеры из своей жизни)

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Воспитатель обратите внимание на плакаты:

Плакаты:

« Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»

Золотое правило этики

« Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других»

Чжуан-Цзы

« Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения»

Восточная мудрость

« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент -Экзюпери

Воспитатель : это изречения разных народов и национальностей, разных столетий, но что их объединяет?

(Ответы учащихся.)

Воспитатель : Ребята, есть очень хорошая поговорка: «Измени себя, и тогда твое отношение к миру изменится». Конечно, трудно изменить весь мир, уменьшить конфликты, не допускать войн, насилия, жестокости. Но начать надо с себя, с отношения к тем людям, которые окружают тебя.

А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках! Мы все разные, но все-таки мы вместе!

Упражнение «Ладошки»

Инструкция: обведите свою ладошку на листе бумаги, подпишите в центре своё имя. Затем, обменяйтесь ладошками друг с другом. На каждом пальчике напишите хорошие качества «хозяина ладошки». Старайтесь не повторяться, пишите лишь те качества, которые являются отличительными признаками этого человека. После того, как все пальчики заполнены, рисунок возвращается к хозяину.

Обсуждение в кругу: Посмотрите на свои ладошки, отражают ли надписи, истинные качества вашего характера?

Что вызвало наибольший отклик?

Что не понравилось?

Выполнение коллективной работы «Дерево толерантности» .

Заготовка: нарисованный на ватмане или на доске ствол дерева.

Свои ладошки дети прикрепляют к дереву с пожеланиями для своих одноклассников.

Мы все такие разные: здоровые , мудромыслящие , артистичные, пляшущие , звонкоголосые , быстро бегающие , высоко лазающие , дальне прыгающие , застенчивые всегда , готовые прийти на помощь всегда , играющие кто на чем умеет …………….. ну а самое главное, мы оооочень симпатичные и дружные

Аннотация : Данный классный час предназначен для учащихся 7-8 классов и раскрывает проблему толерантности в современном мире. Мероприятию предшествует разноплановая подготовительная работа. Актуальность проблемы и разные формы работы делают классный час продуктивным и интересным.

Задачи:

1. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

2. Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

3. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.

4. Помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранении мира на земле.

Подготовительная работа:

Анкетирование учащихся по обсуждаемой проблеме.

Создание проекта «Вселенная - общий дом»

Подготовка нравственных ситуаций для обсуждения. Театрализация отрывка из пьесы Е.Шварца «Дракон».

Конкурс сочинений «О милосердии и терпимости. История нашего дома»

Анкета №1

Попробуй объяснить данные понятия:

Толерантность -

Геноцид -

Ксенофобия -

Экстремизм -

Терпимость -

Анкета №2

Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения:

1. В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель тебе предлагает сидеть с ним за одной партой. Ты…

2. Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты…

3. На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он другой национальности. Ты…

4. Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты…

5. Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты..

Анкета №3

1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?

2. Зависит ли доброта от национальности?

3. Есть ли у тебя друзья иных национальностей?

4. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг другой национальности?

Создание проекта «Вселенная - общий дом»

Для создания проекта-пазла группа учащихся готовит свой проект по направлениям:

История государства «Вселенная - общий дом»;

Административно-правовая система;

Принципы межкультурного общения;

Гимн и герб государства

Принципы сотрудничества и построения взаимоотношений с другим государством

Ход классного часа

Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа. Многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре традициях и обычаях. А продолжением этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой.

Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерантности, который отмечается 16 ноября.

Что значит быть толерантным?

У толерантности, терпимости есть обратная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «чужих» и «своих».Чаще всего это деление происходит по национальному признаку. Иногда его называют стереотипным мнением.

С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались?

Театрализация отрывка пьесы Шварца Е. «Дракон»

Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города -Дракона, который сделал много важного и полезного для страны.

Обмен мнениями по отрывку.

Анализ сочинений учащихся «О милосердии и терпимости»

Результаты анкетирования

Защита проектов «Вселенная - общий дом»

Цель:

1. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания.

Задачи классного часа:

1. Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

2. Воспитывать интернационализм, гуманность, уважительное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.

3. Познакомить учащихся с понятием «толерантность»

Подготовительная работа:

1. Анкетирование учащихся и обработка анкет

2. Подготовка сообщений учащимися об известных людях разных национальностей.

3. Подготовка национальных блюд.

Анкета

1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?

2. Зависит ли доброта от национальности?

3. Есть ли у тебя друзья других национальностей.

4. Есть ли у твоих родителей друзья иных национальностей!?

5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг, национальность которого отличается от твоей национальности?

Оборудование урока: Интерактивная доска, компьютер для воспроизведения музыкального сопровождения.

На доске — слова:

Толерантность — это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Ход классного часа

Учитель Читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»:

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина -

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых -

Тех, что живут

В городах и сёлах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберётся

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад - с Востоком,

А дети - друг с другом!

Учитель .

— О чём это стихотворение?

(О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.)

Учитель.

— Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

(Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.)

Учитель.

9 мая 2010 года - значительная дата в истории нашей страны. 65 лет назад наша страна была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Многое успело произойти за более чем полувековой период. Изменилось общество, территориальные границы страны, её экономический и культурный облик. Но неизменными остаются уважение и беспредельная благодарность людям, отдавшим свои жизни служению Отчизне. На фронтах Великой Отечественной войны сражались люди разных национальностей и вероисповеданий.

Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага - фашистов. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

Учитель.

— Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы — люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности - это великое искусство и называется оно-толерантность.

Учитель .

— А теперь попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».

Высказывания детей .

Учитель .

— Чтобы понять, что такое толерантность, я расскажу вам притчу «Ладная семья»

Китайская притча «Ладная семья»

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Любовь, прощение, терпение - это и есть толерантность.

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. Ответы можете выбрать из предложенных слов:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Учитель.

— В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, чёрный - второе.

Младший брат сломал игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты пытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться поддержкой.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты всё сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку с своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идёшь с ними гулять.

Учитель .

— В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, украинцы, армяне, белорусы… Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому, что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным - означает уважать других, быть внимательным к людям, невзирая на различия. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает.

Можно ли жить мирно и не ссориться?

Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

«Золотые правила»:

— Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

— Не делай другому того, от чего больно тебе.

— В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

— Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». - «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». - «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Классный час «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» 1

Цель:

Создать ситуацию возможности прикоснуться к одной из причин нетерпимости в мире – различиям между людьми,

Помочь участникам понять, что «непохожий» не значит «плохой», осознать «красоту различий»,

Развивать способность ставить себя на место другого человека, являющуюся основой толерантности.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Прогнозируемый результат:

Испытав неожиданные для себя чувства, участники смогут иначе относиться к проявлениям нетерпимости и их жертвам;

Повысится уровень межличностных отношений в классе,

Участники поймут необходимость нести ответственность за свое отношение к людям.

Оборудование:

Презентация;

Фисташки для упражнения (по две на участника);

Цветные наклейки 4-5 цветов,

Наборы фломастеров или карандашей тех же цветов, бумага.

КР – Тема классного часа «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».

КР – Чтобы настроиться на предстоящий разговор давайте отметим в каждом ту черту характера или внешности которая вам нравиться, т. е. скажем друг другу комплемент.

(упражнение «Комплименты», участники становятся в круг. Ведущий предлагает придумать комплимент для соседа справа и проговорить его, обращаясь к соседу по имени. Участники проговаривают свои комплименты по очереди).

КР - На земле живут разные, не похожи друг на друга люди. Разные по цвету кожи и возрасту, по внешнему виду и взглядам на мир, материальному положению, культуре и традициям. Этих различий множество. Нередко мы не задумываемся над тем, что у каждого человека есть право на свою неповторимость, индивидуальность.


Кл. рук. - У меня в руках фисташки. Я раздам вам по две фисташки в скорлупе. Прошу пока их не есть и не снимать скорлупу.

Скажите, пожалуйста,

Какие фисташки на ощупь?

А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ? 2

У фисташек одинаковые размер и форма?

А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА? 3

Фисташки одного цвета?

А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА? 4

Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ? 5

Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?

А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ? 6

Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ? 7

Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС? 8

Можно ли делить фисташки на плохие и хорошие?

А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?

КР - На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам. Эта история легла в основу понятия «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». 9 Что такое толерантность? Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо. А еще толерантность это – уважение, равенство людей, принятие других такими, какие они есть, прощение, сотрудничество.10

КР – Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться. Предлагаю вам интересный творческий конкурс. В качестве жюри выступят наши гости.

2. Упражнение «Мир различий» 11

Цель: на практике осознать преимущества разнообразия в обществе; улучшить процессы коммуникации в группе.

КР - На ваших бейджиках наклейки разных цветов, я прошу подойти к тому столу который соответствует вашему цвету. Перед вами на столах фломастеры и бумага. Возьмите в руки карандаш и не отдавайте его никому. Ваша задача за короткий промежуток времени нарисовать картину нашего города. Кто сделает это быстрее, тот выиграл. А жюри оценит ваши работы.

(жюри работы оценивает очень низко)

КР – Скажите, что явилось причиной такого результата? Что же вам нужно предпринять, чтобы результат вашей работы стал лучше. Примите решение самостоятельно и сделайте новый цветной рисунок.

(работы вывешиваются на доску)

Обсуждение. Часть 1:

1. Что вы почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?

2. А что надо было сделать чтобы таких чувств не возникало, а на сердце было хорошо?

3. Трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?

4. Получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?

КР – А сейчас я предлагаю каждой группе попробовать сформулировать определение толерантности и написать его на листе ватмана.


КР – Обратите внимание, какие определения понятию толерантность дают ученые.

Определения толерантности: 12

1. Сотрудничество и партнерство.

2. Готовность мириться с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание равенства других.

9. Уважение к чужого мнения.

КР – Вы оказались близки к истинному определению.

КР – А насколько вы толерантны? Возьмите в руки листы с качествами толерантности, если в вас есть такое качество, то напротив поставьте знак «+».

Упр. «Насколько я толерантен?» 13

1. Терпение

2. Доверие

3. Умение владеть собой

4. Доброжелательность

5. Умение не осуждать других

6. Терпимость к различиям

7. Способность к сопереживанию

8. Умение слушать

КР – Кто желает познакомить нас со своими результатами? (выступление детей)

Какие качества развиты у тебя?

Каких качеств не хватает у тебя?

Как сформировать эти качества у себя?

КР - Всякий человек – уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Каждый из нас действительно является «подарком» для человечества. Я подарок для человечества, так как я – учитель, добрый и требовательный, улыбчивый и ответственный, люблю петь, люблю детей. Продолжите фразу «Я подарок для человечества, так как я…» Запишите это на листочках.

(по желанию зачитывают)

КР – В конце классного часа я хочу рассказать вам притчу. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они его не слушались. Вот и велел он им принести веник и говорит: «Сломайте!» сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит «Так – то вы: если в согласии и мире жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.

КР - у всех у нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша – сила.14

Исходя из возрастных и психологических особенностей детей 12-13 лет большое внимание в начале учебного года уделяется межличностным отношениям, культуре поведения, навыкам разрешения конфликтов, формированию чувства сопричастности, развитию эмпатии.

Чаще всего ученики учатся вместе уже не первый год и достаточно хорошо знают друг друга. Но после трех месяцев летних каникул дети приходят в школу повзрослевшими, с разным опытом и, возможно, с изменившимся взглядом на многие вещи. Поэтому более глубокое знакомство позволяет выявить эти изменения и способствует созданию атмосферы безопасности и доверия, что необходимо для успешного процесса обучения.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

  • создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе;
  • развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;
  • формирование навыков взаимодействия в классе;
  • развитие внутреннего единства класса.

Детальное расписание классного часа

Упражнение "Разные - одинаковые"

Цель: формирование представления о единстве общего и индивидуального каждой человеческой личности.

Время: 7-10 минут

Формат группы: малые группы по 3-4 человека.

Необходимые материалы: одинаковые предметы по количеству групп - желуди, кусочки дерева, камешки (одинакового цвета и внешнего вида).

  1. Обсудите с классом, как можно было бы описать какой-либо обычный предмет по телефону. Какие слова мы используем, чтобы описать, как выглядит кирпич? (Ожидаемые ответы: угловатый, глиняный, тяжелый, может быть белым или оранжевым). Как мы опишем, например, (назовите предмет, имеющийся у вас в запасе) желудь? (Овальный, коричневый, со шляпкой или без нее, и т.д.)
  2. Разделите всех на малые группы по 3-4 человека (не больше восьми групп).
  3. Раздайте группам по одному желудю (или другому предмету). Попросите очень внимательно его рассмотреть, узнать поближе, познакомиться с ним. Особо отметьте, что желуди нельзя помечать, царапать и тем более разрушать - для некоторых ребят "узнать поближе" означает "выяснить, что внутри".
  4. Соберите желуди у групп и сложите их в коробку.
  5. Попросите представителей групп подойти к коробке и выбрать свой желудь.
  6. Попросите группы объяснить, как они узнавали СВОИ желуди. (Треснула шляпка, на боку трещина и т.д.)
  7. Когда каждая из групп нашла свой желудь, обсудите следующие вопросы:
  • Кто нашел свой желудь быстро? Кому было трудно? Почему?
  • Волновались ли вы, что ваш желудь достанется кому-нибудь другому? Почему?
  • Думаете ли вы по-прежнему, что все желуди одинаковы?
  • Как описать человека? Можно ли найти некоторое количество людей с одинаковой внешностью? Что разного может быть в людях помимо внешности?
  • Что в ваших глазах делает того или иного человека непохожим на других?

Упражнение "Два человека"

Цель: продемонстрировать учащимся, что их мнение о человеке зависит от собственного желания.

Время: 5 минут

Необходимые материалы: два листа плакатной бумаги, скотч, цветные фломастеры.

Процесс:

  1. Вызовите двух добровольцев. Неважно, кто это будет. Поставьте их перед всем классом.
  2. Попросите учеников за 2 мин назвать 10 различий между добровольцами. Это могут быть либо внешние признаки, либо известные факты о них. Фиксируйте различия на листе плакатной бумаги.
  3. Затем также за 2 мин попросите назвать 10 признаков (свойств, качеств, как внешних, так и общеизвестных), которые являются общими для этих участников. Также зафиксируйте на плакатной бумаге. Поблагодарите добровольцев
  4. Спросите у участников, что им было труднее искать: сходства или различия? Почему?
  5. Обратите внимание учеников, что они успешно нашли как различия, так и сходства добровольцев за достаточно короткое время. И что поиск сходств или различий происходил после задания учителя. Т.е. была установка "Найти различия" - и они были найдены. Последовала установка "Найти сходства" - и не менее успешно они были найдены также. Вывод: все зависит от самого человека. Если он захочет, то даже в самой неприятном человеке найдет то, что их объединит, пусть даже на какой-то короткий момент. А если не захочет, что и в самом лучшем друге будет видеть только непохожесть.

Упр. "Найди сходства/отличия"

Цель: помочь ученикам осознать, что в классе существует разница между отдельными людьми, так же как и много общего между ними.

Время: 15 минут

Необходимые материалы: бланк (приложение 1) и ручка для каждого ученика.

  1. Упражнение проводится в режиме "муравейника" (каждый подходит к каждому в свободном передвижении).
  2. Каждый ученик получает бланк, который он должен заполнить, найдя сходства и различия с каждым учеником класса.
  3. Время для выполнения задания ограничено. Это активизирует участников и мотивирует их на быстрое создание контактов.
  4. Вопросы для обсуждения:
    • Понравилось ли вам это задание? Почему?
    • Кто из одноклассников вас удивил своей схожестью с вами? Непохожестью?
    • С кем вам захотелось продолжить общение?

Сказка "Мальчик с двумя глазами".

Далеко-далеко в космосе есть планета, такая же, как Земля. Люди, живущие на планете, совершенно такие же, как мы, за исключением одного - у них всего один глаз. Но это совершенно особенный глаз. Своим единственным глазом они могут видеть в темноте. Они могут видеть очень-очень далеко и даже сквозь стены.

У женщин на этой планете рождаются дети, как и у земных. Однажды родился странный ребенок. У него было два глаза! Его мать и отец были огорчены, но мальчик рос счастливым ребенком. Его родители нежно любили его и очень о нем заботились. Но их беспокоило то, что он такой необычный. Они часто водили ребенка к докторам. Доктора качали головой и говорили: "Медицина бессильна".

Чем старше становился мальчик, тем больше проблем у него возникало. Он не видел в темноте и вынужден был ходить с фонариком. Когда он пошел в школу, выяснилось, что он не может читать так же хорошо, как остальные дети и учителям приходилось заниматься с ним дополнительно. Он не мог видеть на далёком расстоянии, поэтому пользовался специальным телескопом. И только тогда он видел другие планеты, как его одноклассники. Иногда, по дороге домой, он чувствовал себя очень одиноким. "Я не могу видеть то, что видят другие, - думал он - я должен был бы видеть то, что другие видеть не могут".

И в один удивительный день он обнаружил, что может видеть что-то, что недоступно другим. Эта была вовсе не черно - белая гамма, как у всех остальных. Он рассказал своим родителям, КАК он видит. Он вытащил их из дома и поведал о своём потрясающем открытии. Они были изумлены! Изумились и его друзья. Он рассказывал им удивительные истории. Он использовал слова, которые они никогда не слышали прежде: красный, синий: и оранжевый. Он говорил о зеленых деревьях и жемчужных цветах. Каждый хотел послушать, как он видит мир. Мальчик рассказывал восхитительные истории о глубоких синих морях и волнах с белыми пенистыми гребешками. Дети любили слушать его истории о сказочных драконах. Они дрожали, когда он описывал их шкуру, глаза и огнедышащие пасти.

В один прекрасный день он встретил девушку. Они полюбили друг друга. И ей было наплевать, что у него два глаза. А он обнаружил, что его это тоже больше не беспокоит. Мальчик стал очень знаменитым. Люди съезжались со всей планеты, чтобы услышать его истории. Потом у них родился сын. Малыш ничем не отличался от других детей планеты. У него был всего один глаз.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли быть мальчиком с двумя глазами на планете одноглазых?
  • Что вы почувствовали после прослушивания этой сказки?
  • Какие эмоции вызвал у вас герой сказки?
  • Какие трудности пришлось преодолевать мальчику?
  • Что (или кто) помогло мальчику преодолеть свои проблемы?
  • Есть ли вокруг нас люди, отличающиеся от всех? Приведите примеры. Чем они отличаются?
  • Как вы к ним относитесь?

Упражнение "Домино"

Цель: создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе.

Время: 10 минут.

  1. Попросите одного члена группы начать игру, придумав и назвав два характерных для себя момента - характеризующих его с внешней или с внутренней стороны. "С одной стороны - у меня есть собака, с другой стороны - я люблю шоколад".
  2. Тот член группы, у кого совпадают характеристики, должен взять предшественника за ту руку, которую тот поднимал, называя свойство характера или какую-либо подробность о себе. "С одной стороны - я тоже люблю шоколад, с другой стороны - у меня есть младший брат".
  3. Если на одну из рук не находится совпадающего свойства, попросите владельца руки подобрать другой признак или свойство более общего характера.
  4. В конечном итоге вся группа образует круг (или замкнутую цепь).

ИТОГ: Мы все очень разные - и это замечательно! Но если мы сделаем шаг навстречу друг другу - мир станет лучше, добрее, счастливее! И мы можем это сделать!