Борьба с игил переходит на новый уровень: как twitter ведет войну с халифатом. Халифат сделал «стоп-кадр дней месяца Шавваль

растущую угрозу международной безопасности со стороны новой террористической группировки под названием «Халифат Хорасан». Это формирование заметно укрепилось в Ираке, Сирии и Центральной Азии – речь, прежде всего, о Пакистане, Афганистане и ряде стран СНГ.

Волна так называемой «арабской весны» серьезно повлияла на изменчивость исламистских и джихадистских группировок – боевики одной группы с легкостью переходят в другую. Когда то или иное террористическое формирование попадает под запрет, основной костяк банды сохраняется, просто меняется название. Иногда это название может совпадать даже с названием чужой группировки. Термин «Хорасан» очень распространен у персоязычных народов, отмечают аналитики.

Еще три года назад издание The New York Times вышло со статьей, которая доказывала, что новая террористическая группировка «Халифат Хорасан» в гораздо большей степени заинтересована с совершении терактов против Соединенных Штатов и американских структур за рубежом. По данным газеты, это новое формирование состоит в основном из радикалов «Аль-Каиды», которые прибыли из Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В их планах также осуществление вербовки в западных государствах и США.

Разведка Соединенных Штатов считают новый «Халифат» составной частью «Аль-Каиды», орудующей на Аравийском полуострове. Еще несколько лет назад чиновники в Вашингтоне предупреждали об опасности «Хорасана», у которого есть все необходимые ресурсы и деньги для совершения, к примеру, атак на самолеты по аналогии с 9/11. Более того, что особо беспокоит американских разведчиков – то, что среди членов террористической организации есть немало выходцев из западных стран с паспортами этих государств.

Про группировку «Хорасан», состоящую из выходцев «Аль-Каиды» и не первый год уже воюющую в САР, западная пресса писала неоднократно. Это название впервые упоминалось еще во времена американского вторжения в Афганистан в 2001 году – тогда организация была вынуждена перебазироваться в Пакистан, чтобы позже создать халифат в Нангархаре со столицей в Джелалабаде.

По некоторым данным, возглавляет Хорасан Мухсин аль-Фадхли – близкий сторонник Усамы бен Ладена.По другим, группировка была создана примерно 20 лет назад неким египтянином Мухаммедом Исламбули, братом джихадиста, соучастника убийства президента страны Анвара Садата в 1981 году. Истамбули в девяностые годы поучаствовал во многих террористических группировках в Афганистане и Пакистане. Первоначально основным местом боевых действия был вовсе не Ближний, а Средний Восток. К 2012 году группировка египетского джихадиста присоединилась к военным действиям в Сирии и Йемене – тогда «Хорасан» стал союзником «Джебхат ан-Нусры» и запрещенной в РФ группировки ИГ.

Позже, уже весной 2015, «Халифат», действовавший преимущественно в Пакистане, смог вновь проникнуть на север Афганистана – к нему тут же примкнули (не без боя в некоторых случаях) боевики Талибана, «Аль-Каиды», сети Хаккани. По некоторой информации, большинство из членов группировки «Хорасан» в настоящий момент – выходцы из стран бывшего Советского Союза (с Южного Кавказа и Южной Азии), которые ранее участвовали в боях в Ираке и Сирии, а позже были переправлены вдоль туркменской границы. Там к радикалам присоединились местные экстремисты и активисты-сунниты исламской политической партии Афганистана. В результате переговоров со всеми заинтересованными террористами боевиками «Халифата Хорасан» было объявлено о создании провинции Халифата, которая должна включать в себя территорию Пакистана и Афганистана.


После успешных антитеррористических действий России и ряда международных игроков в Сирии и Ираке, в результате которых террористы ИГ, их опорные пункты и их экономическая составляющая, фактически оказались разгромлены, «Хорасан» начал более активно закреплять в Афганистане. Боевики уже не сосредоточены на попытках подчинить себе нефтяную отрасль Сирии – теперь они берут под контроль афганский наркотрафик (речь, прежде всего, о героине), который приносит ничуть не меньше средств. Афганистан удобен для Халифата и тем, что именно там особенно удобно набирать в свои ряды новых боевиков за счет жителей Центральной Азии. В настоящий момент на границах Таджикистана, Афганистана и Туркмении создается значительная террористическая группировка численность в несколько тысяч человек, именующих себя членами «Хорасана». По данным американской разведки, в ближайшее время пополнить ряды группировки могут еще несколько тысяч экстремистов, которые возвращаются домой с Ирака и САР.

Вероятно, верховные лидеры джихадистов понимают, что хорошо распиаренный ИГ уже не сможет вернуть былые позиции. Боевики группировки расходятся по другим, более мелким, группам, которые в конечном итоге могут позже слиться в «Хорасан». Есть вероятность, что этот Халифат – своеобразная «реинкарнация» идей «Исламского государства», особенно с учетом того, что у них уже появилась своя провинция, которая должна включить в себя весь Пакистан и Афганистан. Что будет дальше и как американские войска будут пытаться победить радикалов в Афганистане, попробуем рассказать уже в одном из следующих материалов.

В халифате было создано министерство пропаганды, которое в 2014–2016 годах возглавлял А. аль-Аднани, являвшийся также официальным пресс-секретарем ИГ. Ведомство занималось организацией изготовления и распространения экстремистского контента на основе указаний Правового совета «Исламского государства» и Главного военного командования. В структуру министерства пропаганды входили департамент СМИ, основные и вспомогательные медиаагентства, а также действовавшие относительно самостоятельно медиаофисы внутри и за пределами ИГ – всего более 30 структур со своим персоналом. Информационная продукция распространялась через традиционные СМИ и интернет-пространство, причем последнему отдавался приоритет.

“ Зарплата в медиаструктурах ИГ намного превышала довольствие террористов, рискующих жизнью на поле боя ”

К середине 2015 года техническими специалистами халифата и сторонниками ИГ в разных странах было создано огромное сообщество, которое распространяло пропагандистские материалы террористов по всему миру. Ему противостояли спецслужбы и органы контроля Интернета во многих государствах, которые регулярно удаляли аккаунты, связанные с «Исламским государством», но те достаточно быстро восстанавливались, часто под прежними именами. Техническое управление министерства пропаганды стало широко использовать боты, постоянно рассылавшие пользователям экстремистские материалы.

Все это позволило экспертам говорить о возникновении Виртуального халифата в мировом интернет-пространстве. Через него сторонники террористов в зарубежных странах, мусульманская молодежь, придерживающаяся радикальных взглядов, могли знакомиться с материалами, подготовленными департаментом СМИ халифата, а также общаться между собой, слушать и читать проповеди экстремистски настроенных проповедников. По оценкам Госдепартамента США, в начале 2015 года от имени ИГ ежедневно генерировалось более 90 тысяч твитов и социальных откликов.

Следует признать, что все пропагандистские материалы ИГ изготавливались с высоким качеством, отличались доходчивостью и наглядностью, содержали инфографику, другие средства привлечения внимания читателей и пользователей. Тексты дополнялись фото- и видеоматериалами с мест событий, что создавало эффект присутствия, еще больше заинтересовывая аудиторию.

По имеющейся информации, ИГ тратило на пропагандистскую деятельность десятки и даже сотни миллионов долларов. В информационных органах халифата работали несколько сотен высококвалифицированных специалистов: журналистов, операторов, монтажеров, представителей других специальностей. Среди них имелись представители разных государств, готовящих материалы для аудиторий своих стран и регионов, которые оперативно переводили с арабского на другие языки подготовленные министерством пропаганды материалы. В 2016 году контент переводился на 40 языков, включая достаточно редкие, что позволяло знакомить с ИГ большое количество пользователей Интернета.

Зарплата таких сотрудников намного превышала довольствие пехоты ИГ, рискующей жизнью на поле боя. Следует отметить, что сотрудники министерства пропаганды работали на самой современной аппаратуре и оргтехнике, что обеспечивало высокое качество выпускаемых материалов.

Другой особенностью пропагандистской работы министерства пропаганды халифата являлось создание корпоративного стиля – унификация логотипов и шрифтов, способов подачи материалов. Особое внимание уделялось оперативному освещению крупных терактов. Они подавались как официальные пресс-релизы, схожие с используемыми мировыми информационными агентствами.

Наиболее активно в министерстве пропаганды ИГ действовали следующие информационно-пропагандистские структуры:

  • медиацентр «Аль-Хаят» специализировался на распространении экстремистской идеологии среди иностранных граждан, выпускал пропагандистские журналы «Дабик», «Исток», «Дар-аль-Ислам», «Константинополь», «Румия» и ряд других на иностранных языках, включая русский; а также полнометражные фильмы;
  • новостное агентство «Аамак» выдавало ежедневные текстовые и видеосводки из районов боевых действий в Ираке, Сирии и других странах;
  • новостное агентство «Нащир ньюс» выпускало новости и фоторепортажи о проведенных боевиками ИГ и их сторонниками подрывных акциях;
  • новостное агентство «Аль-Баян» распространяло через Интернет аудиосводки о боевой активности отрядов ИГ, а также издавало еженедельную газету «Аль-Наба»;
  • медиаагентство «Фурат» готовило и распространяло видеофильмы о «счастливой жизни» жителей халифата, а также материалы религиозного содержания;
  • издательство «Аль-Химма» распространяло религиозно-экстремистские обращения для жителей халифата и арабских стран;
  • региональные медиаагентства в Египте (Синайский полуостров), Ливии, Йемене, Афганистане, Пакистане, Филиппинах, Нигерии, Сомали и некоторых других странах распространяли сводки, фото- и видеорепортажи из районов проведения акций боевиками группировок, присягнувших на верность «Исламскому государству»;
  • медиацентр «Ащхад» занимался тиражированием электронных плакатов, листовок и инфографики;
  • медиаагентство «Римах» отвечало за распространение материалов видеопропаганды;
  • медиацентр «Аджнад» готовил и размещал в Интернете видеоматериалы с религиозными песнопениями экстремистской направленности.

В ногу со временем

Характер пропагандистского контента в соответствии с указаниями руководства и идеологов ИГ претерпевал изменения в соответствии со складывавшейся обстановкой. Первоначально главное внимание уделялось показу и восхвалению «идеального государственного формирования», созданного на основе опыта Арабского халифата, существовавшего в VII–IX веках, который относился к крупнейшим империям в мировой истории.

“ Количество желающих стать смертниками не только не уменьшалось, но в определенные моменты даже увеличивалось ”

Пропагандисты ИГ готовили материалы под заголовками типа «Идеальный халифат – рай на Земле», «Успешное управление территориями в рамках халифата», «Безусловное главенство шариата». Распространялись специально снятые сюжеты о повседневной жизни городов и сел со счастливыми людьми, живущими в атмосфере праздника, о справедливых чиновниках, успешно управлявших повседневной жизнью халифата и следящих за нравами.

Затем стало появляться все больше сюжетов о сверхжестких расправах с теми, кто совершал «религиозные преступления», врагами ИГ, пленными, не согласившимися вступить в ряды организации. Демонстрация казней с натуралистическими подробностями преследовала цель запугать врагов и заставить их отказаться от борьбы с халифатом.

В разгар боевых действий против ИГ в Ираке, а затем в Сирии особое внимание уделялось сюжетам о последствиях воздушных налетов «безжалостных крестоносцев» на мирные города и села с показом большого количества жертв, преимущественно малолетних детей и женщин. Эти материалы сопровождались призывами к мести тем, кто приказывал наносить удары, а также непосредственным исполнителям.

Для привлечения из-за рубежа добровольцев, желающих участвовать в вооруженной борьбе с противниками ИГ, создавались специальные фильмы, где сочетались фрагменты о великой истории халифата, его «счастливой жизни», а также о преступлениях «врагов-крестоносцев», стремящихся уничтожить этот «рай на Земле» и всех его жителей. Одновременно показывались примеры «милосердия и атмосферы товарищества» среди участвовавших в боях. Подобные материалы готовились на многих иностранных языках и, следует признать, были действенными, так как способствовали прибытию из-за рубежа нескольких десятков тысяч новобранцев.

Когда ход боевых действий начал складываться неблагоприятно для ИГ, стало выпускаться большое количество пропагандистских материалов, призывавших боевиков и сторонников к совершению суицидных террористических актов. Этот контент, особенно видеофильмы готовились на высоком художественном уровне с использованием специальных приемов и оказывали, насколько можно судить, большое эмоциональное воздействие на аудиторию. По этой причине количество желающих стать смертниками не только не уменьшалось, но в определенные моменты даже увеличивалось. В последнее время стали готовиться такого рода материалы, предназначенные для подростков и женщин.

Поражения в Ираке и Сирии внесли изменения в содержание пропагандистских материалов ИГ. В сводках и фильмах демонстрировались «подвиги и доблесть» боевиков, успешно противостоявших превосходящим силам противника. Для зарубежной аудитории готовились материалы, призывавшие к переходу к тактике «волка-одиночки», использованию новых приемов атак в городских условиях.

Наибольшие масштабы деятельность министерства пропаганды ИГ отмечались в 2015 и особенно в 2016 году. Ежедневно выпускалось до 80 различных текстовых, аудио, фото- и видеоматериалов, в социальных сетях появлялось более 10 тысяч постов, связанных с ИГ, только в твиттере создавалось до тысячи новых аккаунтов. Виртуальный халифат, несмотря на оказывавшееся ему противодействие, не снижал активности.

Осколки медиаимперии

Основные пропагандистские структуры министерства пропаганды размещались в иракском Мосуле и сирийской Ракке. Они управляли и координировали деятельность всех медиаагентств, издательств и региональных организаций. После потери этих городов централизованное руководство закончилось, часть структур закрылась, другие перешли на автономный режим работы. Прекратился выпуск всех журналов, значительно уменьшилось количество видеофильмов.

В январе – октябре 2017 года было произведено около семи тысяч различных сводок и информационных материалов с логотипом ИГ. Их качество значительно ухудшилось. Почти перестали выходить материалы на иностранных языках. Большая часть видеоматериалов представляла съемки отдельных боев или компиляцию из сюжетов, которые использовались в фильмах 2015–2016 годов.

В ноябре-декабре наблюдался дальнейший спад в информационно-пропагандистской деятельности потерпевшей поражение террористической группировки. Отмечено появление коротких сводок агентства «Аамак» об отдельных атаках уцелевших отрядов ИГ в пустынных районах в Ираке и Сирии, фото- и видеофрагменты стали редкостью. Из Сети исчезли объемные пропагандистские материалы, уменьшилось число аккаунтов и постов сторонников террористической группировки. К настоящему времени информационная активность свелась к листовкам, часто плохого качества изготовления.

Можно констатировать, что вместе с поражением военного ядра «Исламского государства» серьезный ущерб был нанесен и Виртуальному халифату, который потерял возможности вести подрывную работу в глобальном масштабе. Однако информационные бои еще не закончены. Попыток воссоздания нового пропагандистского центра террористов можно ждать там, где для этого будут созданы благоприятные условия.

Исламское государство. Армия террора Вайс Майкл

«ТВИТТЕР» И ХАЛИФАТ

«ТВИТТЕР» И ХАЛИФАТ

«Звон мечей» несколько раз выставлялся на YouTube (и столько же раз его оттуда удаляли) и на файлообменных сайтах, таких как archive.org и justpaste. it, а боевики и «фанаты» ИГИЛ усердно продвигали его в «Твиттере» и на «Фейсбуке». Это помогло не только максимально расширить его зрительскую аудиторию, но и заглушить голоса противников и критиков 3 . «Все должны знать, что мы не то, что они думают, - заявил нам медиаактивист ИГИЛ из Алеппо, и нечто подобное мы слышали постоянно. - У нас есть инженеры, у нас есть врачи, у нас есть прекрасные медиаактивисты. Мы не танзим (организация), мы - государство».

Несмотря на такую самоуверенность, пропаганда ИГИЛ страдает тем же, чем все попытки продвижения мессианских идей: она формирует ложные ожидания, что неизбежно приводит к крушению иллюзий. Шираз Майер описывает это так: «Толпы иностранных джихадистов проникают в Сирию, а через несколько дней или недель они начинают жаловаться на вынужденное безделье и скуку. В фильмах все выглядит куда драматичнее и увлекательнее».

Мы выяснили, что одним из наименее исследованных социальных медиа, используемых ИГИЛ, стало Zello - кодированное приложение для смартфонов и компьютеров, которое позволяет пользователям создавать каналы обмена аудиосообщениями. Часто используемое на Ближнем Востоке продемократическими активистами, скрывающимися от бдительного ока авторитарного правительства, Zello недавно было взято на вооружение ИГИЛ и благодаря сочувствующему «Исламскому государству» продвинутому пользователю Ансару «ад-Дауля аль-Исламийя» стало предоставлять пошаговое руководство по совершению байята аль-Багдади. По существу, это приложение превращает мобильный телефон в портативную рацию, посредством которой любой интересующийся ИГИЛ или ищущий способы вступить в нее может слушать проповеди ее священнослужителей.

Будучи невероятно удобным для пользователя, Zello обрело популярность и среди юношеской аудитории ИГИЛ. По словам Ахмеда Ахмеда, сирийского журналиста из Сахл аль-Габа, провинция Хама, два молодых парня из его деревни примкнули к ИГИЛ, послушав проповеди, передававшиеся через Zello. Мухаммед, 14-летний подросток, работавший в южной Турции, пропал при переходе границы в Баб аль-Хаве в октябре 2014 г. В ответ на призыв о помощи отца Мухаммеда Ахмед разместил в «Фейсбуке» обращение к своим друзьям и коллегам с просьбой сообщить любую информацию об этом подростке. Примерно через час, как рассказал нам Ахмед, Мухаммед позвонил отцу с иракской границы и сказал: «Я со своими братьями».

Услышав эту новость, отец Мухаммеда был потрясен. Позже он рассказал Ахмеду, что его сын регулярно слушал проповеди ИГИЛ по Zello. «Отец предупреждал его, говорил, что эти проповеди лгут. Но парень отвечал, что ему хочется послушать, о чем там говорят. Большинство молодых людей примкнули к ИГИЛ, наслушавшись их проповедей».

Но ИГИЛ умеет «промывать мозги» молодежи не только с помощью современных технологий. В мае 2014 г. ее боевики похитили в Минбидже 153 школьников в возрасте 13–14 лет, когда те возвращались домой в Кобани после сдачи экзаменов в Алеппо. Поместив этих детей в шариатский тренировочный лагерь, игиловцы держали их в заложниках несколько месяцев и отпустили на свободу только в сентябре. По словам двух журналистов из Хама, близко знающих семьи нескольких похищенных детей, некоторые подростки решили добровольно остаться и вступить в ряды ИГИЛ даже после того, как им предложили вернуться домой.

Родственник одного из таких новобранцев рассказал, что его двоюродный брат отказался ехать к матери, несмотря на настойчивые советы местного эмира ИГИЛ вернуться. Мать сообщила эмиру, что она вдова, а этот мальчик, Ахмед Хемак, ее единственный сын, и следовательно, по учению ислама, он должен был оставаться с матерью. Но подросток, переменив свои убеждения, стал практически неуправляем и ни за что не хотел порывать с движением.

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Когда был Кордовский халифат? Андалусом мавры называли все земли на Пиренейском полуострове, которые считали своими. Вначале это были области, признававшие власть багдадского халифа и подчинявшиеся его наместнику-эмиру, жившему в Кордове. Но при эмире Абдаррахмане I

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Как распался Кордовский халифат? Предсказание последнего правителя Кордовы Альманзора сбылось по вине его сына Абдаррахмана.После кончины Альманзора халифом считался Хишам II (тот самый, что 33 года просидел во дворце-тюрьме), но на самом деле всем заправлял Абдаррахман. В

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 3 Арабский халифат Смерть пророка поставила перед руководителями арабов-мусульман нелегкую задачу: кто теперь будет их главой? Речь шла не только и не столько о религиозном вожде, сколько о правителе быстро растущего государства, хотя в представлении сподвижников

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Аббасидов (750–1258) Вскоре власть Омейядов окончательно рухнула, и на смену им пришли халифы новой династии. Хотя Аббасиды стали господствовать почти над всей территорией халифата – только в Испании бежавший туда один из Омейядов создал независимый от них

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат аббасидов Власть Омейядов пала в 750 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 747 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

6. Кордовский халифат. Хасдай Основанное арабами в Испании государство (711 г.) расширилось и достигло процветания в X веке. Оно занимало весь центр и юг Пиренейского полуострова, с большими городами: Кордова, Севилья, Толедо, Гренада. Небольшие христианские королевства

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 14. Арабский Халифат § 1. Возникновение ХалифатаВ VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были «обречены на триумф». Их питал Древний Алтай - родник духа тюркского народа. И Средняя Азия - земля творцов, поэтов, ученых - наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н. э. возникли ранние

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были «обречены на триумф». Их питал Древний Алтай – родник духа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об исламе, поняли:

автора Шредер Эрик

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Хроники мусульманских государств I-VII вв. Хиджры автора Али-заде Айдын Ариф оглы

Раздел I ХАЛИФАТ

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были обречены на триумф. Их питал Древний Алтай – родник духа тюркского народа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

Image caption В пропагандистских сюжетах ИГ часто фигурируют живущие на подконтрольных ей территориях дети - их показывают счастливыми

Идиллические картины жизни на территории, оккупированной террористической организацией "Исламское государство", лежат в основе пропаганды экстремистов в интернете. Но по мере того как ИГ теряет территорию в Сирии и Ираке, исчезает ли ее "виртуальный халифат"?

Запрещенная в России группировка "Исламское государство" находится на грани краха в Сирии и Ираке.

Всего несколько дней назад ИГ , свой последний оплот на сирийской территории. Потере города предшествовали поражения , Таль-Афаре и .

"Исламского государства" именно как некоего "государства" больше нет - сегодня оно существует в виде горстки территорий, удерживаемых повстанцами.

Кликните Как изменились подконтрольные ИГ территории с 2015 года

2017


2015


Территория важна для ИГ, но для организации, которая много лет сохраняла сильное присутствие в интернете, она не играет решающей роли. Впрочем, сказать, что ИГ сможет полноценно существовать лишь благодаря онлайн-присутствию, тоже нельзя.

ИГ не исчезнет, но и не будет процветать как в последние несколько лет - и не в последнюю очередь потому, что его пропагандистская машина фактически уничтожена.

Карнавалы и мешки денег

Последние три года я отслеживаю связанные с ИГ арабоязычные СМИ и стараюсь уловить новые тенденции в пропаганде группировки.

Сегодня ее пропагандистская система находится в как никогда подавленном состоянии.

Вот уже несколько месяцев ИГ всеми силами старается отвлечь внимание своих сторонников от потери "халифатом" территорий.

Image caption Дети катаются на надувной горке в городе Табка - пропаганда ИГ образца 2015 года

Когда я впервые начал изучать летом 2015 года, группировка выпускала более 200 материалов в неделю - это были видеосюжеты, радиопрограммы, статьи и фоторепортажи.

Каждый день в нескольких десятках новостных выпусков освещалась, часто с подменой фактов, ситуация на поле боя.

ИГ не просто бездумно делала пропаганду, она создавала бренд.

Люди, управляющие пропагандистской системой группировки, могли выйти напрямую на "халифа" и имели отношение ко всем аспектам жизни на оккупированных территориях.

Они принимали участие во всем - от военных дел и террористических операций за пределами подконтрольной территории до проектов по ирригации и управления движением на дорогах.

Они отвечали за создание утопической картины жизни в "халифате" - яркой и пропитанной фальшью.

С этой целью ИГ выпускала сюжеты о ярмарках, где беззаботно играют дети, о распространении современных лекарств среди больных и престарелых, о бедных и обездоленных, которым выдавались огромные суммы денег.

Image caption Важным аспектом пропаганды был образ сытой жизни в "халифате"

Сегодня пропагандисты ИГ с трудом выпускают по 20 сюжетов в неделю.

И это не все, что изменилось, - посыл о радостной и сытой жизни в "халифате" исчез из их пропагандистских материалов почти полностью.

За последние недели им удалось выпустить разве что фоторепортажи о сборе винограда в Египте и борьбе с наркотрафиком в Афганистане.

Основная составляющая бренда ИГ сегодня - это война, и стиль материалов стал весьма однобоким.

Вместо кадров с детьми на надувных горках съемки подростков в траншеях или за рулем начиненных взрывчаткой автомобилей.

Цель пропагандистов ИГ - укрепить боевой дух, показав, что бойцы группировки с готовностью идут под пули и пристыдить тех, у кого еще остаются сомнения.

Новая "норма"

Эта смена тона произошла под воздействием трех важных факторов.

Image caption Сегодня главный герой пропаганды ИГ - боевик на поле боя

Первый из них - потеря завоеванных территорий: распространять материалы о "нормальной" жизни на оккупированных территориях почти невозможно в ситуации, когда тех, кто живет этой "нормальной" жизнью все труднее найти.

Даже в тех случаях, когда это удается, изготовление пропагандистского сюжета требует большой работы.

Когда ИГ потеряла контроль над крупными городами в Ираке и Сирии, где были расположены медиацентры, она утратила возможность как раньше выпускать пропаганду в промышленных масштабах.

Несколько центров по производству пропаганды, вероятно, еще функционируют в районе границы между Сирией и Ираком, но и они с каждым днем работают все медленнее.

Из-за этого все более заметную роль начинают играть сюжеты, которые делают за пределами основного массива оккупированной группировкой территории - в последнее время увеличивается доля контента, который производят аффилированные с ИГ группировки в районе Синая и в Афганистане.

Второй фактор - кадровый дефицит.

Как и основные полевые командиры группировки, ее высокопоставленные члены, контролирующие систему пропаганды, давно стали мишенью международной коалиции и ее союзников.

В прошлом году в результате авиаударов были убиты пресс-секретарь группировки и ее "министр пропаганды" Абу Фуркан.

Целью авиаударов коалиции становились многие операторы, монтажеры и продюсеры, занимавшие посты разных уровней в пропагандистской системе ИГ.

Многие из них были убиты, что не могло не отразиться на общем состоянии пропагандистской системы ИГ.

Третий фактор - то, что интернет перестал быть для экстремистов "безопасным пространством".

Благодаря ли информационным контратакам специалистов коалиции в интернете, или саморегуляции интернет-провайдеров, ИГ больше не может пользоваться для распространения пропаганды крупными социальными сетями и файлообменными сервисами.

Серьезная угроза

Результатом всего этого стало постепенное, но очевидное изменение в содержании пропаганды ИГ.

Это важный момент, и не только потому, что ИГ больше не может претендовать на столь сильное, как раньше, влияние на информационную сферу.

Image caption Член религиозного ополчения ИГ в Афганистане сжигает на камеру наркотики

Пропаганда всегда отражает общий уровень жизнеспособности производящей ее организации, так что распад бренда ИГ не предвещает ничего хорошего для судьбы группировки в Сирии и Ираке, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Это внушает оптимизм, но есть и плохие новости.

ИГ производит меньше пропаганды, чем когда-либо за период своего существования, но качество и амбициозность ее материалов по-прежнему на голову превосходят материалы соперников.

Несмотря на потери, которые группировка несет на поле боя в Сирии и Ираке, в интернете продолжают появляться материалы с инструкциями по подготовке террористических нападений.

Это серьезная угроза.

Еще одна угроза - активные сторонники ИГ, которые по-прежнему обмениваются инструкциями по изготовлению взрывчатки и ядовитых веществ.

Опасность не исчезла, она просто видоизменилась.

Еще очень рано говорить о конце ИГ - в Сирии, в Ираке, или в виртуальном пространстве.

Но не стоит игнорировать и тот факт, что основы группировки начинают шататься.

Чарли Уинтер - старш и й научный сотрудник Международного центра изучения радикализации Кингс-колледжа в Лондоне.

Микроблог Чарли Уинтера в "Твиттере" -

На удивление качественный обзор пропагандистской машины Халифата на BBC. У нас до сих пор сам Халифат и его деятельность склонны недооценивать, поэтому статья сможет познакомить с некоторыми особенностями и приемами информационно-психологической войны, которые применяют пропагандисты Халифата. Пожалуй самая интересная статья на тему пропаганды Халифата за последние пару-тройку месяцев.

"Исламское государство": как работает его пропаганда

Я уже довольно долгое время изучаю пропаганду так называемого "Исламского государства". Это часть моей ежедневной работы, и в обычный день, занимаясь этим делом, я абстрагируюсь и не реагирую эмоционально.
Я понимаю, что то, что передо мной предстает, отвратительно. Но я редко в полной мере испытываю ужас от увиденного. Однако 4 июля мои защитные механизмы не сработали, когда я увидел это видео, распространенное ИГ. Группу мальчиков-подростков выстроили в ряд, перед ними на коленях стояли, как было заявлено, солдаты армии Асада. Мальчики целились в затылок солдатам. Все это происходило в древнеримском театре в сирийской Пальмире.
Как всегда, я остановил видео перед моментом убийства. Я уже привык к сверхжестокости ИГ, но это видео отличалось от других. Дело в том, что на моем рабочем столе стоит сделанная почти пять лет назад семейная фотография, на которой запечатлены я, моя жена, отец и мачеха – в том самом римском театре. В то время я жил в Сирии, а они были одними из последних моих гостей перед тем, как я покинул эту стремительно скатывавшуюся к гражданской войне страну. Тогда я еще не догадывался, что ее ждет.


4 июля группировка ИГ распространила видео убийства, как было заявлено, "солдат армии Асада" в древнеримском театре

С тех пор я продолжал следить за происходившим в Сирии, изучая эволюцию его джихадистских группировок. Я постоянно натыкался на различные видео о том, как уничтожаются памятники древности, которые я когда-то с восхищением посещал – будь то цитадель Алеппо, крепость-амфитеатр в Босре или поразительно сохранившийся замок крестоносцев Крак де Шевалье. Но никогда я не видел ничего, подобного этому полному злорадства и ненависти видео, снятому в Пальмире. Никогда еще контраст между недавним прошлым и настоящим не был столь разительным. Несколько дней я не мог забыть это видео и постоянно возвращался к мыслям об этих солдатах и детях, которых использовали для убийства. Даже несмотря на мою тогдашнюю убежденность в том, что я понимаю, почему они делают подобные вещи, я не мог ответить на этот вопрос с полной, основанной на доказательствах, уверенностью. Я решил, что в дополнение к тем исследованиям, которые я уже провел, мне необходимо собрать данные, которые позволили бы мне изнутри понять психологию пропагандиста ИГ.

"Погрузиться в мир ИГ"

Вооруженный своими имеющимися знаниями, я хотел погрузиться в их мир, чтобы понять, для кого предназначены эти видео и как эти видеоматериалы отражают то, каким видит себя "Исламское государство". Мы знаем, что для идейных сторонников ИГ его милитаризованная пропаганда сверхжестокости привлекательна и доставляет удовольствие. А что насчет остальных? Как насчет тысяч мужчин, женщин и девушек, бросающих свои дома ради халифата ИГ?
Первое, что я сделал, зная, что такое погружение займет много времени, - я установил временные границы. Я решил отвести на эту работу, - по крайней мере, предварительно, - один месяц.
Так что все 30 дней мусульманского месяца Шавваль, начинающегося, согласно календарю самого "Исламского государства", 17 июля и заканчивающегося 15 августа, я проводил по два часа в день, изучая сеть сторонников ИГ, пишущих в "Твиттере" на арабском языке, просеивая через мелкое сито различные формы и методы пропаганды и используя для этого комбинации бесчисленных хэштегов, используемых пропагандистами "Исламского государства".


Карта активности СМИ ИГ

То, что я нашел, меня поразило, но не из-за своей жестокости. Всего за 30 дней официальные пропагандисты ИГ создали и распространили 1146 различных образцов пропаганды: подборки фотографий, видеоролики, аудиозаписи заявлений, сводки радионовостей, текстовые обзоры, журналы, плакаты, брошюры, теологические трактаты – список можно продолжать еще долго.
После того как одинаковые пропагандистские материалы на разных языках были сгруппированы (выпуски новостей по радио и текстовые обзоры выпускались на шести языках), оказалось, что всего было выпущено 892 образца. Все они были представлены в единой форме и очень хорошо выполнены – до мельчайших деталей.
Я ожидал, что пропагандистских материалов ИГ в сети немало, но никак не мог подумать, что их будет так много. Мне было интересно узнать, что думают об этом другие эксперты, и я связался с послом Альберто Фернандесом, директором Центра стратегических антитеррористических коммуникаций (CSCC) – команды, созданной Госдепартаментом США и занимающейся противодействием пропаганде "Исламского государства" в интернете.
Он быстро ответил, сообщив, что, хотя для него это и не было большим сюрпризом, материалов оказалось намного больше, чем он ожидал. Это поразительный уровень пропагандистской активности, с которым, вероятно, не могут сравниться никакие другие негосударственные экстремистские движения, независимо от того, прибегают они к насилию или нет.

30 дней месяца Шавваль

Я решил подробно проанализировать полученную выборку данных. Поначалу образцы пропаганды, опубликованные за 30 дней месяца Шавваль, выглядели знакомо. Там были элементы, которые я встречал раз за разом, такие как аудио- и текстовые сводки о военных подвигах ИГ за предыдущий день. Они появлялись ежедневно, с завидной методичностью. Кроме этого, в сети появлялся обычный коктейль из материалов о гражданской жизни, о военных операциях, о сверхжестоких расправах, а также о примерах милосердия и атмосфере товарищества в рядах боевиков, которая так привлекательна для иностранных рекрутов. В некоторые дни определенные темы появлялись чаще других.


Содержание пропагандистских материалов было обширным и меняющимся

Чаще всего подчеркивалась утопическая идея социальной справедливости, работающей экономики, религиозной "чистоты" и постоянного расширения "халифата". В другие дни больше рассказывалось о военной подготовке и парадах, а также о проведении боевых операций. Кроме этих довольно поверхностных наблюдений, можно сказать, что содержание пропагандистских материалов было настолько обширным и меняющимся, что коротко охарактеризовать его было непросто. Например, в типичный день 23-го числа месяца Шавваль были опубликованы 50 различных пропагандистских материалов. Фоторепортажи и видео включали кадры наступлений ИГ на севере Сирии и восхваления погибших в Салахуддине.
Фотографии на тему жертвенности представляли собой картины последствий воздушных налетов "крестоносцев-сефевидов" в иракских провинциях Анбар и Киркук. Однако большей частью пропагандисты были заняты тщательной проработкой темы "нормальной" жизни. 32 материала из 50 демонстрировали "мирную" жизнь: обучение штукатуров в мастерской Мосула, распространение газет в Фалудже, ремонт тротуаров в Талафаре, установку телефонных линий в Кайяре, конфискации и сжигание сигарет в Шаркате и даже загон верблюдов в Бир-аль-Касабе.

Усилия ИГ по поддержанию своего "бренда" отличаются неумолимой настойчивостью. Определенные темы и ключевые сюжеты выделяются в общем потоке, но лишь через месяц после начала этого исследования я смог выделить основные тенденции. Поняв это, я наткнулся на секрет медийной стратегии ИГ: "производить, производить, производить". Создавая такое большое количество материалов, что становится невозможно за ними уследить, медийщики ИГ сделать для нас невозможным понимание того, чем они занимаются. Они вываливают в интернет столько материалов, что становится невозможно разобрать, какой "бренд" они создают. Они дезориентируют своих противников и в то же самое время привлекают любопытных и беззащитных.
Однако, вооруженный базой данных, собранных за месяц Шавваль, и возможностью задним умом оценить ситуацию, я мог эту проблему обойти. Этот пропагандистский лабиринт может быть разобран на части. Вскоре я понял, что проект, который я начал как свою личную попытку залезть в голову пропагандиста ИГ, стал чем-то намного большим.


Одна из подборок фотографий была посвящена казни гея

Когда в моих руках оказался структурированный архив, я начал выделять тенденции, закономерности и аномалии. С самого начала поразительным было отсутствие жестокостей. Из прошлых исследований я знал, что "бренд" ИГ – это нечто гораздо большее, чем пролитие крови его врагов , но в первые несколько дней Шавваля эти мотивы полностью отсутствовали. В ретроспективе это имело смысл.

Утопия "халифата"

Месяц Шавваль, наступающий сразу после Рамадана, начинается праздником разговения Ид аль-Фитр. ИГ предсказуемо попыталось на этом сыграть. Его СМИ должны демонстрировать своей аудитории, что как внутри, так и за пределами "халифата" с Идом в стиле ИГ ничто не может сравниться. Для этого пропагандисты сосредоточились на двух элементах утопии "Исламского государства" – религии и социальной жизни его "граждан".
Они смаковали сцены раздачи милостыни нуждающимся в Сирии и Ливии и посвятили огромное количество времени показу праздничных молитв и общей атмосферы праздника - дети, играющие на аттракционах, игрушки и сладости, раздаваемые сиротам, бойцы, сидящие в первых рядах и распевающие песни, пьющие чай и смеющиеся над чем-то вместе. В какой-то момент появилась даже трансляция передачи официальной радиостанции ИГ "Аль-Байян", в которой "случайные прохожие" рассказывали о своих впечатлениях от праздника - конечно, исключительно восторженных.

Через какое-то время, когда Рамадан уже ушел в прошлое, картины взрослых, играющих с детьми, начали сочетаться с ежедневными материалами на военные темы. Подборки фотографий о выращивании дынь, различных ремеслах и предприятиях, о природе, конфискации сигарет и уборке улиц почти ежедневно перемежались с фотографиями боевиков в масках, обстреливающих из минометов какие-то цели, осквернения груд тел убитых "врагов" и хвастовства захваченными трофеями.
Кроме этих тщательно подобранных фотогалерей (их было 696), были опубликованы 64 видео, посвященные различным сторонам функционирования ИГ как "государства" – от регистрации браков и работы чиновников, отвечающих за пекарни, до неумолимого разрушения "идолопоклоннических" памятников "религиозной полицией" и ужасных публичных экзекуций людей, обвиненных в "религиозных преступлениях". В одном случае мужчина, обвиненный в гомосексуальности, был сброшен с крыши и забит камнями собравшейся разъяренной толпой.


Дети в парке развлечений - еще один элемент пропаганды ИГ

На каждые два видео о повседневной жизни было одно, рассказывающее о военных аспектах операций ИГ: обучение новых рекрутов владению снайперским оружием, "мученики", читающие свои завещания, перед тем как взорвать себя, а также тщательно срежиссированные атаки на позиции неприятеля.
На фоне постоянного сочетания картин мирной и военной жизни пропагандисты постоянно разыгрывали ноту виктимизации – постоянно демонстрируя тела убитых и изувеченных детей, женщин и стариков, пытаясь выжать максимум политической выгоды из побочных потерь, вызванных воздушными ударами противника. Независимо от того, показывали ли они последствия ударов сирийской армии или международной коалиции, картины были неизменно ужасающими, и это позволяло легитимировать существование объявленного ИГ "халифата" и оправдывать бесчисленные преступления его боевиков.
Вопреки появившимся в июле бесчисленным сообщениям о том, что ИГ смягчает уровень собственной жестокости, спектр демонстрируемых актов насилия никогда существенно не сокращался.
Уже на пятый день месяца Шавваль в интернете появилось видео, на котором было показано, как солдата сирийских правительственных войск в провинции Хама убивают выстрелом в спину и сбрасывают с обрыва.
Четырьмя днями позже появилось видео обезглавливания "шпионов" в Ираке и еще через несколько дней – видео, на котором группу "врагов" ИГ в Афганистане связывают и взрывают зарядом взрывчатки, на котором их заставили сидеть.

Мотивы жестокости

Чем дальше, тем яснее становились мотивы этих публичных убийств . Таким образом посылалось предупреждение, но не международному сообществу. Целевой аудиторией этих видео были потенциальные недовольные, живущие на территории, контролируемой ИГ.


Боевики ИГ в бассейне - казалось бы, обычная жизнь...

Их ставили перед дилеммой – оставайтесь с нами и живите в утопии ИГ или помогайте врагу и умрите чудовищной смертью. Важно то, что эти предупреждения появлялись не часто. Пропагандисты ИГ хотели запугать и ожесточить свою аудиторию, но они не хотели, чтобы эти сцены насилия стали привычными. Месседж был гораздо сложнее, и одним лишь насилием передать его было невозможно.
Одного я не ожидал – в отличие о того, что я заметил в первый год "халифата" ИГ, - очень мало времени было посвящено идеям принадлежности и милосердия, одно время бывшими основой публичной дипломатии ИГ.
Лишь пару раз пропагандисты попытались привлечь иностранных рекрутов идеями товарищества и дружбы в рядах бойцов. В основном призывы к новым рекрутам имели религиозное содержание. Точно так же очень малая пропорция месячного потока пропаганды была посвящена обещаниям амнистии раскаявшимся противникам ИГ. До этого ИГ часто хвалилась этой политикой. Все это – индикатор того, что пропагандисты подстраивают свою работу под более широкую стратегию руководства "Исламского государства".

Не проходило и дня без того, чтобы пропагандистская машина ИГ не выпускала очередную порцию материалов. Отдельные части каждого пакета пропаганды, рассмотренные в изоляции, мало что значили.
Однако в сочетании друг с другом они представляли картину жизни этой группировки, в которой каждый мог что-то найти для себя: жестокие наказания оппонентов, чтобы привлечь сторонников и напугать врагов, процветающее сельское хозяйство и промышленность для тех, кто ищет материального благополучия, неотвратимость наказания в виде отрубания конечностей, побиения камнями и обезглавливания для тех, кому дорого торжество порядка и закона, не говоря уже об убежденных иностранных джихадистах, стремящихся жить по правилам шариата в самой средневековой его интерпретации. И все это – в сопровождении картин живописных ландшафтов и живой природы, оттеняющих картину рая. Одно несомненно – "бренд" ИГ тотален. Когда я изучил эту базу данных, я понял, что пропаганда направлена не только на прославление ИГ за границей – вербовку новых сторонников, поддержание интереса симпатизирующих и привлечение спонсоров. Она также предназначена для того, чтобы удерживать ситуацию внутри ИГ.

Пропаганда при отсутствии свободы СМИ

Поставьте себя на место любого человека, живущего на территории, контролируемой ИГ. У вас нет свободного доступа к интернету, а в те редкие моменты, когда он есть, вам в затылок дышит боевик ИГ, следящий за каждым вашим шагом. На территориях ИГ нет свободы информации - альтернативных точек зрения, нет новостей, подвергающих сомнению его пропаганду. Здесь нет ничего, кроме "новостей", предлагаемых пропагандистами ИГ, и трансляций, осуществляемых по всей территории множеством импровизированных "СМИ".


Идиллические картины перемежаются с кадрами расправ над "врагами"

В брошюрах, раздаваемых на этих "медийных пунктах", видео, транслируемых на больших экранах, и сводках новостей, звучащих из репродукторов, распространяется лишь идеализированный пропагандистами имидж "халифата". Аудитория находится в плену у этих новостей в прямом и переносном смысле этого слова. В некотором смысле то же самое происходит и в интернете. Я занимался этим ради своего исследования, но для многих сторонников ИГ пропаганда – единственный источник новостей и информации. Социальные сети известны своими объединяющими единомышленников группами. Пользователи сами выбирают свою виртуальную жизнь без оглядки на "мелочи" и нюансы. Когда эта динамика совпадает с отравляющей пропагандой, такой, какая исходит от ИГ, эта пропаганда становится еще более действенной. Даже если поклонники ИГ в интернете имеют открытый доступ к другим идеям и точкам зрения, они почти не ищут их и не обращают на них внимание. Они становятся психологически зависимыми от маркетинговой модели ИГ. В июле я начал исследование с целью более глубоко разобраться в стратегии пропаганды ИГ. Однако результат стал намного более полезным. Имея их полную медийную картину, пусть даже лишь за один месяц, я имел возможность вычленить и оценить средства, с помощью которых эта группировка создает свой имидж – как внутри, так и за пределами собственных границ.
Возможно, те, кто борются с ИГ, смогут более эффективно противостоять его информационной монополии, если они будут вооружены точным знанием того, какую картину хотят создать люди, принимающие в ИГ решения. Это проект и его продолжение могут им в этом помочь.

Чарли Уинтер
Старший исследователь фонда Quilliam