Биография шейха саида афанди. Кто стоит за убийством шейха Саида Афанди Чиркейского? Обращаясь к читателям, он пишет

Настоящее имя алима - Саид Абдурахманович Ацаев. Он родился 21 октября 1937 года в селении Чиркей Буйнакского района Дагестана. По некоторым данным, мальчик появился на свет в ту великую ночь, когда определяется судьба человека. Отец Саида трижды прочитал суру «Ясин» и обратился ко Всевышнему с дуа, чтобы сын его твёрдой поступью шёл по пути Ислама и никогда не сворачивал с него. Отец просил Аллаха, чтобы мальчик стал учёным,

который бы обучал основам исламского вероучения новое поколение. И это в те годы, когда любая религия в молодой Советской республике была под строжайшим запретом.

Часто отец читал малышу перед сном суру «аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался к звукам Корана.

Благой и кроткий нрав Саида проявился с самых первых дней его жизни. Мальчик рос удивительно спокойным, умным и терпеливым. Он никогда не вызывал недовольства или гнева со стороны взрослых или сверстников. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Еще в детстве Саиду снились особенные, мудрые сны. Отец говорил, что из него вырастет особенный человек. Но, к сожалению, мужчина не смог увидеть, каким станет его сын. В семилетнем возрасте Саид- афанди потерял отца.

Мальчику было нелегко пережить этот удар судьбы. Вопреки трудностям, при настойчивости матери Саид завершил начатое к тому времени чтение Корана. Закончив семилетнюю школу, юноша начинает пасти сельские стада овец, чтобы заработать денег и помочь матери.

Спустя четыре года его призвали в армию. Во время службы в Каунасе он выполнял все предписания Ислама: совершал пятикратный намаз, держал посты, сторонился харамной пищи и поступков. Так продолжалось на протяжении трех лет его армейской повинности в атеистическое советское время.

Вернувшись со службы домой, Саид-афанди продолжил работать чабаном в селе. Он уводил отары овец в горы и там в любую погоду - в метель, снег, дождь или ветер - он каждый раз совершал омовение и сам произносил азан, после чего читал намаз. Затем он трудился на строительстве Чиркейской ГЭС после землетрясения в 1970 году.

В течение всех этих лет Саид-афанди постоянно помнил о желании отца видеть в нем хранителя исламских знаний. Он постоянно просил Всевышнего даровать возможность учиться и постигать прекрасные основы религии. Однако ответственность перед семьёй и материальные трудности не давали мечте осуществиться.

В возрасте 32 лет будущий алим оставляет должность в пожарной части и начинает изучать исламские науки, труды мусульманских учёных и суфийских шейхов. Он вступает на путь шазилийского тариката. Первым своим духовным наставником (устазом) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида Афанди.

Преодолевая трудности и благодаря дарованным Всевышним способностям юный алим успешно шёл к поставленной цели. Он жадно постигал все доступные ему религиозные науки. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти он знал любую изученную им книгу так, словно сам был её автором.

В последние годы Саид-афанди вёл духовно-просветительскую деятельность. Он часто выступал в прессе, давал интервью, писал книги, статьи и стихи. Его труды переведены на многие языки, в том числе на английский и на русский. Например, это книги «История пророков» и «Сокровищница благодатных знаний», которые стали наиболее читаемыми.

В жизни Саида-афанди аль-Чиркави много удивительного. Однако самым большим его чудом стала истикама - постоянство в следовании пути Истины, который был предначертан Аллахом.

28 августа 2012 года СМИ сообщили о смерти Саида Афанди. Вечером в его доме прогремел взрыв, в результате которого погибли семь человек, включая шейха и террористку-смертницу. По предварительным данным, взрывное устройство привела в действие некая Аминат Сапрыкина - супруга одного из участников бандподполья. 29 августа в Дагестане объявлен днём траура по случаю смерти шейха Саида Афанди аль-Чиркави. Проститься с ним пришли десятки тысяч людей.

Саид Афанди аль-Чиркави считался одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов накшбандийского и шазалийского тарикатов. Он оказывал большое влияние на работу Духовного управления мусульман Дагестана. Также он был признанным духовным лидером мусульман Дагестана и специалистом в области шафиитского мазхаба и ашаритской акыды.

Саид Афанди аль-Чиркави был женат, имел четырёх детей.

Да примет Всевышний его шахаду. Аминь.

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана.

Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.

У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха ﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.

К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом ﷻ, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?». Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех».

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему:«Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Гениальная простота и точность мыслей: «Подтверждением существования Бога является наличие этого мира [с его явной (захир) и скрытой (батын) сторонами]. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному.»

Саид-Афанди аль-Чиркави "Сокровищница благодатных знаний" /пер. с авар. яз./, книги досточтимого шейха Саида-афанди «Маджму‘ату-ль-фавāид» при участии канонического отдела Духовного управления мусульман Дагестана. — 3-е изд. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — 475 с.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему: «Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллâха чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело.

Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб («ось», «полюс» - шейх, который считается главой учителей своего времени) из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карамат) является истикама - его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

Несмотря на огромное число мюридов, которые приходили к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-тодеяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время.

Благодатные знания...

/отрывки из книги/

Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний.

Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала. Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте. В одной из книг Саида афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я - всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Из сокровищницы: Что является подтверждением существования Бога?

Подтверждением существования Бога является наличие этого мира [с его явной (захир) и скрытой (батын)сторонами]. Поистине, у каждой вещи есть свой создатель - тот, кто изготовил или смастерил ее. По-другому не бывает. Это в равной мере относится к солнцу, луне, звездам и всему сотворенному.

Гениальная простота и точность мыслей. И никому не дано опровергнуть постулаты выдающегося дагестанского богослова. В книге таких мест в книге много. Человек, чье образование 7 классов сельской школы совпало с войной, озаренный знаниями, оставил такое наследие.

У них тоже есть свой Создатель, ибо они не могли, как и все остальное в этом мире, возникнуть сами по себе. У всего сущего - один Творец - Всевышний Аллах, Который управляет всем и вся.

Как-то, еще в советские времена, на эту тему произошел разговор между одним работником КГБ, отрицавшим существование Бога, и простым мусульманином. В конце дискуссии верующий задал безбожнику такие вопросы: «Есть ли у каждого дома хозяин?», «Есть ли в каждом селе руководитель?», «Есть ли в каждом районе глава?», «Есть ли в каждой области обком?», «Есть ли в каждом государстве его руководитель?». На все эти вопросы безбожник ответил: «Да, есть!». «Тогда, - продолжил мусульманин, - вполне логично, что и этот мир с его упорядоченной и гармоничной системой также должен иметь своего владыку. И кто же он?» Тут безбожник, не зная, что сказать в ответ, замер в длительной паузе. Он побоялся признать Всевышнего Властелином этого мира. Другой безбожник в ультимативной форме заявил мусульманину: «Если Аллах есть, тогда покажи мне Его!».

В ответ на это верующий подвел его к электрическому проводу и спросил:

Ты уверен, что по этому проводу проходит электрический ток?

Да! - ответил тот.

Ты действительно уверен, что здесь есть ток? - переспросил он его.

Да! Конечно, здесь есть ток! - с уверенностью ответил безбожник.

Тогда покажи мне его, - попросил верующий.

Безбожник не нашел, что ему ответить.

Знания о вере в атрибуты Всевышнего Аллâха в достаточном для нас виде раскрыты в книге «Бустан аваристан» (религиозно-нравственное сочинение дагестанского автора Сиражуддина Ободи). Тот, кто прочтет ее и достигнет этого уровня знаний, не ошибется в своем вероубеждении, иншаАллâх.

Представьте себе, что некий писатель пишет о том, как один правитель взял в свои руки весь мир. Разве будет прав читатель, если подумает, что у правителя такие огромные руки? Разве писатель преследовал цель донести до читательской аудитории такое неверное понимание? Подумайте и над этим примером, дорогие братья. Ибо, если сказать тому читателю, что человеку не свойственно иметь такие огромные руки, он может оспорить это, заявив, что этому есть аргумент - слово из книги. Что же поделать, если у него не хватает знаний и ума даже для осмысления такого примитивного факта. На такого человека похожи и те, кто толкует Священный Коран на свой манер.

Толкование Корана делится на четыре части

К первой части относятся знания, без которых человеку невозможно обойтись и которые нельзя переиначить. На-пример, это знания о том, что Аллâх один.

Вторая часть - это толкование, которое связано сознанием арабского языка: достаточно знать арабский язык, чтобы передать смысл. Например, такие слова из Корана: «Когда Аллâх спросил у пророка Мусы: «Что в твоей правой руке, Муса?», тот ответил: «Посох, на который я опираюсь и которым сбиваю с ветвей листья для овец» (Коран, 20:17-18).

Третья часть - это та, которую не может толковать никто, кроме богословов и людей, обладающих совершенными, всесторонними и глубокими знаниями в религии (аррасихун). Для того чтобы называться словом «ар-расихун», ученый должен обладать четырьмя качествами: во-первых, он должен быть истинно богобоязненным в выполнении обязанностей перед Всевышним; во-вторых, в обществе людей он должен видеть себя приниженным в собственных глазах; в-третьих, он должен быть полностью отрешенным от мирского; в-четвертых, он должен уметь противостоять своей низменной душе (нафсу) и владеть достаточным уровнем знаний, чтобы уметь черпать знания из Корана и хадисов.

Я не знаю человека более глупого, нежели тот, кто самочинно относит себя к таким людям. Богословы, утвердившиеся в глубоких знаниях (ар-расихун), говорят: «Основа неверия заключается в толковании Корана по внешнему умозаключению или буквальному переводу.

К четвертой части относится толкование аятов, истинный смысл которых известен только Аллâху». Кто может сказать что-либо сверх сказанного Ибн ‘Аббасом? Очевидно, что он сказал достаточно. Как можем мы утверждать, что в Коране есть места, которые не понимал Пророк, когда он был ниспослан ему для разъяснения людям? Ведь и в самом Коране сказано: «Я ниспослал тебе, о Мухаммад, Коран, чтобы ты разъяснил людям те нормы шариата, которые они не понимают, - повеления, предостережения, разрешенное и запретное». И сами хадисы Пророка являются разъяснением (шарх) Корана. Поэтому один из ученых (‘алимов) сказал, что если между пониманием Корана и хадисов возникнет противоречие, то отдавать предпочтение следует хадисам, поскольку Коран является кратким по форме изложением, где собрано все, и поэтому постичь его невозможно. Приведенный выше аят служит доказательством того, что хадисы являются толкованием Корана.

«Сокровищница благодатных знаний» ‒ название и содержание книги после неспешного прочтения в начале 2000-х врезались в память, гениальная простота и точность мыслей автора. Книгу (первое издание) подарил мне ее издатель, директор ИД «Ансар», выразив восхищение автором, мне неизвестным. Я не представляла - какое влияние окажет на меня подаренная книга, совершенный труд богослова. Книга ‒ собеседник, светлый остров уединения, где душа и мысли находят блага покоя и отдохновения. Автор — один из самых влиятельных исламских лидеров на всем Кавказе, образованный богослов на равных говорит с простыми мусульманами. Слишком расхваливать книгу-сокровищницу неуместно, это не понравилось бы шейху, мира ему и покровительства Всевышнего. Саид афанди аль-Чиркави — признанный народом Дагестана проповедник Ислама, после себя оставил благодатное гуманитарное наследие, которое станет вкладом в богословскую науку, исламоведение, исламскую культуру. Жаль, очень жаль, что плодовитый аварский мыслитель, философ и богослов больше не напишет пронзительно-искренних, глубоких трактатов об Исламе и Всевышнем. Кто продолжит в Исламе путь шейха?

В Дагестане произошло наиболее значимое и наиболее серьезное по возможным военным и политическим последствиям убийство религиозного деятеля за все постсоветские годы.

«В дом шейха вошла женщина. Она была молодой, красивой и беременной, поэтому охрана не стала ее обыскивать. Войдя внутрь, она села напротив шейха.

Я русская, хочу принять ислам, – спокойно сказала женщина.

Что ж, очень хорошо, – ответил шейх. В этот момент прогремел взрыв.

Модное, но скромное платье скрывало не будущего ребёнка, но пояс шахидки. Погибли 7 человек: сам 75-летний шейх, его 57-летняя жена, ученики, в числе убитых 12-летний мальчик, который пришел в дом священнослужителя со своими родителями. От взрыва пострадали еще несколько прихожан. Они доставлены в больницу. Террористка-смертница была взрослой женщиной». Впоследствии сообщили и имя убийцы – это жительница Махачкалы Аминат Курбанова, в девичестве Алла Сапрыкина. Русская, принявшая ислам, вдова трёх моджахедов.

Речь идёт о гибели около 16:50 моск. времени 28 августа 2012 года Шейха Саида Афанди Чиркейского – самого влиятельного суфийского шейха на Кавказе, устаза Накшбандийского и Шазалийского тарикатов.

Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы шестнадцатого века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других – еретиком и наместником Ада.

Шейх Саид Афанди аль-Чиркави или Чиркейский (паспортное имя Саид Абдурахманович Ацаев) по национальности был аварец (это самый многочисленный народ современного Дагестана). Родился и жил в с. Чиркей Буйнакского района. Осиротел в семь лет, с 7-го класса работал чабаном, после армии – пожарным, в 32 года начал основательно изучать тарикат и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Иджаза (право иметь своих мюридов-учеников) получил в начале 1980-х гг. от Месеясул Мухаммад ал-Хучади из с. Нечаевка Кизилюртовского района. Вскоре шейх приобрел феноменальное влияние. По словам экспертов-исламоведов, арабский он знал посредственно, зато на аварском писал стихи и статьи. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.

К началу 90-х он стал самым авторитетным духовным лидером Дагестана. Главное и до сих пор до конца не отрефлексированное достижение покойного – ему удалось заключить негласный «исламский конкордат» с властями республики, практически взять под контроль всю религиозную жизнь Дагестана и оказывать большое влияние на светскую политику.

Аппарат формально светского российского Дагестана стал использоваться для распространения идей, влияния и принципов тарикатов Нашкбадийя и Шазилийя, которые представлял шейх. В Чечне тот же процесс открыто начал в интересах тариката Кадирийя наследственный шейх Кадирийя Ахмад Кадыров (а затем продолжили члены его рода, самый публично известный из которых – Рамзан Кадыров).

Довольно быстро светскую Чечню удалось превратилась в государство политического ислама тариката Кадирийя.

Но в Дагестане по каким-то причинам этот процесс пошел не столь гладко. Саид-Афанди удалось подчинить своему влиянию и светскую власть и остальных суфийских шейхов, однако «суфиизация» Дагестана наткнулась на сопротивление заметной части мусульман, не приемлющих суфизм кто по теоретическо- богословским соображениям, кто – из-за его социальной практики, в постсоветских условиях принимавшей иногда уродливые формы. Они объединились вокруг конкурирующего проекта – салафийя, «чистый ислам», или, как его принято называть в России – ваххабизм. Между ними развернулась настоящая гражданская войн, в которой одна сторона – суфии – пользуются поддержкой российского государства.

Шейх не занимал формальных постов. Однако реально с первой половины 1990-х годов он контролировал Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМРД), где все значимые позиции занимали его мюриды. Это – один из важных центров власти, через который проходят и большие финансовые средства (только общая прибыль от организации большого хаджа достигает 10-15 млн. долларов ежегодно). Шейх оказывал влияние на правительство республики, число его мюридов (прямых учеников, находящейся на постоянной связи с учителем и беспрекословно выполняющих его указания в любой сфере – и духовной и светской) десять лет назад насчитывало 10 тысяч, сегодня, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч человек. Среди этих мюридов есть высокопоставленные чиновники, силовики и крупные предприниматели. Причем не только в Дагестане и других районах РФ, но и в Азербайджане. Мюридом шейха был, например, расстрелянный в июне 2009 года министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. В дом шейха за советом ездил и сам глава республики Магомедсалам Магомедов, и другие руководители. А для, наверное, половины практикующих и не очень мусульман Дагестана – не-ваххабитов, он был просто духовным лидером и авторитетом.

Шейха похоронили в соответствии с канонами Ислама в день гибели до захода солнца. На кладбище в его родовом селе Чиркей Байнакского района, пришли свыше 100 тысяч человек (население Дагестана – чуть менее 3 млн.).

То, что убийство будет иметь самые серьезные последствия – уже ясно.

Но вот какие именно, сколько и какой крови прольется теперь – ответ на этот вопрос зависит от другого ответа: Кто это сделал? Вот главный вопрос сегодня.

Президент, Народное Собрание и правительство Республики Дагестан сделали заявление, в котором явно намекают на «ваххабитов»: «Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей».

Через четыре часа после убийства под руководством президента Дагестана Магомедсалама Магомедова состоялось экстренное совещание Совета безопасности республики.

На нем М. Магомедов предложил организовать отряды самообороны для наказания «этих бандитов», под которыми, очевидно, имелись в виду «ваххабиты»: «Я думаю, что сегодня мы примем решение в каждом городе, в каждом районе организовать отряды самообороны, дружины из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов. Это поручение всем руководителям городов и районов. Все, что для этого необходимо – организационно и материально – мы должны сделать. И деньги, и все необходимое для этого мы должны найти», – сказал президент.

Власть явно стремится получить свою пользу от этого теракта. Создание «дружин», по сути, это создание новой силовой структуры, и очень серьезной структуры, развернутой «во всех городах и районах», которая, видимо, будет подчиняться лично президенту. Какона сможет помочь в борьбе с законспирированным городским подпольем и с лесными партизанскими отрядами, с которыми безуспешно воюют все спецслужбы страны вкупе с регулярной армией? Никак. Зато ее польза очевидна в качестве инструмента влияния на массы населения и личного силового ресурса действующего президента. Вопрос, против кого ее собирается использовать Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов – безусловно, интересен, но заслуживает отдельного рассмотрения.

Так что самый первый ответ на вопрос «Кто?», казалось бы, напрашивается сам собой:

а). Дагестанская местная власть. Уж очень быстро, уже через четыре часа после взрыва, власть начала отрабатывать теракт. (Шейх был убит или в 16:30 или 16:50, разные официальные сообщения дают разные цифры, а Экстренное заседание Совбеза началось примерно в 21).

Однако я думаю, что его все же следует исключить, вероятность этого сценария, как и вероятность других версий из того же круга:

б). Попытка подсидеть действующего президента.

в). Борьба за передел денег на хадж.

– близки к нулю

Я согласен с Константином Казениным: «Убийство Саида-эфенди наверняка потянет за собой попытки спровоцировать серьезное противостояние по этой линии, то есть вовлечь в смуту тысячи и тысячи верующих. Учитывая растущую социальную роль ислама в Дагестане, такой результат будет гибельным для региона в целом.

На первый взгляд, выгодоприобретателями такого развития событий будут оппоненты и конкуренты нынешнего главы Дагестана. Но заказчиков я бы среди них не искал: уж очень трудно предположить, что кто-то из них захочет возглавить регион, если предварительно удастся запустить в нем описанный только что сценарий ».

Версия

г). Иностранные спецслужбы: Израиль – США – Англия – КСА – Пакистан –Турция – Грузия, это основные кандидаты Вероятность этой версии я тоже считаю близкой к нулю. Во-первых, потому, что никто из них не заинтересован в том, чтобы взорвать регион. Во-вторых, потому что у них вряд ли хватит оперативных возможностей провести такую операцию без риска того, что российские коллеги представят неопровержимые доказательства их участия, со всеми вытекающими дипломатическими и кадровыми последствиями. На такой риск ни одно правительство не пойдёт. Ирана в этом списке нет, о нем мы поговорим отдельно.

Версия

д). «Лесные».

На первый взгляд именно она представляется самой вероятной, и именно ее уже озвучивают власти.

Как я уже сказал выше, президент Дагестана указал на «ваххабитов» уже через четыре часа после теракта, когда никаких данных расследования у него еще быть не могло.

МВД Дагестана на следующий день объявило виновниками «идеологов терроризма», и «экстремистов», которые «смертельно боялись»покойного.

Общественная палата РФ, орган, хоть и неконституционный и с непонятным статусом, но приближенный к действующей власти, в лице своей «Рабочей группы ОП по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе» (ею руководит Максим Шевченко) уже в день теракта обвинила в его организации руководство Имарата Кавказ: «Те, кто послал «живую бомбу», скорее всего, это бандит – Доку Умаров».

Действительно, шейх был главным идеологическим противником «ваххабитов», а многие силовики и чиновники, воевавшие с ними, являлись мюридами или почитателями Саида Афанди.

Однако при более пристальном рассмотрении у этой версии оказываются существенные минусы.

МВД явно лукавит, говоря о том, что «ваххабиты» «смертельно боялись» убитого. Начиная с конца 2010 года в Дагестане идет процесс национального диалога между двумя враждующими исламскими течениями, одним из инициаторов и столпов которого и был взорванный шейх.

Переговорный процесс в последнее время явно близился к успеху, СМИ, подконтрольные Духовного управления мусульман Республики Дагестан (а, значит, и Саид-Афанди) сбавили накал антиваххабитской риторики. Легальное крыло салафитов не только было полностью легализовано и не встречает препятствий в деятельности, но включено в правящий истеблишмент. Один из его лидеров Аббас Кебедов (брат находящегося в розыске основателя и руководителя дагестанского салафитского подолья Багаудина Кебедова) получил официальный статус, ныне он член Общественной палаты РД, член Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории РД.

Все это было, безусловно, выгодно салафитам, т.к. позволяло им вести беспрепятственную пропаганду своей версии ислама. В соседней Чечне салафия в любом виде просто под запретом. А в Дагестане салафизм начал процесс проникновения во власть с тем, чтобы использовать хотя бы часть мощностей государственного аппарата уже в своих интересах. Суфизм, истощенный многолетней войной на уничтожение, пошел на то, что бы «делиться» властью.

С другой стороны, всем очевидно, окажись «лесные», военное крыло салафитов, действительно виновными в этом убийстве – тотальное наступление на них неминуемо. При этом власти получат беспрецедентную поддержку со стороны населения Дагестана. Против них с рвением выступят не только абсолютно все последователи и сочувствующие «традиционного ислама», т.е. суфизма, значительная часть «неприсоединившихся», но и определенная часть сторонников ваххабизма. К такому тотальному наступлению «ваххабизм» не готов, и оно ему не нужно.

Аббас Кебедов и организация “Ахль сунна”, объединяющаяся стоящих на позициях салафийи религиозных деятелей, опубликовали сочувственные соболезнования.

Ни один из представителей ваххабитского подолья не взял на себя ответственность за теракт.

Сайты Имарата, включая Кавказ-Центр, ограничились выдержанной в умеренных тонах информацией о теракте, взятой из российских источников.

«Официальный сайт Вилаята Дагестан VDagestan.com» опубликовал 28 августа 2012 «Заявление редакции сайта по поводу убийства Саида Афанди»:

«Мы призываем мусульман, а также всю общественность не делать поспешных выводов о том, кто является инициатором, и кто на самом деле стоит за взрывом в Чиркее и убийством Саида Афанди. У нас нет информации о том, что моджахеды берут на себя ответственность за эти события.

Мы хотим подчеркнуть, что вот уже более 12 лет в Дагестане идёт Джихад, и всё это время моджахеды не предпринимали ни одного покушения на Саида Афанди, хотя всё это время они легко могли убить его».

Впрочем, все вышеизложенное еще не служит доказательством непричастности «ваххабитов».

Редакция VDagestan.com находится за границей и на момент опубликования заявления явно не имела связи с действующими на Кавказе боевиками.

«Легальная салафийя» ничего не может приказать «нелегальной». Вполне возможно, что у боевиков была своя точка зрения на переговорный процесс с «традиционным исламом» и на роль в нем Шейха Чиркейского. То, что боевое крыло более радикально, чем легальное – общее место в истории самых разных партизанских движений. Тем более, что примирение с суфиями в любом случае было вынужденным, в «традиционном исламе» и лично в шейхе салафиты продолжали видеть и своего идеологического противника, и человека, во многом ответственного за проводимые против них репрессии.

За три недели до теракта, 6 августа 2012, Амир Имарата Кавказ Докку Абу Усман (Докку Умаров) назначил нового командующего Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ амира Дагестана – Абу Мухаммада. Может быть, эта операция есть его “вступление в должность”. Спецслужбы, через газету «Коммерсантъ», вбросили в прессу именно эту версию: «Как стало известно “Ъ”, в организации взрыва, жертвой которого стал известнейший в Дагестане богослов шейх Саид Афанди Чиркейский, подозревается бывший амир кадарской бандгруппы Рустам Асельдеров. Отмечая свое назначение лидером северокавказских боевиков Доку Умаровым амиром вилаята Дагестан, он и отправил к шейху смертницу - 30-летнюю Аминат Сапрыкину».

Вообще, среди находящегося на Кавказе оперативного руководства моджахедов мало хороших тактиков, а хороших стратегов после убийства Анзора Астемирова не осталось вообще. Зато упёртых и политически близоруких догматиков – хватает.

Наконец, приказ об уничтожении могло дать, даже через голову Докку Умарова, и Аль-Каеда. Она могла посчитать, что ярко горящий очаг войны на Кавказе более соответствует сегодняшним целям «Мирового Джихада».

Единственная инстанция, которая могла бы внести ясность – находящееся на Кавказе «Командование Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ», но оно пока молчит.

Впрочем, у дагестанских боевиков, отличие от других «фронтов», почему-то не принято всегда публиковать полный перечень своих акций.

Молчание это может быть вызвано и тем, что уже после проведения операции, «лесным» объяснили все её возможные последствия. И командование боевиков приняло решение не брать ответственность на себя, что вполне в обычаях «мирового джихада».

В пользу ответственности «лесных» говорит и личность смертницы. Первым мужем Аллы-Аминат Сапрыкиной-Курбановой был Марат Курбанов, амир Махачкалы. Став приверженкой ваххабизма, она четырежды была замужем, все мужья занимали важные посты в подолье, трое ликвидированы силовиками. Сама она занималась вербовкой и подготовкой террористов-смертников.

То есть теракт совершен не новичком-одиночкой, но человеком из руководства подолья и, значит, санкционирован им.

Впрочем, у данного доказательства есть один изъян.

Про гибель Сапрыкиной уже сообщалось 5 мая 2012 года. Тогда в Махачкале был взорван пост полиции, и «по предварительной версии, в машине погибли смертница Муслимат Алиева и вербовщица Курбанова». В другом сообщении о взрыве, прогремевшем в Махачкале в начале мая, однако, говорилось, что «Личность их вербовщицы Аминат Курбановой пока не подтверждена». Опровержения о гибели Сапрыкиной-Курбановой, однако, не последовало. Скорее всего, власти просто не удосужились сделать это. Сейчас же сообщение о том, что «Женщина, совершившая самоподрыв в доме Шейха Саида-Апанди, официально опознана, это 30-летняя Курбанова (Сапрыкина) Аминат Андреевна», появилось на сайте МВД Дагестана.

Вроде бы, инцидент исчерпан. Но, как говорится, «осадок остался», и до конца быть уверенным в том, что именно Сапрыкина-Курбанова взорвала шейха, нельзя.

Версия

Русские власти. Как ни ужасно это звучит, но в современной РФ такое предположение не кажется абсурдным. Наоборот, Думаю, большая часть жителей Дагестана разделяет именно этот взгляд на случившееся. Причем власть не едина, разные группировки проводят разную политику. Это может быть решение вообще не Москвы, а Пятигорска (вряд ли) или Ростова (более вероятно). «Москва» как центр власти тоже не едина.

1). Те, кто это сделал, исповедуют теорию «управляемого кризиса».

2). Боятся, что Объединенный Дагестан скинет российскую власть.

3). Считают, что если гражданская война в Дагестане ослабнет, то моджахеды всерьез возьмутся уже непосредственно за федералов в Дагестане, в других регионах на Северном Кавказе. Сейчас подавляющую часть жертв составляют «местные», которых центру «не очень жалко». Но вот если боевики перейдут в центральную Россию – тогда, по мнению этих людей, и произойдет самое страшное. Татарстан усилил эти опасения и подтолкнул к «активным мерам».

Обращает на себя внимание такой вопиющий факт: За последнее время убиты почти все те видные представители, кто выступал за примирение между “ваххабитами” и “суфиями” – и со стороны «традиционного ислама», и со стороны салафитов. Шейх Муртазали Дагистани, муфтий, проф. Максуд-хаджи Садиков, суфийский шейх Сираджудин Хурикский, Муфтий Исмаил Бостанов (Исламский институт, Карачаево-Черкесия), имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров …

Шейх Саид Афанди, как уже было сказано, последнее время сдерживал своих мюридов от столкновений с «лесными».

Скорее всего, эти убийства «укладываются в систему, и за ними стоят те, кто хочет дестабилизировать ситуацию, и кто решил ныне, что хватит просто “раскачивать лодку” – пора ее перевернуть.

Примечательно, что по сведениям газеты «Коммерсантъ», опубликовавшей, со ссылкой на «источник в правоохранительных органах», эксклюзивную информацию о теракте: «Во властных структурах Дагестана уже говорят, что в отряды самообороны могут быть определены многочисленные мюриды (ученики) покойного шейха, которые уже сейчас готовы взять в руки оружие, чтобы отомстить за смерть своего духовного лидера ».

Вопрос о том, как объединенные в отряды самообороны мюриды шейха смогут найти организаторов теракта, которых безуспешно ищут лучшие силы всех спецслужб страны, «источник в правоохранительных органах» не раскрыл. Как вопрос, кому конкретно собираются мстить эти «многочисленные» отряды. Ведь очевидно, что и жертвы мщения «многочисленных отрядов» должны быть тоже многочисленны.

Версия

з). Иран .

В последние годы происходит постоянно усиливающееся проникновение Иран на Северный Кавказ. «В южном и других районах Дагестана нарастает шиитская экспансия, за которой стоит Иран. До меня доходила информация, что Иран пытается укрепить шиитские позиции в Дагестане: завозит грузовиками литературу, поддерживает тесные связи с местными политиками, выкупает земли в приморской полосе и уже как бы шагает за пределы традиционного ареала обитания шиизма на юге Дагестана», рассказал в интервью «Эхо Кавказа» местный эксперт Руслан Курбанов.

1000 человек из Дагестана в прошлом году прошли бесплатное обучение в главном шиитском центре – городе Кум в Иране, то же самое происходит и в этом году.

Одновременно в Азербайджане блокируется распространение суннизма.

Его исповедуют дагестанцы, живущие там, но положение суннитов достаточно сложное. Шейх Саид Афанди уже много лет объявлен в Азербайджане персоной нон грата. В находящихся на территории Азербайджана Закаталах и Белоканах проживает большое число его мюридов.

Северный Кавказ рассматривается как утраченная, но требующая возвращения, сфера влияния шиизма. Дагестан попал в сферу политического влияния сефевидской Персии в начале XVI в. В 1606 г. шах Аббас I занял Дербент, и с этого времени начались непрерывные завоевательные походы шиитов в глубь Дагестана. Главное же – Для Ирана укрепится на Северном Кавказе стратегически важно в перспективе разгорающейся все сильнее в мировом масштабе шиито- суннитской войны приближающегося Конца дней.

Иранская активность встречает в Дагестане организованное сопротивление и со стороны суфиев, и со стороны ваххабитов. 18 августа в Хасавюрте из автоматов были расстелены прихожане шиитской мечети, один убит и восемь ранены.

Так что в мирном Дагестане шансы распространить влияние шиизма малы. Иное дело в Дагестане горящем…

Вероятность этих версий я бы оценил так:

50% – русские власти; 40% – лесные (или чисто местная инициатива, или приказ от Аль-Каеды); 10% – Иран.

В любом случае Дагестан ждет полоса усиливающейся нестабильности.

Кроме всего прочего, это приведёт к усилению эмиграции дагестанцев в Россию и усилению там межнациональной напряжённости.

«Неужели настанет день, когда Ангел смерти придет за Дагестаном»? – воскликнул пару лет назад один духовных лидеров республики, говоря о том, что за последние годы в результате вооруженной борьбы «ваххабитов» и «тарикатистов» погибло около трех тысяч дагестанцев.

За прошедшее короткое время число убитых выросло, наверное, еще на тысячу.

Возможно, этот день настал 28 августа 2012 года в 16 часов 30 минут в селе Чиркей Буйнакского района. Ангел смерти пришел за Дагестаном.

Саид Абдурахманович Ацаев, более известный как Саид-афанди Чиркейский (авар. ЧIикIаса СагIид афанди; 21 октября 1937, Чиркей, Буйнакский район, ДАССР, РСФСР, СССР – 28 августа 2012, Чиркей, Буйнакский район, Дагестан, Россия) – суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов, с начала 1980-х годов один из духовных лидеров мусульман Дагестана, шафиит, ашарит.

Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая “черная вдова” Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат – Кадирийя – получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

“Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского – еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, – говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей”.

“Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, – отмечается в заявлении. – Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей”. Шейх Саид Афанди “твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма”.

Органы власти Дагестана подчеркнули, что “будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам”. “Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей”, – говорится в заявлении.