Как придумывались комиксы. Откуда пошли комиксы Маленькие истории в виде простого комикса

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».

Поэт и график из Германии Вильгельм Буш

Во многочисленных источниках указываются разные авторы первых комиксов, разные страны, где возникли первые комиксы, и разные столетия. Источника автора я не нашла. Поступайте со статьей как считаете нужным, вся редакторская работа с ней проделана. Сегодня довольно распространено ошибочное мнение о том, что комиксы пришли к нам из Америки. Бесспорно, американцы придумали слово «комикс», но сам жанр «веселых картинок» впервые появился на страницах европейских газет, где уже в середине 19 века можно было посмеяться над небольшими рисованными историями «для взрослых», имеющими политический или социальный окрас.

Одним из них можно считать английского живописца и графика Уильяма Хогарта, жившего еще в XVIII веке. Именно он впервые изобразил прозу в рисунке. Здесь стоит вспомнить его серию "Карьера проститутки", а также "Карьера мота". Но, пожалуй, самым популярным прародителем современного комикса является поэт и график из Германии Вильгельм Буш. Он всегда сопровождал свои стихотворения серией рисунков, которые отражали сюжетную линию его повествования.

Карикатурист, живописец и офортист Томас Роулендсон

Если говорить о газетном комиксе, то нельзя не вспомнить английского карикатуриста, живописца и офортиста Томаса Роулендсона, жившего в период с 1756г. по 1827г. Он написал знаменитую историю о приключениях доктора Синтаксиса, которая публиковалась в газете более 10 лет, начиная с 1812 года.

Однако самый существенный вклад в становление жанра внес швейцарец, известный график и новеллист Рудольф Тепфером. В свое время он работал преподавателем в пансионе и, чтобы ученики лучше усваивали материал, придумывал веселые истории в виде картинок с текстом. Его рисунки шли по принципу автографии - слева направо и текст, как и картинка, был обязательно написан от руки. В 1846 году он даже издал сборник своих рисунков под названием "Рассказы в гравюрах".

Переход к фантастике

Сегодня нам может показаться странным то, что первые комиксы совсем не затрагивали типичные для своих современных потомков сюжеты - приключения или фантастику. Первым, кто нарушил этот негласный закон, стал знаменитый мультипликатор из Канады Уинзор Мак-Кей. В течение целых двадцати лет, начиная с 1905 года, печатное издание "New York Herald" публиковало на своих страницах знаменитую историю в картинках под названием "Малыш Немо в стране Снов". А немного позже, в 1910 году, и в Европе появляется первый комикс фантастического характера. Им стал "Квадратино" от итальянского художника Антонио Рубино.

Фантастика же, в истинном понимании этого слова, впрочем, как и приключения, пришли в графическую литературу попозже - в 1920-1930-х годах и довольно быстро стали самым популярным направлением комикс-культуры.

Пару недель назад мы опубликовали в рубрике #Shelfporn обзор , и получили неожиданную обратную связь от наших читателей: мол, объясните для новичков, что такое «омнибус», «стрип» и т.д. А то не все в ваших статьях понятно. Эта мысль показалась нам весьма здравой: многие опытные читатели комиксов используют в своей речи специфический сленг, не всегда понятный новичкам. Поэтому мы составили краткий словарь основных терминов, встречающихся в наших текстах. Хотите дополнить? Остались вопросы? Пишите в комментариях!

Абсолют (он же Absolute ) — формат, называемый так в честь одноименной линейки изданий комиксов от DC. Главные отличительные черты — большие размеры книги (больше хардкавера и оверсайза ), наличие дополнительных бонусных материалов и специальный картонный бокс для хранения (т.н. слипкейс , slipcase ). Именно DC Comics в начале 2000-х начали массовый выпуск комиксов именно в этом формате под брендом Absolute: первыми релизами в этой серии стали Absolute Authority (2002 год), The League of Extraordinary Gentlemen (2003) и Absolute Danger Girl (тоже 2003).

Другие издательства также выпускают комиксы в таком формате, но называют его иначе: например, у Image это может быть и Smorgasbord Edition (в случае с серией Chew), и даже Omnibus (в случае с The Walking Dead).

Artist’s Edition (она же, с некоторыми говорками, Artifact Edition и Gallery Edition) — линейка больших и дорогих (от $100) коллекционных изданий от IDW, в которых печатается исключительно оригинальный (черно-белый) арт известных художников, отсканированный с листов, отправленных когда-то автором в издательство. Под лейблом Artist’s Edition обычно выпускаются законченные истории (сюжетные арки), а вот Artifact Edition собирает под твердой обложкой все, что удалось найти. См. в качестве примера наш обзор . Ну а Gallery Editions — это аналогичные книги от других издательств (Graphitti Designs и Dark Horse).

Большая двойка — лидеры американского комикс-рынка, издательства DC и Marvel Comics.

CGC (он же Comics Guaranty LLC ) — компания, которая занимается оценкой и ранжированием комиксов. Происходит это так: специалисты получают от владельца сингл, который проверяют на наличие всевозможных дефектов (рваные страницы, грязь, и т.п.), упаковывают в герметичную упаковку и присваивают ему номер по шкале от 0,5 до 10. Чем выше рейтинг — тем выше стоимость комикса на всевозможных аукционах.

Кастом-байнд (он же custom bind ) — сшитый или сделанный на заказ или своими руками хардкавер. Мы уже рассказывали об этом явлении подробно .

Оверсайз (он же Oversized Hardcover , OHC ) — это хардкавер увеличенного размера, как правило, 28.2х19 см (против 26.5х17.5 см). Многими издательствами называется также делюксом .

Омнибас (он же омнибус , «омник» , Omnibus ) — общее название для всех этих увесистых томиков в твердой обложке, украшающих собой любые книжные полки. Зачастую содержит либо весь ран какого-то автора, либо (в случае невозможности уместить все выпуски на 1000 страницах) его часть. Иначе говоря, это очень толстые и дорогие оверсайзы . Как правило, объем такого тома составляет до 1000 страниц, стоимость — 75-100 долларов, хотя все зависит от наглости издателя.

Некоторые издательства называют словом Omnibus издания других форматов — например, см. The Walking Dead Omnibus, по размеру полностью совпадающие с абсолютами .

Для примера:

Hellboy Artist’s Edition от IDW
Абсолют Crisis on Infinite Earths
Омнибас Wonder Woman
Хардкавер Lumberjanes
Трейд Hellblazer

Стрип (он же comic strip , комикстрип ) — некоторая последовательность изображений с текстовыми подписями, связанных между собой сюжетом. Говоря по-простому — короткий комикс газетного формата. То есть, в это определение с легкостью вписывается и «Снупи» с «Кальвином и Хоббсом», и даже гигантские 1-страничные приключения малыша Немо от Винзора Маккея.

Трейд (он же Trade Paperback , TPB ) — собственно, сборник в мягкой обложке. Самый дешевый способ собрать под одной обложкой несколько (от 3-4 до 10) выпусков какой-нибудь серии. Он же и самый простой способ обзавестись домашней коллекцией: дешево и сердито. Правда, очень часто в таких изданиях используется не очень качественная бумага (см. многие трейды Vertigo). По размеру же сборник в мягкой обложке полностью совпадает с размерами сингла.

Хардкавер (он же hardcover, HC, «хард») — базовая единица измерения комиксов с твердой обложкой. По сути, это все тот же трейд , только с твердой обложкой вместо мягкой. И (иногда) самую малость больше.

Если в Америке на комиксах выросло не одно поколение, то в России интерес к этому жанру появился сравнительно недавно. До сих пор бытует мнение, что истории в картинках предназначены, в основном, для детей и подростков. Но так ли это на самом деле? Что такое комикс - развлекательное чтиво про Супергероев или вид искусства, сопоставимый с кино и литературой? Попробуем разобраться в этом.

Значение слова "комикс"

Этот жанр зародился на страницах американских газет в конце 19-го века. "Комикс" - сокращение от английских "comic" (смешной) и "strip" (полоса, картинка). Рисованные истории представляют собой интересный синтез литературы и графики. Комикс - это серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование. Как и в литературном произведении, здесь имеются главные и второстепенные герои, антагонисты. Текста может вовсе не быть, либо это короткие подписи.

"Истории в картинках" близки к анимации и кино. Фильм на пленке можно сравнить с очень длинным и медленным комиксом. Не случайно Супергерои и персонажи японской манги перекочевали на голубые экраны.

История появления

Предшественниками комиксов стали рассказы в картинках. Начиная с 16-го века, в Европе продавались жития святых в гравюрах, называемые "аллилуйями". В 18-м веке Уильям Хогарт создал серию политических карикатур, объединенных одной общей мыслью.

В 19-м веке иллюстрированные рассказы стали весьма популярными. Особо следует выделить швейцарского карикатуриста Р. Тепфера, который впервые поместил текст под соответствующую картинку. Предвестником комикса считается также стихотворная серия немца В. Буша про озорников Макса и Морица, вышедшая в 1865 году. Текст и рисунки в ней тесно связаны друг с другом.

Конкуренция между газетными монополиями в США привела к окончательному утверждению жанра комикса. Истории в картинках призваны были привлечь новых читателей. Первый американский комикс "Медвежата и тигр" вышел в 1892 году.

В 1896 году в газете World стали печатать историю о маленьком китайчонке Yellow kid. По своему оформлению она похожа на современные комиксы: одинаковые персонажи, последовательный сюжет, диалоги в рамках одной иллюстрации. Автора истории вскоре переманили в издание New York Journal. Владельцы газет долго боролись за свои права на желтого малыша, за что получили меткое прозвище "желтая пресса". Впоследствии выражение приобрело иной смысл.

Характерные особенности

"Золотым временем" комиксов в Америке называют 30-50 года ХХ века. В этот период среди жанров доминировали фантастика и приключения. Родились знаменитые Супермен, Чудо-Женщина, Бэтмен, Атомный человек, Капитан Америка.

Постепенно формировался набор выразительных средств. С помощью красок художники пытались воздействовать на читателя. Так, в комиксах про Супермена преобладают яркие цвета: синий, красный, голубой, белый. Бэтмен изображен в мрачной, черно-серой гамме, что делает историю зловещей. Прорисовка персонажей, выражения лиц - все это имеет важное значение.

Комикс - это не только картинки, но и емкий, лаконичный текст. Прямая речь изображается как "словесный пузырь", вылетающий из уст или головы персонажа. Его также называют филактером. Слова автора помещают под кадром. Язык очень эмоционален, широко используются восклицания, звукоподражания, ирония, эпитеты, гиперболы, метафоры, уличный сленг. Для передачи эмоционального накала художник часто играет с формой, цветом или размером шрифта.

Виды комиксов

Масштабные исследования этого жанра ученые начали в 60-х годах прошлого века. Множество серьезных работ посвящены поиску ответов на вопрос, что такое комикс. Рассматриваются особенности визуального языка, техник, способов кадрирования, стилей. И, конечно же, разрабатываются различные классификации.

По объему комиксы делятся на:

  • стрипы (вмещают в себя несколько кадров, чаще всего печатаются в газетах и журналах);
  • классические комиксы, имеющие более сложную композицию и печатающиеся с известной периодичностью;
  • графические романы с серьезным законченным сюжетом, содержащие более 50 страниц.

Классификация по жанрам и читательской аудитории

Что такое комикс? Правда ли, что он выполняет исключительно развлекательную функцию? По своему содержанию комиксы близки к литературным произведениям. Среди них можно найти юмористические, фантастические, детективные и военные истории, приключения животных, романтику, вестерны, ужасы, криминал. Список можно продолжать бесконечно. Существуют комиксы, посвященные классическим произведениям, серьезным политическим и социальным проблемам.

Для рисованных историй нет тематических ограничений. В последнее время комиксы все чаще встречаются на страницах учебников и научно-популярных книг. Иллюстрированный текст помогает читателю легче и полнее усвоить новую информацию.

В зависимости от читательской аудитории выделяют комиксы:

  • для мальчиков (фантастика, приключения, сражения);
  • для девочек (школьные истории, первая любовь);
  • молодежные (темы взросления, секса, влюбленности);
  • женские (взаимоотношения противоположных полов);
  • взрослые (политика, экономика, история, культура, секс).

Азиатские комиксы

Они начали появляться после окончания Второй мировой войны, но на Западе стали известны к концу 20-го века, благодаря японскому аниме. Комиксы в азиатских странах называются по-разному:

  • в Японии - манга;
  • в Китае - маньхуа;
  • в Корее - манхва.

Такие комиксы чаще всего черно-белые и читаются справа налево (за исключением корейских). Манга рациональна, несмотря на свой захватывающий сюжет. В центре событий нередко оказываются школьники, которым предстоит пройти через жизненные невзгоды, решить свои психологические проблемы. Цензура на комиксы не распространяется, поэтому есть истории с ограничением 21+. На основе сюжетов манга снимаются мультфильмы (аниме).

Маньхуа непредсказуемы, динамичны. Их трудно объяснить с точки зрения логики. Героями, в основном, являются взрослые люди, много комиксов посвящено теме зрелой любви.

Манхва повествует о положительных, но социально незащищенных героях. Например, о бедных стариках, которые не могут постоять за себя. Этот вид комиксов широко представлен в глобальной сети, так как выпуск книг правительством не финансируется.

Комиксы в России

Во времена СССР жанр не был распространен. Небольшие комиксы на русском можно было найти в детских и юмористических журналах. Но в целом явление считалось "чуждым" советскому народу.

Ситуация изменилась в "лихие" девяностые. Появились первые журналы, печатающие комиксы отечественных художников. "Муха" ориентировался на взрослую аудиторию. Издательство "Велес-ВА", основанное ветеранами Афганистана, выпускало сборники для молодежи. Публикации носили патриотический характер. В 1999 году возник журнал "Великолепные приключения", просуществовавший 4 года.

Но настоящий бум комиксов на русском начался в середине 2010-х годов и продолжается до сих пор. Открываются специальные издания и магазины, переводятся иностранные графические романы, организовываются фестивали ("КомМиссия", Comic Con Russia, ComiXfest и др.)

Как создать комикс?

На полках магазина мы видим в основном зарубежные "истории в картинках". Отечественные авторы только начинают осваивать этот жанр. Остро требуются молодые, талантливые художники, способные создавать увлекательные сюжеты и воплощать их с помощью графики.

Как создать комикс самому? Для начала познакомьтесь с творчеством признанных классиков: Стива Дитко, Джека Кирби, Фрэнка Миллера, Роберта Говарда, Уилла Айснера, Джима Стеранко, Альбера Удерзо, Масамунэ Сиро и т. д. Вам понадобятся навыки художника. Для создания комикса надо владеть портретной живописью, уметь рисовать с натуры человека и пейзаж, предавать перспективу, мимику. Изображения можно создавать как от руки, так и с помощью специальных программ. Например, Adobe Photoshop, или приложения MangaStudio.

Заранее продумайте сюжет, а также характеристики персонажей. Автор комиксов должен быть не только художником, но и писателем, способным создать захватывающую историю. Понадобятся также умения сценариста, чтобы разбить сюжет на кадры, придумать лаконичные и выразительные реплики.

Французские художники назвали его девятым искусством. Этот жанр обладает большим потенциалом, с его помощью можно передать мельчайшие смысловые и эмоциональные оттенки. Читать комиксы нужно "уметь", так же как нужно "уметь" слышать музыку, понимать живопись или воспринимать литературное произведение.

Вначале были рассказы в картинках на религиозную тематику, которые в шестнадцатых, семнадцатых веках продавали народу в Испании, и назывались они аллилуями. Потом были политические карикатуры Уильяма Хогарта. И появились на свет предшественники: швейцарец Родольф Тепффер, англичанин Томас Роулендсон и немец Вильгельм Буш.

Именно с этих имен стоит начинать историю создания комиксов. Родольф в 30-х годах девятнадцатого века выпускает серию карикатурных альбомов под названием «The Adventures of Obadiah Oldbuck», которые в дальнейшем были распространены по всему миру. Томас, карикатурист и живописец, чуть раньше публикует в газетах истории о докторе Синтаксисе. Вильгельм стал известен благодаря серии комиксов «Макс и Мориц», которая рассказывает историю о мальчиках-хулиганах.

Дальнейшее развитие комиксы получают вместе с изобретением фотогравюры в конце девятнадцатого века, когда газеты становятся недорогими, и в них появляется больше иллюстраций. Впоследствии комиксы становятся все больше похожи на то, какими мы их знаем и активно развиваются как искусство в США.

Первым в Америке, кто напечатал цветной комикс в своей газете «The San Francisco Examiner» был Уильям Херст. Назывался он «The little bears» и был выпущен в 1892 году. Уловив тенденцию, в своей газете комиксы выпускает и Джозев Пулитцер. Самым популярным становится «Yellow Kid», который был создан и нарисован Ричардом Аутколтом.

Свой вклад в создание внес такой человек как Рудольф Деркс. Он придумал рамочки, в которых размещают речь персонажей, которые, кстати, называются филактерами.

С конца девятнадцатого века по всему миру распространялась вставка комиксов в газеты. Пока американская компания Cupples & Leon не выпустила их в формате покетбука, это позволило ей войти в историю. Другое издательство, которое оказало влияние на историю - это Dell Publishing. Они выпускали журналы еженедельно в 20-х 30-х годах двадцатого века. Также была типография Eastern Color, которая усовершенствовала печатный процесс, и привила любовь аудитории к цветным комиксам.

В это время индустрия комиксов активно развивалась. В 1929 году появляется персонаж матрос Попай. Такая компания как National Allied Productions выпустила в 1935 году популярную серию комиксов «New Fun», которая впоследствии стала называться «Adventure Comics», а сама компания DC Comics. Именно эта компания сформировала моду на создание новых сюжетов и персонажей, а не перепечатывание старых.

Вот мы и подошли к главному периоду в истории комиксов, конец 30-х начало 50-х. И знаменательным событием в этом промежутке становится появление Супермена, Бэтмена, Капитана Америка, Человека-факела, Пластика. Тогда супергерои штамповались большим количеством, многие из них не дожили до нашего времени. Вторая мировая война и холодная война не могли не оказать влияние на героев комиксов, поэтому персонажи боролись с нацистами и коммунистами, имели ядерные способности. Этот период проложил главное направление в комиксах с новыми мирами и их супергероями.