Как мотивировать ребенка на занятия спортом. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий Совместные занятия спортом с ребенком

Здравствуйте.
Хочу услышать мнения и советы по поводу мотивации ребенка к занятиям спортом.
Я сама спортсменка в прошлом, и хочу привлечь детей к спорту. Вопрос о дочке, ей 6 лет. Уже год она ходит на карате.

Перед тем, как записаться в секцию, я нашла для нее ролики на ютьюбе, показала, как занимаются детки, рассказала о единоборствах, о том, что ей дадут занятия. В общем, шла она с удовольствием.
Через некоторое время она стала отказываться. Причина - тяжело. Но в той группе занимаются другие дети такого же возраста, и для них программа более облегченная. И я не знаю ни одного вида спорта, в котором можно развиваться, не преодолевая напряжение, усталость, потерю интереса. Я разговаривала каждый раз с дочкой, объясняла, рассказывала о своих занятиях и достижениях. О том, что для результата должно пройти время. Еще боялась, что если она начнет и бросит, то этот алгоритм запишется в подсознании: начинаю - становится тяжело - бросаю.

Прозанималась дочка год. Тренер ее хвалит. У них для деток распечатывают такие интересные бланки для оценок - где по итогу занятия выставляются оценки-значки, особое поощрение - наклейки. Это выглядит мило и красочно, и в некоторой мере тоже мотивирует детей. У дочки обычно высокие оценки, мы дома всегда интересуемся, вместе радуемся.

И вот сейчас я уехала на три недели, и дочка без меня посетила два занятия и бросила.
Тут надо сделать отступление о нашем папе - он у нас очень добрый и хороший, и позволяет детям все, что они хотят. Мультики целый день, бутерброд вместо обеда, ложиться когда сами решат, и, конечно, зачем заставлять ребенка заниматься спортом, если он не хочет. Вместо тренировки дочка сидит перед телевизором с мультиками, а папа в соседней комнате за закрытой дверью сидит перед компьютером. Пока я с ним обсуждаю стратегию - он на словах соглашается, и не вмешивается, пока я занимаюсь всеми вопросами с детьми. Но без меня он просто позволяет все, что они хотят. Еще я с детьми делаю каждое утро зарядку, без меня сейчас они тоже ее не делают.

Дополнительно скажу, что альтернативы пока нет. Для ее возраста у нас есть карате и бальные танцы. Но на танцах, во-первых, и так переполнено девочками и не хватает мальчиков, во-вторых, я тоже занималась танцами раньше, и там была неприятная конкурирующая и завистливая атмосфера, а на карате как раз очень сплоченная и дружная группа, они вместе ездят на отдых, сборы, соревнования, общаются вне занятий; в третьих - дочка сама не хочет на танцы, ее уговаривает на это занятие бабушка регулярно. И еще: я не ставлю целью профессиональный уровень в спорте. Моя цель - привычка к регулярным занятиям, чтобы они стали неотъемлемой частью жизни.

И вот у меня некоторое сомнение. Я не сомневаюсь в том, что когда вернусь, то поговорю душевно с дочкой, с примерами, с объяснениями, и смогу уговорить заниматься дальше (в детстве меня мама просто заставляла что-то делать, и я принципиально сопротивлялась, а папа уговаривал и убеждал - и это работало, и я стараюсь делать так же, как папа). Но правильно ли это? Не проявляю ли я насилие? Но ведь ей скоро в школу, и это начнется продолжительный период сидячего образа жизни.. Кто как считает?

1. Задайте себе вопрос. Начните с простого – почему вы хотите, чтобы ребенок занимался спортом? Умом мы все понимаем, что это полезно и необходимо. Только ли заботой продиктовано ваше стремление записать ребенка в секцию и нет ли в нем ваших собственных нереализованных амбиций, стремления быть как все или чего-то похожего? Можете ли вы быть уверены, что ребенок хочет того же, чего и вы?

2. Посмотрите на себя. Каждый ребенок хочет быть «как мама» или «как папа», но далеко не все мы можем быть примером в регулярных занятиях спортом. Давайте согласимся с тем, что мы себя-то не всегда можем заставить заниматься. Если сложно изменить себя, почему вы ждете, что ваш ребенок окажется сильнее вас?

3. Расскажите и покажите. Выбирая секцию или тренера для ребенка, не забудьте спросить его самого. Я не согласна с тем, что в 4-5 лет ребенок не может выбрать себе занятие. Может, если вы его с ним познакомите, если вы покажете мальчику, как красиво играют в теннис профессионалы или сводите девочку на балет. Чем больше разных занятий вы таким образом «покажем», тем осознаннее будет выбор ребенка.

4. Выберите вместе. В поисках занятия не пытайтесь навешивать ярлыки сразу – «он не командный игрок, ему подойдут только индивидуальные виды спорта». Нет, это путь поиска, полный сюрпризов. В пользу командных видов спорта отдельно замечу, что по опыту моего сына в команде (а не в школе) находятся лучшие друзья, практически единомышленники.

5. Относитесь позитивно. Наше отношение к занятиям ребенка должно быть исключительно положительным, даже если нам не очень нравится выбранный им вид спорта. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не услышал (даже если это правда), насколько тяжело возить его три раза в неделю на занятия, потом ждать там, чтобы отвезти обратно. Иначе это не поддержка, такие разговоры рождают только чувство вины. А для ребенка это станет лишним аргументом, чтобы бросить занятия.

6. Интересуйтесь искренне. Вы должны по-настоящему интересоваться тем, чем занимается ребенок. Или хотя бы выучить пару правильных жаргонных слов или имена главных спортивных кумиров ребенка, чтобы поддержать беседу.

7. Уловите перемену настроения. Все, абсолютно все сталкиваются с неожиданным желанием ребенка бросить занятия. Причем у одних детей оно возникает довольно быстро, но с ребенка еще можно переубедить, а у других такое желание приходит позже, но уже без вариантов. Используйте все доступные вам способы убеждения – от историй из личного опыта до завлекательных рассказов о чемпионах. Основная задача состоит в том, чтобы как можно раньше уловить малейшее изменение отношения к занятиям и проговорить его с ребенком.

8. Разберитесь с причиной. Как правило, бросить занятия ребенок хочет только потому, что что-то не получается. И это не важно – не получается только у него или у всех, не получается вовсе, или не так хорошо, как он хотел. Обсудите с ним ситуацию, попробуйте догадаться в чем причина и постарайтесь помочь. Не хочу вас пугать, но иногда помочь можно, отправив ребенка еще на одни занятия. Моей дочери очень нравится балетная школа, но никаких склонностей к балету у нее нет. И я вынуждена была найти для нее тренера по детскому пилатесу, чтобы он помог ей с растяжкой и шпагатами.

9. Поддержите интерес. Используйте любые симпатичные мелочи, которыми ребенок захочет похвастаться на занятиях. Для девочек это может быть новая сумочка, в которой она носит форму и обувь на занятия, или новая резинка для волос. Для мальчишек могут сработать даже носки, как у профессионалов, не говоря уже о новых кроссовках. Тут как раз начинаешь радоваться, что дети растут и необходимость обновлять форму и экипировку часто работает в нашу пользу. Поэтому интересуйтесь сами, изучайте адреса и ассортимент специализированных магазинов, советуйтесь с другими родителями.

10. Скорректируйте свои ожидания. Кроме тех ситуаций, когда вы действительно растите олимпийского чемпиона, не ждите от ребенка великих достижений, медалей и кубков. Возможно, что они важны вам, а ребенку нравится сам процесс освоения чего-то нового и приобретения навыка. Кроме того, наблюдая за своим ребенком в спорте, у вас появляется шанс понять его мотивацию – важно ли для него быть первым, хочет ли он соревноваться вообще. На будущее понимание того, что его мотивирует, крайне полезно.

Самое главное не забывать, что заботливый родитель всегда интересуется успехами и неудачами юного спортсмена. Конечно же, он ждет от вас поддержки, но не относитесь к его увлечению слишком серьезно. Помните, что это его увлечение, а не ваше.

Пытаясь быть сознательными родителями, воспитание детей в спорте мы стараемся осуществлять естественно и нежно. Вариант совсем обходиться без физкультуры не рассматриваем.

Вот для чего нужен спорт детям по нашему мнению:

  1. Гармоничное развитие и здоровье.
  2. Дополнительная эмоциональная насыщенность жизни.
  3. Опора для выстраивания социальных связей в коллективах.
  4. Занятость в сложные возрастные периоды, предохранитель от потенциально опасных увлечений.

На всякий случай уточню, что мы не делаем спорт в жизни ребёнка приоритетом, и наши дети не обделены книгами, музыкой и Третьяковской галереей.

Почему мы не водим детей в спортивные секции

Родителю необязательно активно заниматься самому, чтобы подружить ребёнка с физической нагрузкой. Достаточно привести его в секцию. Мы начинали так же: с младенчества ходили с обоими детьми в бассейн. Но с выходом Вари из декретов и наличием одного неспортивного кружка у сына, стало неудобно.

Важно отметить: олимпийских чемпионов так не вырастить. Для этого дети должны заниматься спортом в профессиональных учреждениях с максимально раннего возраста. Плюс нужна полная вовлечённость в процесс родителей. Но и это не гарантия будущего успеха. Модель отечественного детского спорта заточена на максимальный результат, тренеры заинтересованы в том, чтобы подопечные побеждали здесь и сейчас. Частый итог - эмоциональная выхолощенность к юниорскому возрасту и уход из спорта высших достижений.

Хотелось бы, чтобы дети научились получать такое же удовольствие от спорта, как я. Но это должен быть их собственный выбор

В секции лыжных гонок районного масштаба я наблюдаю по четыре тренировки в неделю с соревнованиями чуть ли не на каждых выходных. И это младший школьный возраст. Так один из самых полезных видов спорта для детей становится безрадостной рутиной.

Альтернативный подход культивируется в Норвегии - стране с фантастическим процентом людей, ведущих здоровый образ жизни. В тех же лыжных секциях до 10 лет отсутствуют рейтинги и награды за занятые места. Процесс ради процесса. Детей берегут и заинтересовывают.

В общем, мы решили пока справляться своими силами.

Домашние тренировки

Ещё не будучи родителем, не зная о теории следования, я замечал устойчивое желание малышей увязаться за мной на беговую дорожку стадиона. Тогда стало ясно, как мотивировать ребёнка заниматься спортом. Правда, в случае с собственными детьми следование включается с куда большей задержкой.

До совместных занятий мы проходим фазу демонстрации и завлечения. Например, всей семьёй ходим на стадион. Папа бегает, мама с детьми перекусывают на травке, благо стадион вплотную к лесу. О беге ни слова - заканчивали пикник и шли домой. Но на третий раз старший побежал за мной. Следом - младшая, а было ей на тот момент всего 1,5 года.

На стадионе - папа побегал, семья отдохнула

Спортивный детский уголок

На 2 года подарили Ярославу домашний спорткомплекс. Долгое время его интересовал только мат. Затем стали подтягиваться понемногу перед сном. Так это стало вечерним ритуалом. Физическая нагрузка почти отсутствовала – за ноги к перекладине сына поднимал я. Понемногу уменьшал своё воздействие, передавал инициативу детским рукам. Сейчас минимальная помощь нужна лишь на начальном этапе сгибания локтя. По крайне загадочным причинам, полностью самостоятельно подтянуться получается только при большом количестве новых зрителей.

С рождением Вали, комплекс дооборудовали самодельной доской на крюках. Но дочь её быстро переросла

Валя, естественно, не хотела оставаться в стороне от вечерней анимации. Был момент, когда казалось, что она будет первой подтянувшейся без помощи. Но потом как отшибло. В доверительной беседе призналась: «Мама сказала, что девочке не надо быть сильной и смелой». Вопрос спорный, но авторитет мамы сомнению не подвергаем.

В остальном на уголке дети предоставлены сами себе, иногда добровольно присоединяются к моим тренировкам.

Выполняем с детьми статические упражнения

Текущий хит - игра в родео. Пока один ребёнок пытается удержаться на гарцующем папе-быке, второй занят судейством - включает и выключает секундомер на телефоне. Но результаты не анализируем.

Советы по выбору домашнего спорткомплекса:

  1. Рассмотрите тот, что выдержит тяжелейшего из родителей. В наличии есть модели, рассчитанные на вес до 150 кг. Пожертвовали пространство - заберите максимум пользы.
  2. Не скупитесь на дополнительное оборудование. Сразу всё можно не вешать, комбинируйте и заменяйте снаряды по мере надоедания. Много места кольца с трапецией в шкафу не занимают, а найти подходящее оборудование не у производителя сложно.
  3. Выбирая комплекс, обратите внимание на модель из дискретных секций - её проще подгонять под изменяющееся пространство и хранить. Если детей несколько или часто приходят гости, дополнительная секция избавит от конкуренции за место. Со временем можно разобрать канатный лаз и заменить какой-нибудь мебелью.
  4. Отдельно хочу сказать о мате. Он не только страхует при падениях. Кувырки и борьба на нём намного приятнее, чем на полу. Да и кровать родителей выдохнула.

Занятия спортом летом

Летний спорт - это все тренировки, на которые дети захотели пойти с папой. До самостоятельных пожеланий нового вида дело пока не дошло. Когда ребёнок скажет: «Хочу попробовать что-то новое», мы обязательно прислушаемся.

Летом я беру детей на стадион, там они постоянно в поле зрения. Заранее договариваемся, что они сами себя занимают и дают мне выполнить собственный план.

Начинаем с разминки 3-5 минут, для формирования культуры тренировки. А дальше сын с дочерью делают что хотят. Ярослав, когда в настроении, пробегает до 3 кругов по 400 метров, Валя - максимум один. Для меня важно, что на стадионе дети видят других занимающихся. Так у детей формируется установка, что спорт - это хорошо.

В межсезонье - имитация

Имитация - это бег с палками, который практикуют лыжники в межсезонье. От скандинавской ходьбы отличается скоростью и рельефом. Для нас это совсем свежий опыт - я всегда тренировался один, а недавно сын попросился со мной. Поколебался и рискнул. Сразу договорились: трасса длинная, сплошные спуски-подъёмы, разворачиваться не будем.

Ярослав шёл пешком с палками все 4 километра, периодически пел песни. Я убегал от него метров на 200 и возвращался, и так всю дорогу. Моя собственная тренировка потеряла всего 20% эффективности. Зато сколько впечатлений у напарника: «Мама, там такой дремучий лес! И я видел дятла!». Длилась наша прогулка почти 2 часа.

Лыжные тренировки

Кататься на лыжах мы начинали перед домом, на занесённой снегом баскетбольной площадке. С двух лет оба ребёнка осваивают классический ход. Одной простенькой пары лыж длиной 90 см для этого вполне хватает, меняем только палки под увеличивающийся рост.

Как действующий спортсмен, советую ставить сразу на пластиковые лыжи, минимизировав возможную отдачу. Либо брать лыжи с насечкой, либо зашкурить. Привыкнув к дереву, на пластик переходить очень болезненно.

Без лыжни учиться невозможно. В крайнем случае её можно протоптать ногами.

Также лучше первое время ходить без палок. Сразу скоординировать руки и ноги точно не получится, а нетерпеливый родитель может усугубить ситуацию.

Знакомство с лыжами лучше проходит в игровой форме, так как это неестественная для ребёнка активность, в отличие от бега, и может быстро надоесть. Ставьте детям на лыжне домики из тех же отобранных палок, притягивайте к себе за верёвку или тащите за собой. Нам сильно помог налобный фонарь: вечерние покатушки обрели новый смысл.

Дополнительные навыки и инвентарь

Кроме налобного фонаря, у нас есть головной шлем - он нужен при освоении самоката или велосипеда. А ещё, с его помощью мы решили вопрос долгой дороги до сада - ребёнок начал чаще использовать свой транспорт.

Интересную вещь купил во французском сетевом спортивном магазине: набор универсальных фишек для разметки. Планировал вокруг них водить футбольный мяч, но это не заинтересовало сына. Тогда мы их захватили на самокатную прогулку - дети так увлеклись, что прокатались больше часа.

Слалом с воротами и змейками

Мы с детьми осваиваем дополнительные физкультурные навыки.

Велосипед. Если у ребёнка был двухколёсный самокат, он всё уже умеет. Сын в свой пятый день рождения сразу поехал на подаренном велосипеде.

Бросание и ловля. Бросание в цель у нас совмещается с уборкой игрушек. Коробки и корзины держит взрослый, активно помогая попасть. В них швыряется всё небьющееся. Ловлю тренируем игрой в съедобное-несъедобное различными мячами.

Футбол. Не все дети расположены к игровым видам спорта. Но к школе представление о футболе, волейболе, баскетболе лучше иметь. У нас такой случай - я сам прошу поиграть со мной сына. Договариваюсь, когда ему от меня что-то нужно. Десять пасов и остановок мяча туда-сюда за сессию в коридоре его не сильно утруждают.

Закаливание. С года для своих детей мы применяли такой метод закаливания:

  1. Я несколько секунд обливаюсь холодной водой с радостным настроением.
  2. Когда сын или дочь хотят повторить, мы поливаем им ноги и руки с весёлым обратным отсчётом, и подкрепляем эмоционально.
  3. Со временем добавляем спину и живот; при этом контакт с водой – кратковременный.

У дочери пример брата сократил привыкание к холодной воде в разы. Сейчас для ускорения процесса перешли от дискретных поливов к одному полному. Дошли до 2 секунд, но мы не форсируем - регулярность важнее.

Автономное детское закаливание ледяной водой

Детские соревнования

За последние лет пять существенно увеличилось число общедоступных детских стартов, и большинство из них платные. Наши дети захотели в них участвовать после того, как побывали на взрослых гонках.

Московский марафон - мощнейший способ заинтересовать ребёнка бегом. Папа «угрозу» не видел, но пробежал за 3 часа 25 минут

Поиск стартов - дело несложное. Муниципальные мероприятия анонсируются на местном уровне, в основном в соцсетях. А коммерческие сконцентрированы на нескольких сайтах:
NewRunners
Russia Running
ПроБег в России и мире
Календарь соревнований S-events.ru

Муниципальные старты характерны душевностью и раритетными номерами

У каждого соревнования существует файл положения, где описаны возрастные группы, дистанции, схемы трасс, расписание и прочие подробности. И ни в коем случае не нужно бояться, что приедут сильные ребята из спортклубов и всех победят. Обязательно приедут - это их работа. А у нас - праздник.

Наши правила участия в детских соревнованиях: - не частить, 1-2 раза за сезон вполне достаточно; - радоваться успехам и сочувствовать неудачам; - по возможности искать старты, в которых можно принять участие всей семьёй; - выбирать старты, где всем на финише дают приз или медаль: на первом месте праздник, результат - вторичен; - спортивные задачи всё же лучше ставить - доехать самому без помощи, добежать без остановок и т. д.; - для решения этих задач нужны тренировки: захотел на соревнование - давай тренироваться, иначе нет смысла тратить время.

Номера-наклейки нашей семьи с Авиационного марафона

Спорт полезен в любом возрасте. Растущему детскому организму он просто необходим. Занятия в спортивных секциях всесторонне развивают малыша:

  • укрепляют здоровье;
  • приучают к дисциплине;
  • формируют позитивное мышление;
  • стимулируют развитие психических функций;
  • помогают направить детскую энергию в полезное русло;
  • вносят существенный вклад в воспитание успешной личности.

Подробнее об этом вы прочитаете в статье « ». А сегодня предлагаем разобраться, что делать, если ваш наследник не проявляет интереса к секции, не хочет заниматься спортом и всячески отлынивает от тренировок.

  • Как подобрать верный ключик, не превращая спорт в пытку для всех домочадцев?
  • Как эффективно мотивировать ребёнка?

«Эврика» советует!

Выбирая спортивные секции для ребёнка, будьте вдумчивы. Не торопитесь. Важно учесть особенности психики и физической подготовки малыша, его интересы, стремления и мечты. Не забывайте: ваш ребёнок - отдельная личность, а не ваш шанс реализовать собственные детские мечты. Если вы спали и видели себя на льду в ярком наряде фигуристки, но мама с папой так и не записали вас на каток, ещё не значит, что ваша дочь разделяет эту мечту.

Не бойтесь совершить ошибку. Вы можете сходить на пробную тренировку - в большинстве секций это предусмотрено условиями записи. Вы можете позаниматься неделю, месяц, год. Если именно этот вид спорта так и не попадёт в круг интересов вашего наследника, вы всегда можете найти что-то новое.

Главное - различать, когда нет мотивации к занятиям спортом в принципе, а когда ребёнку не нравится определённый спортивный кружок.

Львиная доля интереса ребёнка к конкретной секции определяется личностью тренера. Учтите это, принимая решение, куда водить малыша на спорт. Хороший детский тренер должен обладать рядом важных характеристик:

  • любить детей;
  • обладать педагогическим талантом;
  • уметь регулировать конфликтные ситуации;
  • правильно подбирать инструменты мотивации;
  • эффективно организовывать межличностное взаимодействие между юными спортсменами.

Конечно, не менее важны и профессиональные навыки:

  • грамотный тренер умеет подбирать индивидуальную нагрузку;
  • вовремя замечает проблемы в овладении техникой;
  • способен разглядеть истинный спортивный талант даже в неуклюжем малыше;
  • никому из детей, заинтересованных в данном виде спорта, не отказывает в своём внимании и участии.

Тренер должен быть строгим, но справедливым: где надо - пожурит, где надо - подбодрит. Положительный сигнал, если в данной секции периодически организовывают разнообразные коллективные мероприятия: поездки на природу, детские праздники с аниматорами, конкурсы, экскурсии и пр.

  • спортивная форма: плавки (купальник), гимнастическое трико, кимоно, спортивная обувь;
  • защитное оборудование: водяные очки, щитки, бандажи, капы, перчатки;
  • инвентарь: скакалки, ленты, мячи, боксёрская груша, коньки, велосипед.

Вам практически наверняка предстоят дополнительные расходы в соответствии с выбором спортивной секции. Будьте готовы к этому и обеспечьте ребёнка всем необходимым. Правда, форсировать события и опустошать прилавки спортивных магазинов до того, как будет принято окончательное решение, не следует. Но побеспокойтесь о том, чтобы у юного спортсмена в нужный момент было всё, что требуется для полноценных занятий.

Обыграйте приобретение спортивной атрибутики так, чтобы у малыша осталось светлое, приятное впечатление. Пусть он сам выберет цвет формы, сумку для хранения спортивных принадлежностей. Чем активнее участие ребёнка в этом процессе, чем он вовлечённей, тем ответственнее будет его отношение к тренировкам.

Переутомление - одна из самых распространенных причин, по которым дети отказываются посещать тренировки. Конечно, если ребёнку приходится ежедневно бегать с одной секции на другую, переезжать от репетитора к репетитору, разрываться между образовательным заведением и дополнительными занятиями, повод для чрезмерной усталости действительно есть. Если же помимо детского сада или школы он посещает единственный спортивный кружок, то, вероятнее всего, вы не сумели правильно организовать распорядок дня маленького спортсмена.

Приучать ребёнка к здоровому режиму надо с раннего детства. По мере взросления и появления в детской жизни новых обязанностей режим непременно будет претерпевать изменения. Ни в коем случае не пускайте эти процессы на самотёк. Контролируйте загруженность малыша, периодичность пассивного и активного отдыха, продолжительность сна, качество и количество питания.

Чем строже соблюдается правильный режим дня, тем больше у ребёнка сил для прилежных занятий спортом.

Занятия спортом требуют от ребёнка выносливости, собранности, терпения и сил. Усталость, травмы, досадные поражения - неизменные спутники любого спортсмена. Но тот, у кого есть надёжный тыл и эффективная группа поддержки, способен преодолевать любые трудности и усердно продвигаться к своей цели.

Будьте готовы протянуть руку помощи, когда появится такая необходимость. Признайте, что вашему малышу сложно, и покажите, как ему выбраться из этого состояния.

Совет 6. Проявляйте искренний интерес к спортивным успехам ребёнка

  • общайтесь с тренером;
  • расспрашивайте ребёнка о том, как прошла тренировка;
  • посещайте соревнования и другие открытые для посетителей спортивные мероприятия (аттестация, отчётный концерт, показательные выступления, сборы и пр.).

В общем, держите руку на пульсе, всячески демонстрируя свою искреннюю заинтересованность в спортивной жизни вашего наследника. Так, во-первых, вы сможете распознать признаки намечающегося спада интереса к занятиям и принять меры по их устранению до того, как проблема наберёт угрожающие обороты. Во-вторых, это станет ещё одной темой для душевных бесед, необходимых, чтобы между детьми и родителями были здоровые, доверительные отношения.

  • вместе с детьми посещайте различные спортивные мероприятия;
  • читайте истории успешных спортсменов;
  • устраивайте семейные кинопросмотры художественных или документальных фильмов про спорт с их непременным последующим обсуждением;
  • играйте всей семьёй в командные спортивные игры, катайтесь на велосипедах и роликах, тренируйтесь дома и на свежем воздухе.

Дети, для которых спорт является естественной составляющей жизни семьи, быстро находят секцию по душе и отлично мотивированы на достижение определённого результата.

Итак, чтобы увлечь ребёнка спортом, вам надо:
  • показать достойный пример;
  • с учётом особенностей малыша;
  • всячески поддерживать своего юного спортсмена.

Но если вы перепробовали все способы приучить ребёнка к спорту, а заветной цели не добились, не поддавайтесь соблазну воспользоваться авторитарными инструментами - давлением и принуждением. Лучше отыщите возможность организовать для своего чада здоровую физическую активность вне рамок конкретного спортивного кружка.

Пусть ваши дети будут здоровы и довольны! Счастливого вам родительства, друзья!

Когда начинать заниматься?

Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенных в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка - в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста.

Когда и сколько заниматься?

Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий(если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий - не более 10 минут.

До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20-минутный, более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.

После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные - по возможности на открытом воздухе.

Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных снарядах - желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное занятие с одним из родителей (около 20 мин.).

Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет - 20-30 минут, с шестилетками - до 45 минут.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе - чаще всего она предоставляется в выходные дни.

Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду. Если ребенок в летнее время может проводить весь день не воздухе, это особенно благоприятно отражается на его физическом развитии. В некоторых детских учреждениях дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В результате они меньше болеют и больше двигаются.

Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым требованием для него является возможность свободно побегать. Родители, как правило, торопятся и часто не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их темпом. Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов родители тоже переоценивают детские силы. Ребенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть - в этом случае он сам контролирует степень утомления.

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в форме игры - тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения.

Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет.

Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительные объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.(№3)

В экспериментальных группах всем детям нравилось заниматься. Они с удовольствием разучивали новые, особенно сложные упражнения; сами хотели позаниматься с кем-нибудь из родителей, лучше выполнить упражнение, так как знали, что их навыки родители оценят по заслугам. В дошкольнике следует пробуждать здоровое честолюбие.

Чем и как заниматься?

Прежде всего взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каждое упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение; в связи с этим они подразделяются на несколько групп.

В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители прежде всего должны продемонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.

Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.

Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.

К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того, чтобы эти естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.

Таким образом ребенок учится соблюдать определенные правила, дисциплину, а также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами. В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, которая поможет в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивание и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.

Дети преодолевают дорожку препятствий самостоятельно, стараясь сделать это как можно лучше. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям. Согласно результатам эксперимента, детям больше всего нравился этот вид упражнений.

Пятую группу составляют музыкально - ритмические упражнения, которые воспитывают у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с музыкой. Родители должны уметь спеть детскую песенку, сыграть простую мелодию в нужном ритме на музыкальном инструменте. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер музыки, как бы вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку полезно в любом возрасте.

Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость.

Однако «вес» этих качеств в разных видах спорта различен. Вот почему для занятий тем или иным видом спорта необходим предварительный совет со спортивным педагогом и врачом. При этом учитывают состояние здоровья и характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий.

Младшим школьникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.

Занятиями теми видами спорта, которые связаны с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности и продолжительности (прыжки в длину, слалом) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.

С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу(велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)

Занятия, требующие больших силовых нагрузок(тяжелая атлетика, бокс) следует начинать с 14-15 лет.

И еще одно замечание: занятия спортом должны проводиться под руководством тренера.

Невозможно представить себе занятий физкультурой и спортом без соревнований. Но спортивные соревнования для подростков - это не только физическая, но и большая эмоциональная нагрузка. А слишком высокая нагрузка на нервную и эндокринную системы может привести к нежелательным, даже к тяжелым срывам. Вот почему специальными указаниями строго регламентируется возрастом, с которого подростки могут участвовать в соревнованиях различного масштаба.

Но как же сделать правильный выбор: каким видом спорта будет заниматься ваш ребенок? Счастливчиков, которым удается сделать сразу правильный выбор, сравнительно немного. Большинство ребят проходят через трудное время колебаний, надежд и разочарований. Подростку нелегко сделать осознанный выбор. Но это вовсе не означает, что за него должны решать, руководствуясь исключительно собственными симпатиями и вкусами. Иногда родители уступают чисто случайному желанию подростка. Нужно посоветоваться со специалистом, насколько желание это соответствует личным данным этого спортсмена. Хорошо привлечь к такому обсуждению и школьного учителя физкультуры, который, как никто другой, знает вашего ребенка и по достоинству может оценить его спортивные возможности. Да и самим родителям, чтобы выступать в роли компетентного советчика, надо стать чуть-чуть «специалистами».

Во всяком случае, минимум спортивных знаний им ничуть не повредят. Конечно, точно предугадать возможности будущего спортсмена - дело трудное. И поэтому желание самого ребенка надо учитывать прежде всего. Страстное желание иной раз в состоянии пробудить способности. И вообще надо всегда помнить, что эмоции в спорте играют большую стимулирующую роль. И все же, учитывая физическое развитие ребенка, можно предсказать, в каком виде спорта он может преуспеть. Один из самых элементарных критериев спортивной ориентации детей - рост. Удобнее всего в этом отношении ребятам среднего роста, им в принципе открыты пути во все виды спорта. Низкорослым лучше ориентироваться на виды спорта, имеющие весовые категории: бокс, акробатика и др.

Немалую роль при выборе видов спорта играет масса человека. Здесь, правда, труднее всего что-либо предсказать на несколько лет вперед. И все - таки: если у мальчика или девочки « широкая кость» и они, как говорится, склонны к полноте, им очень трудно было бы добиться удачи в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание.

Но самым главным критерием спорториентации остается характеристика двигательных особенностей. Способен ребенок бегать очень быстро, но без устали - ему всегда найдется в легкой атлетике занятие по душе. Также важна реакция.

Словом, возможности приобщения детей к спорту велики. Они будут расти из года в год. Долг родителей - использовать эти возможности на благо воспитания всесторонне развитого человека.

Как обеспечить безопасность занятий?

Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданна и излишняя боязливость, которая мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите внимание на основные правила безопасности, которые следует соблюдать при воспитании у ребенка смелости.

1. Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти - обязательно целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. При выполнении акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании возможностей вашего ребенка.

2. Новое упражнение осваивайте медленно и постоянно поддерживайте ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности.

При дальнейшем повторении можно ускорить темп упражнения и постепенно исключить всякую помощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это упражнение самостоятельно. Постоянно подстраховывайте его.

3. Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о безопасности. Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка.

4. Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо. Лучше несколько раз повторить упражнение. 5. Вис только на руках в дошкольном возрасте опасен, поскольку он дает чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. 6. При обучении лазанью, не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. 7. Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражнения. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно. 8. Избегайте упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника.

Как подготовить место и инвентарь для занятий?

Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице. Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте форточку или окно. Достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр.

Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой и бетоне: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки. Для занятия бегом хорошо подходят тропинки в парке или поле.

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различных величины, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе и чем меньше избалуете его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.