Эффективное обучение: методы преподавания, практические советы. Эффективный способ обучения взрослых Эффективные методы учения

Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал.

Классификация методов обучения

Методы обучения - упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:

  1. Практические - относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
  2. Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
  3. Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.

Активные методы обучения

Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:

  • принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
  • стимулирование учебной деятельности;
  • взаимодействие между учениками и преподавателем;
  • самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
  • прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.

К активным методам обучения относятся:

  • лабораторные работы;
  • практикумы;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • разыгрывание ролей;
  • коллективное обсуждение проблем.

Интерактивные методы обучения

Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация - интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:

  • создание комфортных условий для учащихся;
  • обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
  • формирование профессиональной компетенции и мнения;
  • преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.

Примерами интерактивных методов могут служить:

  1. Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
  2. Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.

Пассивные методы обучения

Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время. Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени. К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель↔ студент).

Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:

  1. Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
  2. Видеокурс - современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
  3. Семинар - проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.

Современные методы обучения

Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие - направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.

Имитационные методы обучения:

  • ролевые игры;
  • дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
  • исследовательские проекты;
  • деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).

Неимитационные методы обучения:

  • метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
  • метод ключевых вопросов;
  • коучинг;
  • консалтинг;
  • тематические обсуждения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Обучение – процесс, нуждающийся в контроле, для того чтобы выявить усвоен материал учащимися и насколько глубоко. Если усвоение знаний низкая, преподавателями анализируются и пересматриваются методы и приемы обучения. Существует несколько форм контроля обучающего процесса:

  1. Предварительный контроль – производится в начале учебного года, для оценки общей ситуации подготовленности учащихся, закрепление предыдущих лет учебы.
  2. Текущий контроль – проверка пройденного материала, выявление пробелов в знании.
  3. Тематический контроль – пройденная тема или раздел нуждаются в проверке, для этого проводятся контрольные работы, зачеты.
  4. Самоконтроль – метод предполагает работу с аналогичными образцами решений, предлагаются ответы к задачам – цель обучающегося найти такое решение, которое приведет к правильному ответу.

Выбор методов обучения

Преподаватели используют различные методы профессионального обучения для успешного педагогического процесса. Выбор обучающих методов зависит от множества факторов:

  • общие цели и задачи образования;
  • уровень подготовки учащихся;
  • личные особенности преподавателя;
  • материальная оснащенность обучающего заведения (современное оборудование, технические средства).

Условия эффективности методов обучения

Эффективные методы обучения предполагают высокий результат на выходе обучения, который отслеживается с помощью средств контроля. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует:

  • глубокие знания, умеет проводить межпредметные связи;
  • готовность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
  • системность и структурность знаний, умеет обосновать и доказать.

Методы обучения - книги

Основные методы обучения используются в системе образования и дошкольных учреждений и ВУЗов. Людям, выбравшим стезю преподавательства сложно сориентироваться в различных классификациях методов. На помощь приходит профессиональная литература:

  1. «Основы обучения: дидактика и методика» . Учеб. пособие для ВУЗов Краевский В.В., Хуторской А.В. - в книге описаны методы современного обучения для педагогов.
  2. «Активные методы обучения:новый подход» . Генике Е.А. интересно и профессионально описаны новые интерактивные методы обучения.
  3. «Педагогика» (под ред. Пидкасистого) . Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.
  4. «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе» . Ляудис В.Я. – для студентов и преподавателей.

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Учиться легко, когда процесс интересен. Английский может стать любимым языком, если выбрать верную методику обучения. Понятную, эффективную, быструю - такую программу мечтает найти каждый студент. Тесты щелкать, как орешки, свободно вести диалоги на english, пересказывать новые серии “Шерлока Холмса” в оригинале - всего этого можно добиться, если пойти правильным курсом. В статье расскажем о методиках, созданных профессиональными педагогами-лингвистами. У каждой из программ свои особенности. Полагаясь на описание, вам будет проще выбрать максимально подходящий вариант.

8 лучших методик изучения английского языка

Система “Полиглот”

Абсолютный лидер нашего списка - метод, разработанный Дмитрием Петровым. Маркетологи проекта показали эффективность программы на примере 8 студентов, которые в телевизионном формате реалити-шоу овладели языком всего за 16 уроков. Суть методики - в постоянном общении. Проговаривается даже теория, которую обычно принято изучать по учебнику. С самых первых лекций ученики начинают разговаривать на изучаемом языке. С каждым последующим разом навыки крепчают, пополняется лексикон, усваиваются грамматические правила.

Занятия проходят аудиторно, в группе. Студентам задается тема для беседы, и начинается массовое общение. Хобби, любимые фильмы, планы на выходные, питомцы, воспоминания о детстве - разговор может быть на любую тему, главное - говорить, говорить, говорить. И делать это красиво и правильно.

Методика Драгункина

Это одна из эффективных методик изучения английского языка, которая позволяет быстро освоить азы и выйти на уверенный разговорный уровень. Программа составлена с ориентацией на экспресс-формат. Грамматика подается обобщенно, без погружения в тонкости правил. Фонетика знакомит со всеми ключевыми моментами, которые необходимо учитывать в разговорной речи, учить правильно читать и произносить транскрипции.

Если вы учите язык с нуля и хотите быстро освоить его основы - метод Драгункина идеален. Есть программа и для продвинутых студентов. Но здесь важно один момент: если вы до этого учили язык по другой методике, система Драгункина может вызвать много вопросов. Особенность курса - в своей терминологии и интерпретации правил. Разработчик представил английскую грамматику по своей системе: в отдельную группу объединил все исключения, составил понятную схему для артиклей и неправильных глаголов, создал новые категории слов, логически связанный друг с другом.

Каждая тема логически приходит на смену предыдущей, сложность наращивается постепенно. Автор доказал, что изучение английского по стандартным школьным учебникам - процесс долгий и сложный. Все гораздо проще, чем кажется. Главное найти правильный метод.

Методика Пимслера

Эта быстрая методика изучения английского языка с нуля - вариант для тех, кому нужен американский english. Уникальность программы в том, что она не только помогает познать иностранный язык, но и хорошо тренирует память, расширяет ее ресурсы. Механика курса - в аудио-уроках. Все, что нужно ученику, чтобы выучить английский по Пимслеру, - это наушники и планшет с загруженной на него программой, состоящей из 30 уроков.

Занятие состоит из прослушивания материала: диалоги, монологи, повторения фраз и речевых оборотов. Сначала говорит диктор, затем студент повторяет слова и предложения, следующая фраза состоит из части отработанных словосочетаний и новых - так слоями формируется словарный запас. Без записей и учебников, в памяти.

Метод Шехтера

Этот современный метод изучения английского работает совсем иначе, чем классические способы усвоения информации. Каждому ученику - индивидуальный подход и поиск ключиков к мотивации. Программа Шехтера получила признание в высших кругах власти и шоу-бизнеса. Этот курс выбирают известные политики, общественные деятели, спортсмены и артисты. Процесс эффективен и при этом приятен, мало похож на урок.

Занятие проходит в формате беседы, обсуждения актуальных событий, хобби, образа жизни, целей на будущее учеников. Акцент сделан на самостоятельной работе с информацией - формировании речевых схем и произношении. Вы говорите - преподаватель деликатно корректирует. Так легко понять, в чем ошибка, услышать себя и усвоить правила.

Метод Берлица

Программа позволяет быстро овладеть языком, но при этом считается одной из самых дорогостоящих. Курс BERLITZ можно пройти только за границей - в этом и суть методики. Вы попадаете в новую обстановку, которая требует активации коммуникативных навыков на english. Придется научиться не только говорить, но и думать на иностранном. Это одна из самых зрелых программ, была создана 200 лет назад. Востребована и по сей день.

В чем суть метода:

    Знакомство с english начинается с разговора. Общение с носителем - основа процесса. Сначала студент говорит, а затем приступает к чтению и графической отработке букв.

    Грамматика, фонетика, лексика также познается во время беседы, которая носит отнюдь не академический характер. Общение на занятиях проходит на отвлеченные от лингвистики темы: первая любовь, забавные случаи из жизни, яркие воспоминания из детства. Педагоги стремятся к тому, чтобы беседа была интересной. Так у ученика зарождается и интерес к языку.

    Никакого русского. Родных слов вы не услышите вплоть до возвращения домой. Только английский. Пусть сначала коряво и неправильно, не важно. С каждым днем навыки будут совершенствоваться.

    Учебники, рабочие тетради, аудиоматериалы, которые вы использовали дома, здесь не пригодятся. Программа уникальна, используются другие инструменты и техники.

Метод Розетты Стоун

Легкий и быстрый способ понять и запомнить новый материал. Никаких правил, таблиц и схем. Вы знакомитесь с английским непринужденно, словно занимаетесь хобби. Занятия проходят в формате беседы. Слушаете, играете в ассоциации, пропускаете через себя и пробуете самостоятельно выстраивать предложения. Несколько повторов и в словарном запасе появятся новые фразы и речевые конструкции. Программа построена от простого к сложному. Не трудно будет даже тем, кто не знаком с английским алфавитом.

Особенность методики - отсутствие перевода и правил. Со значением слов ученик знакомится в контексте. Предложения даются в проекции на жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Даже не зная значения слова, оно сразу становится понятным. Вы сначала перевариваете материал сами, а затем педагог объясняет спорные моменты.

Программа Lex!

Эта методика будет полезна тем, кто уже знаком с английским, умеет грамотно составлять предложения, владеет грамматикой. Основная функция Lex! - обогащение словарного запаса. Вы устанавливаете программу на компьютере или ноутбуке и приступаете к занятиям. На мониторе увидите слова, предложения, фразы, которые нужно будет запомнить воспроизвести (письменно и устно). В сочетании с обучающим материалом идут тесты на выявление уровня, которого достигли в Lex!. Это позволяет понять, сколько пройдено и что ждет вас впереди.

Кроме изучения английского, методика тренирует память, что полезно для учеников разного возраста.

Метод Мюллера

Эта инновационная методика задействует сознательные и подсознательные стороны нашего мышления. Станислав Мюллер обратился к техникам нейропсихологии, которые помогают активизировать ранее скрытые возможности. В основе два приема - метод голографической памяти и система сверхобучаемости:

    Голографическая память помогает ученику выделить главное, выработать способность к интенсивному усвоению нового материала. Студент начинает логически выстраивать поток знаний, удобно для себя систематизировать каждую его деталь.

    Система сверхобучаемости позволяет ускорить процесс обучения. материал усваивается легче, быстрее и энергоэкономно. Техника грамотно рассчитывает рабочие силы, учебный процесс не утомляет.

Методика идеально подходит для студентов в возрасте 16-18 лет. В изучении английского с детьми лучше отдать предпочтение другим программам.


Советы, как быстро выучить английский язык самостоятельно

Какой бы метод вы не выбрали, для закрепления знаний требуется дополнительная отработка материала. Особенно в проблемных моментах. Чувствуете пробел - его нужно вовремя восполнить. Дадим полезные советы, которые сделают ваше обучение максимально эффективным.

  • Заведите личный словарик. Это может быть простой блокнот, в который вы будете выписывать сложные слов и правила, которые никак не можете запомнить, путаетесь при построении предложения. Но записать не значит закрыть и забыть. Периодически блокнот нужно просматривать и проговаривать слова и фразы сначала про себя, а затем вслух. Три-четыре раза в неделю будет вполне достаточно.
  • Записывайте себя на диктофон. Это нужно для того, чтобы понять, насколько верно вы произносите звуки и их сочетания в различных транскрипциях. Отрывок текста из книги, глава из учебника, стихотворение - используйте жанр на свое усмотрение. Главное четко проговаривать слова и стараться делать интонационные ударения.
  • Стикеры в помощь. Прошли тему - запишите тезисно основные моменты на стикер и расклейте в самых видных местах своего дома: на холодильнике, двери, стене у компьютера. Чем чаще записи буду появляться у вас перед глазами, тем быстрее вы закрепите материал.

  • Больше говорите на английском. Даже если вокруг вас нет носителей языка, ведите диалог со своими близкими, родителями, братьями и сестрами, друзьями. Задавайте им обычные вопросы только на english. И помогайте в ответах. Так вы почувствуете себя и учеником, и учителем, проверите свой уровень, насколько вы способны видеть и исправлять ошибки.

И занимайтесь в радость. Очень важен настрой, с которым вы садитесь за учебники. Информация усваивается гораздо легче, когда вы ее хотите принять. Успехов в учебе!

«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа

«Скажите мне - я забуду,
Покажите мне - я запомню,
Вовлеките меня - я пойму».
Китайская пословица

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н.А.Умов

Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.

Человек запоминает

  • 10% того, что он читает,
  • 20% того, что слышит,
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
  • 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский

Требования к методам обучения

Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.

Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
  • От уровня подготовленности учащихся.
  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современного урока

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

  • Создается доброжелательная атмосфера.
  • Формируется высокий уровень мотивации.
  • Придаётся большое значение способам учебной работы.
  • Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Организационные основания урока

  • Работают все и работает каждый.
  • Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
  • Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
  • Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
  • Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик - активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель - консультант, наставник, партнер.

Задача учителя - определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения

  • Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
  • Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
  • Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
  • Каждый метод имеет своё предметное содержание.
  • Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Моя личная позиция

  • Оптимальное сочетание форм работы на уроке.
  • Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
  • Развитие мыслительных процессов у учащихся.
  • Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
  • Реализация принципа индивидуального подхода.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Наиболее продуктивными считаю:

  • Игровые формы;
  • Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Создание конкретных ситуаций, их анализ;
  • Постановка вопросов, активизирующих диалог.

Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Игра

«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».С. Френе

  • позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
  • способствуют лучшему усвоению знаний;
  • вызывают интерес к познанию;
  • формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Изображение: ds63teremok.edusev.ru

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд) – этот афоризм крайне актуален в наше время. Но можно ли справляться со старыми делами и притом успевать получать новые знания? Ответ — можно.

Вот способы быстрого обучения, которые помогут получить новый навык и расширить профессиональную компетенцию без потери качества.

1. Учите что-нибудь ещё (или просто представьте, что учите)

Исследование Университета Вашингтона в Сент-Луисе говорит, что человек быстрее учится и лучше запоминает информацию, если думает, что ему нужно освоить ещё что-то дополнительно. Ожидание следующей задачи изменяет мышление так, что человек сам вырабатывает более эффективный подход к запоминанию.

Джон Нестойко, специалист в области психологии и автор исследования, говорит по этому поводу следующее: «Когда учителя готовятся к преподаванию, они стремятся найти ключевые моменты, опорные точки, чтобы организовать информацию в единую структуру. Студенты, которым приходится «работать на два фронта», поступают похожим образом. Поэтому их результаты лучше».

2. Учитесь «короткими очередями»

Эксперты Центра академического успеха штата Луизиана предлагают посвящать изучению нового материала 30-50 минут. Ассистент по обучению выпускников Эллен Данн говорит, что занятия сроком меньше 30 или больше 50 минут неэффективны. В первом случае мозг не выходит на пиковую производительность, а во втором – получает слишком много информации. Отработайте 30-50 минут, а затем сделайте перерыв в 5-10 минут.

«Короткие, но частые занятия эффективнее, чем долгие и редкие», – соглашается Нил Старр, ментор курсов Университета Западных Губернаторов. Это некоммерческий университет, в котором студенты, в среднем, получают степень бакалавра за 2,5 года.

3. Делайте записи в блокноте

Способы быстрого обучения не обойдутся без письменной работы. Сейчас заметки легко набираются в ноутбуке или смартфоне, но делая их в бумажном виде, вы будете запоминать лучше. Исследователи из Принстонского и Калифорнийского университетов заметили, что студенты, которые помечают лекции вручную, продуктивнее усваивают основную информацию на занятиях. Запись в ноутбук, во-первых, часто сведена к простому переводу звука в текст, а во-вторых, сопряжена с отвлекающими факторами (интернет, электронная почта, мессенджеры).

С помощью следующих советов вы можете прокачать навык ведения заметок, сделав их очень полезным инструментом:

Записывайте своими словами – так легче запомнить сейчас и разобраться потом.
Оставляйте между основными идеями пустые строки, чтобы можно было вернуться позже и дополнить мысль.
Используйте собственную систему сокращений и обозначений, чтобы экономить время.
Записывайте фразы, ключевые идеи, а не полные предложения или абзацы.
Учитесь извлекать важную и игнорировать тривиальную информацию.

4. Повторяйте информацию короткими периодическими сессиями

Автор книги «Как мы учимся: когда, где и почему это происходит» Бенедикт Кэри говорит, что повторение изученной информации эффективно, если человек «соблюдает дистанцию». Он приводит сравнение с поливом газона: можно поливать лужайку один раз в неделю 90 минут, а можно – три раза по 30 минут. Очевидно, второй вариант более полезен для травы.

Поэтому Кэри рекомендует повторять информацию с интервалом в 1-2 дня после первого усвоения. Так вы постоянно «поднимаете» знания на поверхность, не давая им утонуть в глубинах памяти. Подобный метод будет необходим до тех пор, пока они надёжно не закрепятся и «найдут» своё место в голове.

5. Учитесь, спите и снова учитесь

Недавно в журнале Psychological Science были опубликованы результаты эксперимента, проведённого во Франции. В нём испытуемых разделили на две группы и дали по 16 слов, переведённых с языка суахили на французский. У обеих групп занятия были разделены на две сессии.

Первая группа занималась утром и вечером, а вторая проходила одно занятие вечером, затем спала и утром получала второй урок. Во время проверок стало известно, что участники, спавшие между занятиями, вспоминали примерно 10 слов из 16, а те, кто не спал – около 7,5.

Учёный-психолог Стефани Мацца из Университета Лиона пишет: «Наши результаты показывают, что переплетение сна с учебными сеансами значительно ускоряет обучение, способствует лучшему и более долгому запоминанию, сокращает время усвоения информации. Предыдущие исследования демонстрировали, что сон – один из лучших помощников в учёбе. А теперь видно, что ещё лучше, если они фактически идут бок о бок».

6. Меняйте подходы

Изменение метода тренировки помогает быстрее нарастить мышцы. Чем чаще человек использует одни и те же упражнения, тем хуже отзываются на рост его мускулы. Организм как бы привыкает к однотонным и одинаковым нагрузкам. Примерно так же происходит и с мозгом.

Реконсолидация (изменение подхода) поднимает имеющиеся в голове данные и модифицирует их благодаря новым условиям. За счёт смены способов знания хорошо хранятся и легко извлекаются в будущем. Например, если вы учите иностранный язык, занимайтесь не только на групповых уроках, но и с преподавателем индивидуально или попробуйте общаться с носителями языка из разных стран по skype.

7. Пробуйте мнемонические приёмы

Способы быстрого обучения часто включают в себя мнемонику. Такие практики помогают запоминать большое количество информации с помощью звуков, образов и ассоциаций. Распространённый пример мнемонического приёма – поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она помогает по первым буквам вспомнить, в каком порядке идут цвета в радуге: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Мнемоника упрощает, обобщает и сжимает информацию. Такой навык будет серьёзным преимуществом для студентов-юристов или медиков, а также для людей, которые изучают новый язык.

8. Пейте достаточно воды

Вода полезна для кожи, правильной работы внутренних систем организма и его общей функциональности. А ещё она, как ни странно, делает нас умнее. В одном из исследований студенты показали лучший результат на экзамене, когда брали с собой бутылку воды. Когда человек не пьёт воду, мозг перегружается, ему требуется больше времени для выполнения задач.

9. Соединяйте новое со знакомым

Чем лучше человек связывает новые знания с уже имеющимися, тем эффективнее он запоминает.

Память играет центральную роль в способности выполнять сложные последовательные задачи, например, применять знания к проблемам, с которыми человек раньше не сталкивался, или делать новые выводы на основе старых и известных фактов.

Если новую информацию «приклеить» к старой, хорошо знакомой, крепче запомнятся обе.

Такие способы быстрого обучения использует Илон Маск. Он говорит, что рассматривает знания как семантическое дерево. То есть перед тем, как изучать новое Маск проверяет, действительно ли он хорошо разбирается в уже полученных базовых принципах. До мелких листьев и плодов (новых знаний) можно добраться только через корень и крупные ветви (основы).