Академическая гребля. Гребля академическая — что это такое? Спортсмен по гребле как называется

В данном виде спорта существует 2 вида терминов:

1. Собирательные термины означают целостное движение либо комплекс движений, т.е.гребок.

2. Конкретные термины обозначают конкретные движения либо положение гребца. Например, подъезд, проводка, занос.

В не менее популярной игре снукер http://snookerist.ru/ есть также своя терминология, о которой можно узнать на указанном сайте.

1. Академическая гребля – это самый безупречный тип уключиной гребли.

2. Академические лодки – гребные суда с уключинами.

3. Амплитуда движений гребца – наибольшее отклонение туловища от вертикали к носу, а также корме лодки.

4. Акватория – область водоема, которую ограничивают натуральные либо искусственные ориентиры.

5. Баланс – один из элементов техники гребли. При такой технике гребец идеально управляет веслом, лодкой.

6. Банка – место в лодке, на котором сидит гребец.

7. Бассейн (гребной) – сооружение, имитирующее греблю на суше.

8. Безопорная фаза гребка – момент гребка, когда гребец не применяет силу для движения лодки.

9. Бон – сооружение, держащиеся на воде: применяют при причаливание, посадки, выхода экипажа.

10. Водоизмещение – величина разрешаемой нагрузки для судна.

11. Волноотбойник – приспособление, защищающее от попадания воды в судно.

12. Волновое сопротивление – величина сопротивления лодке.

13. Восьмерка – спортивная лодка с 8 местами.

14. Встречный курс – судна, которые двигаются навстречу друг другу.

15. Гидротормозитель – приспособление, позволяющее увеличить сопротивление лодки.

16. Гребок – цикл движений, которые выполняет гребец для движения лодки.

17. Гребной эргометр – прибор, измеряющий физическую работу спортсмена на суше, когда условия близки к натуральным.

18. Двойка – спортивная лодка с двумя местами.

19. Дрейф лодки – перемещение лодки с курса из-за бокового ветра.

20. Загребной – тот гребец, который задает темп, ритм гребли всему экипажу.

21. Каретка – часть банки, которая двигается.

22. Кильватер – тот след, который оставляет лодка после движения.

23. Корма – часть лодки (задняя).

24. Кроссинг – одна из лодок в ходе соревнования помешала движению по заданной дистанции другой лодки.

25. Мореходность лодки – способность судна держать курс, равновесие, управляемость в чрезвычайных условиях.

26. Нос лодки – часть лодки (передняя).

27. Нырок судна – вертикальные колебания лодки в движении.

28. Одиночка – спортивная лодка для одного спортсмена.

29. Остойчивость – способность судна держать равновесие, возвращаться к нему после прекращения внешнего влияния.

30. Переборка – перегородка в судне (водонепроницаемая).

31. Подножка – приспособление, необходимое для упора ног в судне.

32. Предохранительный шарик – шар из резины, размещенный на носу лодки. Он смягчает удар в случае столкновения.

33. Сениор – спортсмен (гребец), которому более 19 лет и выступает по разряду взрослых.

34. Система Альбано – деление дорожек для всех лодок на дистанции регат.

35. Скиф – гоночная лодка для одного гребца.

36. Скольжение лодки – движение судна после проводки.

37. Стартер – судья, который дает сигнал про начало гонки.

38. Стиль гребли – персональные особенности техники гребка.

39. Табанить – выполнение движение, которое останавливает лодку.

40. Хват весла – метод его держания.

41. Шлепок – след на воде от лопасти весла.

В соответствии с Международной классификацией гребцы обоих полов на соревнованиях делятся на возрастные категории. Юниоры до 18 лет. Те спортсмены, которым к началу регаты исполнилось 18 лет, относятся к возрастной категории сениоров.

  • сениоры группы А (все сениоры);
  • сениоры группы Б (спортсмены в возрасте от 19 до 21 года);
  • сениоры группы В (сюда не входят спортсмены, относящиеся к спортивным клубам).

Юные гребцы делятся на 5 возрастных категорий и на две группы в соответствии со спортивной квалификацией. Существуют следующие возрастные категории: 11-12, 13, 14, 15-16 и 17-18 лет.

  • группа 1 (все спортсмены)
  • группа 2 (сюда не входят спортсмены, объединенные спортивными клубами).

Год регаты совпадает с календарным годом. Рулевые являются членами команд, это означает, что, к примеру, лодка гребцов-мужчин может управляться только рулевым мужского пола. В гонках среди взрослых команд не устанавливается никаких возрастных или квалификационных ограничений.

Лодки гребцов-юношей, напротив, могут управляться только рулевыми - представителями юношеской категории (минимальный возраст 12 лет). Перед каждой гонкой рулевым необходимо подать сведения о своем минимальном весе.

Вес рулевых-мужчин должен составлять 50 кг, вес рулевых-женщин - 45 кг. Вес в 5 кг разрешается компенсировать с помощью балласта. Вес рулевого 17-18 лет независимо от пола должен составлять 45 кг (при максимальном весе балласта 5 кг). Балласт должен находиться неподалеку от рулевого. У школьников не требуется определения минимального веса для рулевого.

Соревновательные дистанции

  • Для сениоров (мужчин) группы А и группы Б длина гребной дистанции составляет 2000м.
  • Для гребцов-мужчин возрастной категории 17-18 лет квалификационной группы 1 она составляет 1500м.
  • Все другие спорт-смены (мужчины и женщины) преодолевают дистанцию в 1000м.
  • Для спортсменов возрастной категории 11-12 лет длина гребной дистанции составляет 750 м (как для мужчин, так и для женщин).
  • Наряду с этими обычными дистанциями проводятся гонки на короткие дистанции (максимальная протяженность 500 м) и соревнования в гребле на длинные дистанции (минимальная длина 8000 м).

Соревнования

Система проведения соревнований гарантирует широкое участие в соревнованиях представителей всех возрастных категорий и групп, определенных в соответствии со спортивной квалификацией. В издаваемом ежегодно календаре гребли дано расписание проведения приблизительно 120 регат. Сезон проведения соревнований по академической гребле начинается в апреле с гонки на длинные дистанции и заканчивается в октябре проведением осенней регаты на длинные дистанции, а также командных первенств.

Сравнение результатов

В связи с различной глубиной водоемов, на которых проводятся соревнования, особенностями гребных дистанций, а также в связи с влиянием конкретных условий погоды в академической гребле не бывает абсолютных рекордов времени. Однако на наиболее известных дистанциях все же фиксируются установленные рекорды.

Сравнение результатов (времени) отдельных категорий между собой осуществляется путем так называемого «соотношения времени». Исходным моментом при этом является время, показанное восьмеркой на данных соревнованиях. Если остальные команды находятся примерно на том же уровне, то время, показанное ими (при относительно одинаковых условиях погоды), будет превышать время восьмерки на число секунд:

Класс лодки Добавочные сек.
Мужчины (2000 м)
Восьмёрка +0
Четвёрка б/р +28
Четвёрка с/р +39
Двойка парная +43
Двойка б/р +63
Одиночка +75
Двойка с/р +94
Женщины (1000 м)
Восьмёрка +0
Четвёрка парная +13
Четвёрка с/р +22
Двойка парная +25
Одиночка +41

10 причин заниматься академической греблей:

1) Академическая гребля — уникальный вид спорта, в котором спортсмен задействует 95 % мышц тела. Здесь нет места серьезным травмам, упражнения направлены на то, чтобы развить эластичность мышц. За один час занятия академической греблей сжигается около 550 килокалорий — как при интенсивном плавании.

2) Название дисциплины говорит само за себя. Это тренировка не только для тела, но и для головы.В этом спорте не задерживаются легкомысленные и небрежные люди. Если ты связываешься с опытным гребцом, то уже автоматически имеешь дело с воспитанным, дисциплинированным и вежливым человеком.

3) Академическая гребля - серьезный и ответственный спорт. Достижение высоких результатов требует выдержки. Именно по этой причине гребля воспитывает в человеке коммуникабельность и ответственность.

4) Академическая гребля включена в программу Олимпийских игр c 1896 года. Вместе с греблей, как олимпийским видом спорта, в этих временных промежутках берут свое начало спортивная гимнастика, бокс, парусный спорт и футбол.

5) Программа академической гребли предполагает частые выезды на чемпионаты и первенства мира и Европы, что в свою очередь позволяет завести интересные и очень полезные знакомства.

6) Этот спорт считается одним из самых дорогих и элитных. Многие подмечают, что академическая гребля находится на одном уровне с гонками «Формула 1», гольфом и лошадиными скачками. Стоимость одной лодки (скифа) колеблется от 400 тысяч до 2 миллионов рублей.

7) Первый официальный заплыв в академической гребле состоялся в 1715 году в Лондоне. Там же проходит и самое знаменитое соревнование среди гребцов: гонка восьмерок Оксфорда и Кембриджа . Соревнования такого класса проводятся раз в год и по значимости не уступают гонкам Гран-при «Формула 1».

Среди гонок подобного уровня можно выделить следующие:

Регата на реке Чарльз — соревнование по академической гребле на реке Чарльз, которая разделяет Бостон и Кембридж в штате Массачусетс, США.

Королевская Регата Хенли - ежегодная регата, которая проходит в Англии, в городе Хенли с 1839 года.

Эту борьбу английской элиты стоит видеть своими глазами.

8) Максимальная концентрация. Основная задача гребиста - оставаться на водной глади в хрупкой дорогой лодке с тяжелыми массивными веслами, двигаясь при этом таким образом, чтобы не перевернуться и заставить всю конструкцию, вместе с собой перемещаться со средней скоростью 15-20 км\ч, что на воде совсем нелегко.

9) Эстетический повод. Помимо развитой физической формы и умственной деятельности,приятно просто плыть на лодке, на закате, в штиль, отреченным от бытовых проблем, слушать, как с каждым новым взмахом весла о борта лодки бьется вода, дышать свежим воздухом и наслаждаться настоящим, не думая ни о будущем, ни о прошлом.

10) Финансовая выгода. Куш можно сорвать на международных соревнованиях. К примеру, после победы на чемпионате мира человек еще два года получает по $5000 в месяц от Международной федерации гребного спорта.

Трудно назвать точную дату возникновения гребного спорта. Первые упоминания о соревнованиях гребцов есть уже в античной литературе - римский поэт Вергилий описывает в «Энеиде » состязание боевых гребных кораблей, устроенное Энеем - одним из героев троянской войны. В средние века были достаточно распространены цеховые соревнования лодочников. В Лондоне до настоящего времени разыгрывается приз, учрежденный в 1715 году для профессиональных гребцов.

  • В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб «Невский флот », основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.
  • В 1830 году в Англии появились первые лодки с выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической». Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой, (скифовой) обшивкой.
  • Вторая половина 19-го века характеризуется увеличением количества гребных и яхт- клубов, культивировавших вместе с парусным и гребным спортом. Основанный в 1858 году в Петербурге кружок любителей «Моряк на все руки», переименованный в 1860 году в Санкт- петербургский речной яхт- клуб, разработал первый в России правила проведения гребных гонок. 31 июля 1861 года на средней Неве клубом были организованы первые официальные соревнования на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя гребцами, а в 1864 году - первые соревнования на академических лодках. В 1867 году открывается московский речной яхт- клуб «Стрелка», сохранившийся до настоящего времени. Но это были достижения отдельных талантливых трудолюбивых русских гребцов. Ни о каком массовом развитии в дореволюционной России не могло быть и речи. Второе рождение академической гребли состоялось при Советской власти. В первую очередь был открыт широкий доступ в клубы всем желающим заниматься этим видом спорта. Стали строиться новые водные станции, расширилась география гребного спорта, начали готовиться кадры квалифицированных специалистов.
  • Большим событием в истории Советского гребного спорта стала Всесоюзная спартакиада 1928 года . Это были первые крупные соревнования, собравшие всех сильнейших советских гребцов. Героем академической гребли стал ленинградец М. Савримович, победивший в трех классах лодок - в одиночке, двойке и четверке. Традиционное соперничество двух главных гребных центров - Москвы и Ленинграда - принесло победу Ленинградцам. Всесоюзная спартакиада дала мощный импульс дальнейшему развитию гребли в стране. В гребные клубы потянулась молодежь. Возросло количество соревнований, и наиболее интересные из них собрали многотысячную аудиторию зрителей. Академическая гребля завоевывала все большую популярность. Долгое время главными центрами гребного спорта в России оставались Петербург и Москва. Только в 1908 году был создан Всероссийский союз гребных обществ, объединявший к 1914 году 24 клуба. Подавляющее большинство из них было доступно лишь представителям привилегированных слоев общества. Первый чемпионат России по академической гребле состоялся немного раньше - в 1892 году. Победителем в одиночке стал москвич С. Шустов .
  • В 1892 году образовалась международная федерация гребных обществ, (FISA), начавшая с 1893 года проведение чемпионатов Европы, которые стали в дальнейшем открытыми и для гребцов с других континентов. Основная особенность академической гребли - отсутствие ограничений на конструкцию инвентаря и материалов - была сформулирована в первом же регламенте гонок. Спортсменам

разрешалось участвовать в соревнованиях на своей лодке. Никаких требований к лодке не предъявлялось.

Соревнования

Эта дистанция равняется 4 милям 374 ярдам . Участие в гонке между Кембриджем и Оксфордом - удостаиваются лишь лучшие студенты Университетов. Подготовка к состязаниям начинается в сентябре, в университетских командах Кембридж и Оксфорд проводят отборочные туры, в начале отбирают по 40 студентов, а к декабрю остаются лишь 24-28 сильнейших. Впервые университетская регата была устроена в 1829 году в местечке Хэнли . Два школьных приятеля - Чарльз Меривал и Чарльз Уордсворт - поспорили. Оба они учились в университетах, первый - в Кембридже, второй - в Оксфорде. Разрешить спор, какой из вузов сильнее, решили выяснить в гребле на дистанции четыре с четвертью мили (6,8 км). Кембридж выслал официальный вызов на дуэль , и на свет появилась одна из старейших теперь спортивных традиций Великобритании и всего мира. По нынешний день вызов отправляют проигравшие в предыдущей гонке.

Oxford & Cambridge

В день первой регаты, 12 марта 1829 года на берегах Темзы яблоко могло упасть разве что только в воду, на берегу реки собрались двадцать тысяч любопытных! Никто не ожидал подобного ажиотажа. И уже со следующего года было принято решение проводить заезд в Вестминстере . Но в 1845 году место проведения пришлось вновь сменить, берега в районе аббатства не могли вместить всех желающих, и гонка переехала на шесть миль выше по течению. С 1856 года этот гребная дуэль проводится ежегодно (за исключением перерывов вызванных мировыми войнами). За время этих встреч происходило несколько казусных случаев, в -м и -м экипаж Кембриджа затонул, а в -м и -м подобная участь постигла Оксфорд. В -м обе команды были залиты водой и не дошли до финиша (повторный старт на следующий день выиграл Оксфорд), а в -м Кембридж, несмотря на то, что лодка была заполнена водой до самых краев, сумел финишировать. Это крупнейшая двухдневная регата в мире. В ней ежегодно принимают участие до 8 тыс. спортсменов на более чем 1700 лодках. Кроме того, данное мероприятие постоянно привлекает около 300 тыс. зрителей. Протяженность трассы - 5,1 км. Гребцы стартуют от Бостонского университета и финишируют между мостом Эллиота и Северо-восточным университетом . В конце регаты проводятся самые престижные заезды: «четвёрки» и «восьмёрки» (мужчины и женщины). Участниками являются команды из колледжей, школ, спортивных клубов Новой Англии , а также все желающие в индивидуальном зачёте. Интересно, что возраст гребцов варьируется от 14 до 85 лет. В 2006 году в гонке принимали участие спортсмены из Китая , Хорватии , ЮАР , Ирландии и Нидерландов .

Международная федерация гребли

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГРЕБНОГО СПОРТА (ФИСА) - организует и проводит соревнования по академической гребле в программе Олимпийских игр, совершенствуют систему проведения соревнований, проводит чемпионаты мира, курирует международные соревнования и проводит работу по развитию вида спорта, расширению географии, совершенствованию правил соревнований, методики подготовки гребного инвентаря и развитию водного туризма. Эту работу выполняют соответствующие комиссии в составе ФИСА.

Основы гребли

Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чуствах и представлениях о гребле. Задачей тренера - является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

Гребок

Есть два основных момента в технике гребка - начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и тысячных секунды.

Виды гребли академической

Соревнования по академический гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля, это гребля двумя веслами, распашная гребля это гребля одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.

Одиночка

Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

  • Одиночки - мужские и женские;
  • Двойки парные - мужские и женские; двойки распашные - мужские и женские; двойки парные легкого веса - мужские и женские;
  • Четверки распашные - мужские и мужские легкого веса; четверки парные мужские и женские;
  • Восьмёрки - мужские и женские;

Классы лодок в академической гребли, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе Чемпионатов Мира:

  • Одиночки - мужские и женские легкого веса;
  • Двойки - мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса;
  • Четверки - мужские распашные с рулевым; четверки - распашные женские, четверки - мужские и женские парные легкого веса;
  • Восьмёрки - мужские легкого веса;

Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение - Олимпийские игры (там все должны быть одного пола).

Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

Особенности академической гребли

Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарке и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля - это один из немногих видов спорта в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела. Основные отличия от гребли на байдарках и каноэ таковы:

  • Длина прохождения дистанции
Варируется от 500 метров до 160 километров, взависимости от характера гонок: У юниоров «Б» (младше 16 лет) - 500-1000 метров, у юниоров «А» (16-18 лет) от 1000 до 2000 метров, у «U-23» и старше стандарт 2000 метров. Заезд на дистанцию более 2000 метров - считается марафоном.
  • Способ движения
Для «академистов» характерно движение спиной вперёд, причём коррекция движения лодки осуществляется по специальным дорожкам (буйкам)
  • Инвентарь
  • Скорость движения
До 20 км/ч (средне-ходовая для 8+) и до 30 км/ч (на "рывках" (старт/финиш)), об этом можно судить по показанному времени прохождения дистанции (2000 ). Самимыми скоростными лодками считаются 8+
  • Техника самой гребли

Оборудование

Академические суда - спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (вертлюгами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на учебные (любительские) и гоночные. Учебные лодки как правило шире и имеют более высокие борта.

Сначала лодки делались исключительно из дерева, откуда сложилось разделение типов лодок по способу изготовления. «Клинкер» обшивался набором продольных реек. «Скиф» - фанерой или шпоном ценных пород дерева. Позднее композиционными материалами . Сейчас, когда «клинкерная» техника и «клинкерные» лодки ушли в прошлое «скифами» стало принято называть все гоночные лодки.

С 1980-х годов лодки производятся из углеродных материалов по технологии многослойного сэндвича, с применением в качестве связующего высококачественных эпоксидных смол. Стоимость лодки примерно равна цене автомобиля среднего класса.

Обычно лодки хранятся в эллинге уже снаряжённые и настроенные. А если спортсмены приезжают на соревнования, или просто готовят себе новую лодку, то её необходимо настроить. Навинчиваются кронштейны и регулируются вертлюги, чтобы выставить оптимальный угол лопатки, относительно воды. Если он будет не точен, то весло может либо "лететь", то есть вылетать из воды раньше окончания гребка или на оборт "тонуть" - уходить глубже чем надо, тогда требуется больше усилий, что бы вынуть лопатку в конце гребка. Для настройки существуют специальные уровни.

Так выглядит 4-ка изнутри. Можно рассмотреть полозки и подножки (упоры).

Подножки это лёгкие кросовки, у которых есть дополнительная "липучка" на заднике, что бы проще было мокрые ноги вынимать. Кросовки эти жёстко привинчены. Но как и полозки, подножка регулируется вперёд-назад. В фокус не попали, но можно разглядеть на 3-м номере (номера считаются от носа лодки) тросики рулевого управления. Один из кроссовок не жёстко закреплён, а имеет поворотное крепления. К носку прицеплены два тросика и слегка поворачивая ботинок, спортсмен подстраивает курс. Есть отдельные классы (двойка рульная, четвёрка рульная и восьмёрка) в которых лодкой управляет отдельный член команды - рулевой. Он сидит или в носовой части или на корме. Помимо рулёжки он отвечает за контроль ситуации на гонке, командует ускорения и кричит в такт ритму. В парном классе лодок с рулевым нет. В одиночках руля нет ни в каком виде.

Как я уже говорил, спортсмены отходят на воду от плотиков. Но пержде всего надо вынести вёсла и баночки. 4-ка парная подготовила свой комплект.

Спортсмены сами выносят лодку к плотику. Лёгкие классы на плече, тяжёлые типа 4-ки или 8-ки перевёрнутыми над головой или положа борта на плечи. Так же и с воды снимают. Заодно упомяну про форму гребцов. Обычно спортсмены одеты в "велошорты", только без поролоновой подушки под задницей, либо в комбенизон (майка+велошорты). Ближе к холодам одевают обтягивающие штаны. Сверху либо майка, либо олимпийка. Главное требование, что бы штаны не задевали за шпангоуты лодки и не попадали в полозки.

Поставив лодку на воду, устанавливают вёсла. На этой фотографии можно увидеть крыловидные кронштейны, о которых я писал в прошлом посте.

Новичкам особенно трудно ставить вёсла с внешенй стороны, так как приходится балансировать на одной ноге. Но уже через пару занятий страх проходит. А вот когда плотик высокий, то трудно приходится всем. В Затоне с этим проблем нет.

Одиночники это отдельная каста. Гребля - командный вид спорта, а гребля в одиночке - индивиддуальный. От одиночников требуется более высокая самоорганизация.

Когда команды уходят на тренировку, то на плотиках остаётся куча кросовок. Их можно положить в лодку, но они там намокнут, да и смысл лишний груз возить.

Тренер (Алексей Колобухов). Некоторые спортсмены, завершив картеру остаются на тренерской работе и воспитывают новое покление гребцов.

Расскажу немного про сами классы. Надо отметить что есть ещё такая категория спортсменов как "легковесы", они выделяются в отдельный класс, но лодки используются теже, просто спортсмены легче)

Мифы
Многие новички боятся перевернутся. На самом деле, перевернуть академическую лодку очень трудно, в отличие от той же байдарки. Закрепленные на лодке вёсла образуют длинные выносы, котрые выполняют роль упоров. Конечно, можно перевернутся в одиночке, если по неумению опереть вёсла на воду ребром лопатки и сместить баланс на одну из сторон. Молодые одиночники так же могут кувыркнутся отталкиваясь от плотика. В распашном классе перевернуть лодку, конечно же можно, но для этого надо вынуть все вёсла и раскачать её. На скорости ни одну из лодок нельзя перевернуть. Можно только "утонуть", если транероваться в высокую волну, не задраив отверстия деки. Сам тонул пару раз. Один раз при температуре воды + 8. Приятного мало. В один момент ты понимаешь что лодка "утонула" и надо плыть к берегу таща её за собой. "Утонула" условное понятие. Она просто по борта погружается в воду. Главное уметь плавать и спасти баночку)

Одиночка
Как я уже сказал, одиночка это индивидуальный класс. Но из одиночников могут комплектоваь и 2-ки парные и 4-ки парные. Хочу обратить внимание на ход вёсел. Рукоятки в парном весле перекрывают дуруг друга и приходится одну кисть вести выше другой. Для контроля скорости в одиночке (и не только) устанвливаются специальные датчики, один под баночку, проказывает темп, а другой, ввиде маленького киля с винтом внутри, для определения скорости.

Двойка парная
В командных классах есть такое понятие как "загребной". Это спортсмен сидящий на ближнем к корме номере. Он как бы капитан команды и все сидящие за его спиной должны синхронно с ним выполнять все движения.

Четвёрка парная
Четвёрки могут тренероватся отдельной командой, а могут формироватся из одиночников и двоечников. На соревнованиях, в этом случае, спортсмены гоняются в своих классах, а потом в 4-ке. Кстати суммарный возраст этой команды ветеранов около 270 лет! На тертьем номере сидит знаменитая Анна Ивановна Ланщикова. Заслуженный тренер России (и обладатель ещё множества атитулов), воспитавший не одно поколение гребцов. Она не меняется с годами)

Двойка распашная
Рассказ про распашное весло надо, конечно, начать с двойки "без рулевого" и двойки "с рулевым". Но их в этот раз не было, и всё что я расскажу далее про четвёрки можно отнести и к ним. Едиснтвенный нюанс в двойке распашной, это то что спортсмены должны одинаково вкладыватся в гребок, иначе лодка начнёт уходить с курса и придётся её постоянно подруливать.
Двойки рульные и четвёрки рульные не являются олипийским классом, но участвуют в ЧМ. Из двоек, так же формируют команды четвёрок и восьмёрок. Надо отметить, что распашники и парники не перемешиваются между собой, за исключением особых случаев. Я тренеровался в основном в рульной четвёрке и рульной двойке на баковой стороне. Мне кажется что распашники всегда более высокие нежели парники. Я со своими 183 см был одним из низкоросликов)

Четвёрка распашная "безрулька" .
Два весла с одной сторны, два с другой. Загребной обычно сидит на "загребной" стороне (как на фото), но бывают и исключения, когда "баковый" загребает..например я). В этой команде 3-й и 4-й номера бронзовые призеры Олимпиады-1996 Павел Мельников и Николай Аксенов. На первом и воторм номере призер чемпионата СССР Андрей Богдашин и участник чемпионата мира среди молодежи Алексей Колобухов (уже знакомый нам тренер).

Четвёрка "рульная"
Мой любимый класс. Рулевой, как я уже говорил, сидит в носовой деке. Руль это палочка, котора расположена паралельно ходу лодки. Раньше были варианты, где рулевой сидеол на корме, лицом к загребному. Но я таких не встречал, кроме восьмёрок.

По сути, заднее расположение лучше, так как загребной лучше слушет рулевого. А чего его слушать? - спросите вы. А слушать нужно, так как во время гонки загребной может потерять темп (в среденем это порядка 38-42 гребка в минуту), или упустить ускорения соперников. Рулевой своими криками командует окончание каждого гребка и ускорения - А ну пошли десять! Это занчит нужно максимально быстро поднять скорость лодки за десять гребков. Чтобы его команды были слышны всем, в некоторые лодки устанвливают динамики, а рулевой говорит в микрофон. В coxbox , а именно так называется данная система, встроены вышеупомянутые датчики скорости, темпа и конечно, секундомер.

Так же на рулевого ложится хозяйственная часть, сгонять за пивом вынос баночек на плотик и тд. Хорошие рулевые на вес золота.

Восьмёрка
Восьмёрок не было, но скажу (и покажу на фото из инета) что они всегда рульные и это очень мощные лодки. На фото можно посмотреть как выглядит заднее расположение рулевого.Команды для восьмёрки часто набирают из четвёрок и двоек на одну гонку (иногда прямо за час до гонки)). Если сидеть и не грести в ней (на тренировке, когда работают только четыре или шесть номеров) то удержаться очень трудно. А во время гонки темп достигает максимума и если ты начинаешь чутка выпадать из него, то нужно срочно всё исправлять, так как движения рук и ног начинают толкать пустоту, потому что лодка перешла уже в другую фазу. Это как тянуть канат. Либо со всеми либо иди гуляй. В других классах это не так заметно.

Теперь немного о технике гребка. Точнее о том как лопатки входят и выходят из воды. Вы заметили, что они имеют два положения - перпендикулярно и паралельно воде.

Это сделано для того что бы в заносе, когда весло летит над водой, оно имело практически линейную траекторию движения рукоятки. В процессе гребка лопатка находится перепендикулярно воде и толкает воду. Когда все фазы гребка завершены и руки, держащие рукоятку, находятся у груди, одним неуловимым движением, на уровне инстинкта, рукоятка (валёк) чуть опускается вниз и одновременно подкручивается кистью. Лопатка выходит из воды и весло "развальковывается" - лопатка становится параллельно воде. Дальше идёт "подъезд" с заносом весла и очередное мимолётное движение кистей опускает лопатку перпендикулярно в воду ("захват"). И тут же согнутые ноги молниеносно распрямляются ("толчок"). Эта фаза очень важна. Именно она даёт лодке нужное ускорение. На тренировках в спортзале спортсмены выжимают ногами порядка 200 килограммов с ускорением. Но перед этим, на "подъезде", важно не остановить лодку, так как масса всех гребцов перемещается в сторону кормы.
Скорость лодки всецело зависит от баланса между скоростью на "подъезде" и мощьностью "толчка" в гребке. В случае дисбаланса, когда спортсмен "летит на подъезд", лодку придётся пинать каждым гребком.

Ну и конечно, баланс физический. Лопатки не должны касатся воды. Вообще, самый лучший звук, который я когда либо слышал - это звук воды, шуршащей о борта твоей лодки, идущей на балансе с низким темпом в утренней тиши, и синхронный грохот четырёх развалькованных вёсел, которые только что отправили лодку ещё быстрее вперёд. Трёхсекундная пауза, тишина, и лопатки вновь медленно заскользили над водой что бы быстро, но тихо погрузится в неё и сделать следующий гребок.

В заключительной части, я расскажу про то как проходят соревнования.